Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 661

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Составленные предложения могут объединяться в рассказ. В этом случае вначале детям даются отдельные слова, из которых они должны составить предложения.

Приведем примеры: 1) В, сосна, сад. 2) Под, скамейка, сосна, стоять. 3) Соня, скамейка, сидеть, на. 4) Скамейка, у, сидеть, собака. 5) Соня, давать, хлеб, кусок, собака.

Затем логопед предлагает детям вспомнить все составленные предложения. Получается рассказ: В саду стоит сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У скамейки сидит собака. Соня дает собаке кусок хлеба. Рассказ заучивается.

IV. В различной форме проводятся упражнения в образовании множественного числа именительного и родительного падежей существительных. Особое внимание обращается на слова стаканы – стаканов, санки – санок, апельсины – апельсинов, письма – писем, колеса – колес, стулья – стульев, сыновья – сыновей, доски – досок.

Аналогичные упражнения проводятся с целью образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (лесок, стулик, столик, спинка, свинка, носик, усики, ослик и т.п.).

В процессе постановки звуков с и з дети узнают, что первый из них глухой, второй – звонкий. Планируя занятия на звук з, логопед включает в него сравнение звуков по звонкости-глухости. Пусть дети сами скажут, какая разница между этими звуками. (Звук с мы говорим тихо, без голоса, а звук з громко, звонко, с голосом).

При сравнении звуков с и з детям можно предложить послушать собственное произнесение этих звуков. При этом им рекомендуется слегка прикрыть уши ладонями. Поочередно произнося то глухой звук с, то звонкий з, дети хорошо улавливают разницу между ними.

Дети знакомятся с терминами «глухой звук», «звонкий звук».

В процессе закрепления правильного произношения звуков з и з’ они сравниваются со звуками с, с’, ж. В то же время идет дальнейшее закрепление полученных навыков деления слов на слоги. Дети сами зарисовывают или выкладывают схемы, по готовым схемам подбирают слова.

Проводятся различные упражнения с целью закрепления правильного произношения и различения звуков з и з’.

Дети повторяют слоговые сочетания или ряды слов типа зо – зу – за, зво – зва – звы, зи – зю – зя, за – зя, зë – зë – зо, звонок, завод, знамя. С помощью картинок дети выбирают слова с тем или другим звуком: например, может быть предложено из трех слов выбрать слово со звуком з’: зайка, зима, зубы; земляника, зонт, звонок.


В форме игры в мяч проводится упражнение в замене твердого звука мягким или наоборот. С этой целью логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком з или з’ (за, зе, зю, зо и т.п.). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем твердый звук на мягкий или наоборот, т.е. если логопед скажет зи, ребенок должен сказать зы и т.д.

Включаются, постепенно усложняясь, упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Могут быть использованы следующие сочетания прилагательных с существительными мужского и женского рода: зимний день, зимняя обувь, зимние забавы, зеленый зонт, зеленая ваза, зеленые листья, забавный козленок, забавная обезьянка, забавные козлята и т.п.

При образовании именительного и родительного падежей множественного числа обращается внимание на слова козлята – козлят, гнезда – гнезд, звезды – звезд.

В различных формах продолжается работа над предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’. В составляемые детьми предложения вводится предлог за.

По возможности быстрее следует переходить к дифференциации звуков с и з, с’ и з’.

В связи с этим в занятия включаются различные упражнения. Это может быть повторение слоговых сочетаний или рядов слов типа са – за, за – за – са, спа – зба, ста – зда – зда, ся – зя, зе – зе – се, сани, зайка, зубы; зима, сено, изюм; отбор с помощью картинок слов с тем или иным звуком; замена в слоге звонкого звука глухим и наоборот; поочередное произнесение детьми слогов или слов то со звонким, то с глухим звуком.

Продолжается работа над словосочетанием и предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’.

Напомним, что в упражнения, связанные с обучением грамоте, включается только буква з (а не с), так как в это время происходит закрепление связи между звуком з и соответствующим графическим знаком.

Приведем примерный план одного из занятий, посвященных дифференциации звуков с и з.


Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

Цель занятия: различение и правильное произнесение звуков с и з; анализ слов типа зубы; согласование прилагательных с существительными.

Примерный ход занятия

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

Каждый раз устанавливается, что слово начинается на звук с (примерные картинки: сом, сок, суп, самолет, станок, самокат, спутник, сумка).

Картинки выставляются на наборном полотне. Делается вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук с.

Логопед спрашивает: «Какой это звук?» (Согласный, твердый, глухой.) «Почему звук называется глухим?» (Звук с произносится без голоса.)

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

Устанавливается, что звук з звонкий и произносится с голосом.

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

Дети становятся в круг. В центре круга – логопед. Логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком с или з (со, са, зо, су, зо, су, зу, са, со, зу, зы). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем звонкий звук на глухой или наоборот, т.е. если логопед скажет зу, ребенок должен сказать су и т.п. Логопед бросает мяч всем детям по очереди. Ребенок, допустивший ошибку, выполняет какое-либо дополнительное задание – придумывает по одному слову на изучаемые звуки, анализирует предложенный логопедом слог и т.п.

Упражнение в форме подвижной игры проходит очень живо. В то же время для правильного выполнения двойного задания (поймать мяч и правильно сказать слог) требуется максимальное напряжение внимания.

После окончания игры дети садятся на свои места.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

Каждый ребенок получает по две картинки. Названия изображенных на них предметов начинаются на звук с или з. Картинки кладутся перед детьми картинками вниз. По счету «раз» дети открывают картинки, по счету «два» они самостоятельно произносят слова и выделяют первый звук, по счету «три» к доске должны выйти все, у кого слова начинаются на звук з. Дети по очереди показывают свои картинки и произносят слова. Коллективно проверяется правильность ответов.


Игра продолжается. На этот раз дети подбирают слова, содержащие звук с.

V. Анализ слов типа зубы.

1. Логопед спрашивает: «Какие гласные звуки вы знаете?» (А, у, э, о, ы, и.)

2. Производится устный анализ слова зубы. Устанавливается, что в этом слове два слога. Логопед зарисовывает уже знакомую детям схему, в которой длинной чертой обозначается слово, короткими – слоги. Затем сосчитывается количество звуков в каждом из слогов и определяется, какие именно это звуки. В схему добавляются кружки, обозначающие звуки.

Затем дети самостоятельно проводят анализ и выкладывают схемы слов: совы, козы, ваза.

Внимание детей обращается на то, что в каждом слоге один гласный звук. Задается вопрос: «Какой из звуков есть в слове – глухой с или звонкий з


VI. Согласование прилагательных с существительными.

1. Детям предлагается правильно произнести и запомнить следующие словосочетания: зеленый лист, забавная обезьянка, лесная земляника.

2. Дети заканчивают предложения данными словосочетаниями, употребляя слова в нужной грамматической форме, затем произносят предложения полностью.

Примерные предложения: В клетке сидели… (забавные обезьянки.) Весной на осине появились… (зеленые листья.) В июне поспевает… (лесная земляника.)

Вариант.

Ответы на вопросы по тексту, заучивание текста: Зимой. Наступает зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.

Вопросы к тексту: «Какое время года наступает? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?» Вопросы задает логопед, а затем дети.

VII. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки мы сегодня учили?» (С и з.)

Дети самостоятельно придумывают по одному слову сначала с глухим звуком с, затем со звонким звуком з. При этом подбираемые детьми слова не должны повторяться.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Сани, сова, сок, сом, сук, суп, соль, сумка, совок, самолет, самокат, сливы, свиньи, стакан, свисток, станок, спутник, скамейка, усы, коса, мясо, весы, лиса, кусок, песок, фасоль, лес, нос, маска, миска, ослик, пастух, пояс, овес, компас, аист, киоск, куст, мост, соска, сосна, пылесос

Звук c'

Сито, сено, сетка, семь, селедка, пасека, восемь, осень, лисенок, лисята, василек, письмо, сосиски.

Слова собака, сундук, судак, сапоги, сандалии, стадо, посуда, стадион, поднос, автобус, гуси, беседка, наседка используются при закреплении правильного произношения звуков с и с’ применительно к тем детям, которые произносят звонкие звуки.

Учитывая, что дети нередко неправильно образуют множественное число, например стаканы вместо стакáны, подбираются картинки с изображением одного предмета и группы предметов.

Звук з и з’

Зонт, закат, замок, завод, змей, змея, звонок, ваза, язык, коза, тазы, фазан, козлик; зима, земляника, изюм, обезьяна, вазелин, бузина.