ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 655
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Тема занятия: звук ы.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звука ы в слогах, словах и предложениях; выделение звука ы из середины и конца слова; знакомство с буквой ы; анализ, синтез и чтение прямого слога; образование множественного числа существительных с окончанием ы.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Обращаясь к детям, логопед говорит: «Сегодня мы будем учить новый звук – ы».
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
1. Произнесение звука ы.
Дети произносят звук ы. Их внимание обращается на то, что язык находится глубоко во рту. Логопед обходит ряды, спрашивает отдельных детей, следит за артикуляцией и четкостью произношения.
2. Детям предлагается вполголоса произносить звук ы, ощущая при этом положение языка и его напряженность.
Затем звук ы произносится детьми еще раз. Теперь внимание детей обращается на то, что звук ы произносится свободно и его можно петь. Устанавливается, что это гласный звук.
3. Детям предлагается произносить слоги и слоговые сочетания, например: ты, мы, вы, пы, ны; мы - ты; та – ты; ты – та – то и т.п. (Повторение слоговых сочетаний проводится как игра «Кто внимательней?».)
4. Логопед произносит название предметов в единственном числе, дети должны произнести их во множественном. Для образования множественного числа подбираются примерно такие слова: конфета, тыква, кофта, кот, плита, липа, клен, лимон, павлин, пулемет, кнут, панама, канава, ванна и т.п. Это упражнение можно проводить, предлагая детям заканчивать предложения: У дома растут… У пастухов…
III. Выделение звука ы из состава слова.
Детям предлагается поднимать руку, если они услышат в произносимом логопедом слове звук ы. Примерный ряд слов: дом, мак, дым, усы, ком, бык, дубы, дыни, мох, весы и т.п.
IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.
Логопед показывает детям пары картинок. На одной из них изображен один предмет (название которого оканчивается на –а), на другой – несколько (название предметов во множественном числе имеет окончание –ы), например: конфета – конфеты; лента – ленты; тыква – тыквы; липа – липы; кофта – кофты; яма – ямы; канава – канавы; панама – панамы. Логопед произносит конечный гласный (а или ы); вызванный ребенок «угадывает», какая картинка задумана, и четко произносит нужное слово. Внимание детей обращается на различные окончания существительных в единственном и множественном числе.
V. Произнесение предложений.
На наборном полотне выставлен ряд уже знакомых детям картинок (панамы, конфеты, коты, кофты, лимоны и т.п.). Логопед предлагает детям самостоятельно составлять предложения по такому образцу: У Наты дыни. Дети по вызову логопеда составляют предложения «про папу», «про маму», «про Тату», «про Вову».
VI. Знакомство с буквой ы.
Выкладывание прямых слогов с буквой ы. Преобразование слогов (пы – мы – ты…; ты – та – то…). Чтение слогов.
Письмо буквы ы.
VII. Подведение итогов занятия.
Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков ы – и.
Тема занятия: дифференциация звуков и – ы.
Цель занятия: дифференциация звуков и – ы; произнесение слов со звуками и – ы; развитие слухового восприятия; выкладывание и чтение прямых слогов; образование множественного числа существительных с окончаниями –ы и –и.
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит о том, что сегодня будут повторяться звуки и и ы. Затем он спрашивает: «Какие это звуки?» Дети вспоминают, что звуки и и ы – гласные.
II. Сравнение и правильное произнесение звуков и и ы.
1. Логопед предлагает детям произнести звук и и посмотреть (в индивидуальные зеркала), в каком положении находятся язык и губы (язык у нижних зубов, губы «улыбаются»). По просьбе логопеда дети произносят звук и и рассматривают свою артикуляцию.
2. Затем произносится звук ы. Устанавливается, что при произнесении этого звука язык оттягивается от зубов.
3. Детям предлагается шепотом и вполголоса поочередно произносить звуки и и ы, ощущая изменения в положении языка и губ.
III. Произнесение слогов со звуками ы и и.
По просьбе логопеда дети произносят слоги пы – пи, вы – ви, мы – ми и др.
Внимание детей вновь обращается на изменение артикуляции при произнесении звуков ы и и.
Дальнейшие упражнения в произношении слогов и слоговых сочетаний могут быть проведены в различной форме. По просьбе логопеда дети произносят различные слоговые сочетания типа мы – пы – пи и т.п. Упражнение проводится в игровой форме как соревнование.
Проводится игра «Эхо». Одна половина детей произносит какой-либо слог со звуком ы, например пы, другая («эхо») – отзывается, произнося пи.
Детям предлагается прослушать и запомнить ряд из трех-четырех слогов, например пы – пи – пи. Затем дети поочередно произносят по одному слогу, соблюдая данную последовательность. Четвертый опять начинает со слога пы и т.д. Это упражнение проводится по типу игры «Телефон».
Проводится игра с мячом. Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч кому-либо из детей и произносит слог с одним из дифференцируемых звуков (например, мы). Ребенок, поймавший мяч, возвращает его обратно, произнося слог с другим звуком (т.е. ми).
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
Упражнения в произнесении слов также могут иметь разные варианты. Перечислим некоторые из них.
Детям предлагается на слух воспринимать ряды слов (три-четыре слова), а затем правильно их произносить в заданной последовательности. Слова подбираются так, чтобы они содержали возможно больше дифференцируемых звуков, т.е. звуков ы и и, например: тыквы, липы, мотыльки и т.п.
Логопед произносит существительные в единственном числе; детям предлагается те же слова произносить во множественном. При этом дается примерно такая инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а вы про много, если я скажу липа, вы должны сказать липы». Для образования множественного числа подбираются примерно такие слова: ель, клен, липа, олень, охотник, веник, лимон, лента и т.п. Внимание детей обращается на различные окончания - -ы или –и. Вызванный ребенок должен четко произнести нужное слово, а затем назвать последний гласный звук (ы или и).
Как игра в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных множественного числа и на выделение гласного из конца слова. Логопед показывает детям пары картинок. На одной из них изображен предмет, название которого во множественном числе имеет окончание –и; на другой – окончание –ы, например: маки – пионы; тыквы – дыни; утки – дубы; конфеты – вафли; ленты – клетки. После того как дети четко произнесут названия предметов, им предлагается догадаться, какой предмет задуман. Логопед произносит конечный гласный (ы или и). Вызванный ребенок угадывает задуманное слово. Внимание детей обращается на различные окончания во множественном числе.
Проводится игра в мяч. После соответствующего пояснения логопед, стоя в середине круга, по очереди бросает мяч детям и при этом начинает предложения. Дети договаривают.
Примерные предложения: В лесу волки… (выли.) Птички гнездышко… (вили.) Вова и Коля окно… (мыли.) Петя и Сережа дрова… (пилили.)
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
Примерный текст: Это новый дом. У дома поляна. Алик и Коля копают ямы. Тут будут ели, липы и клены.
VII. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопросы, на которые дети дают ответы: «Какие звуки мы сегодня учились правильно произносить?» (Ы и и.) «Какие это звуки?» (Гласные.)
В описание хода занятий мы включили несколько вариантов упражнений в закреплении правильного произношения слогов и слов. Одни упражнения логопед может включить в план фронтальных занятий, другие – использовать, занимаясь с отдельными группами.
Седьмая неделя обучения
Дифференциация звуков ы – и (продолжение) – одно занятие.
Мягкие звуки – одно занятие.
Звук и буква и – одно занятие.
Звук с и буква с – два занятия.
Следующее занятие на дифференциацию звуков ы и и может начинаться со сравнения этих звуков. Затем проводятся те или иные слоговые упражнения и упражнения в правильном произнесении слов. Большое внимание уделяется составлению (по картинкам, демонстрации, вопросам) и правильному произнесению предложений.
Опишем примерные упражнения.
Повторение предложений с последующим воспроизведением при помощи вопросов или по первому (или любому) слову. Примерные предложения: У дома ивы и липы. Инна покупает конфеты и вафли. Это пионы и маки. У канавы утки. Ким любит дыни.
Составление предложений с помощью вопросов «что делают?» или «что сделали?». Логопед с помощью специально подобранных двух-трех пар сюжетных картинок (по одной из картин каждой пары можно составить предложение с глаголом несовершенного вида, по другой – с глаголом совершенного вида) обращает внимание детей на завершенность или незавершенность действия. Перечислим примерные пары предложений: Дети строят дом. – Дети построили дом. Дети украшают елку. – Дети украсили елку. Мальчик рисует лошадь. – Мальчик нарисовал лошадь. Выставив на наборном полотне картинки, логопед предлагает детям внимательно его слушать и угадать, какую картинку он задумал. Каждый раз произносится только одно слово, обозначающее действие, например: украшают… построили… нарисовал… и т.п. Дети должны молча указать на нужную картинку. Логопед, подтверждая «догадку» детей, произносит предложение полностью. Во время проведения второй части упражнения логопед предлагает детям самостоятельно составлять предложения по картинкам или по демонстрациям. Могут быть составлены следующие пары предложений
Все составленные предложения должны произноситься детьми предельно четко. В случаях затруднений с отдельными детьми упражнение проводится повторно в часы индивидуальных занятий под руководством воспитателя или логопеда.