Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 611

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Тема занятия: звук и буква с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с в словах и предложениях; звуковой анализ слов типа сук; полный ответ на вопросы; чтение слогов.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед: «Дети, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить слова со звуком с».

II. Произнесение звука с.

Логопед вызывает детей, которые еще недостаточно овладели произношением звука с, и напоминает им о необходимости правильно артикулировать и четко произносить этот звук. При этом он подчеркивает, что звук с согласный, твердый.

III. Логопед предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на звук с. Дети отвечают. Затем он просит их вспомнить слова со звуком с в конце слова. Дети дают ответы.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

1. Логопед задает детям ряд вопросов: «Дети, какие вы знаете гласные звуки?» (А, о, у, э, ы, и.) «Какой гласный звук в слове танк?» (А.) «Какой гласный звук в слове мост?» (О.)

Гласные звуки а, о, у, ы выделяются еще из нескольких слов, например: бык, мох, ком, стук, бок, дым и т.п. Тем детям, которые уже правильно произносят звуки ш, л, р, можно предложить для выделения гласных слова: шум, лук, стул, стол, волк, класс, рак, брат, парк, двор и т.п.

2. Логопед предлагает детям произнести слово суп. После этого задает им ряд вопросов: «Какой первый звук в этом слове?» (С.) «А второй?» (У.) «А третий?» (П.) «Какое получается из этих звуков слово?» (Суп.) «Какой гласный звук в этом слове?» (У.)

Слово суп выкладывается из фишек.

Также осуществляется анализ слова нос, сук, сок.

3. Логопед говорит: «Дети, вы уже научились выделять все звуки из коротеньких слов и находить звуки в слове. А теперь мы поиграем в «живые звуки».

Логопед вызывает трех детей (один из них «звук» с, другой – у, третий – п). Дети становятся в ряд. Логопед говорит, что в слове суп три звука. Затем он просит назвать первый, второй и третий звуки, а потом и все слово.

Также анализируется звуковой состав еще двух-трех слов.

«А теперь, - продолжает логопед, - ко мне подойдут «звуки» м, а и к». «Звуки» становятся рядом. Логопед еще раз говорит детям, что это звуки м, а, к. Затем он спрашивает: «Кто догадался, какое получилось слово из этих звуков?» (Мак.) «Значит, слово мак состоит из каких звуков?» (М, а, к.)


V. Составление и чтение прямых слогов и слов типа сок с помощью пособия «Окошечки».

Чтение обратных и прямых слогов (в разбивку) по таблице.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

Дети вслед за логопедом повторяют (с помощью картинок) ряд предложений, которые им предлагается запомнить: У Сони самокат. Над кустами летают осы. Соня вынимает мясо из сумки. Кубики упали со столика.

Затем детям задаются вопросы («Что у Сони? Над чем летают осы? Что делает Соня? Откуда упали кубики?»), на которые они должны дать полный ответ, точно воспроизводя сказанные предложения.

VIII. Подведение итогов занятия.

В итоге первого периода обучения дети овладевают четким и правильным произношением звуков в соответствии с общим планом обучения. Кроме того, в часы индивидуальных занятий оказываются поставленными и первично отработанными большинство трудных для произношения звуков (ш, ж, л, р и др.). Значительно развиваются слуховое восприятие и память. К этому времени дети хорошо различают все те звуки, которые изучались на фронтальных занятиях. Они удерживают в памяти до четырех-пяти не связанных по смыслу слов, без труда заучивают наизусть небольшие тексты.

В конце первого периода обучения, в связи с введением в активный, правильно произносимый словарь отработанных в произношении звуков, начинается работа над предложением – дети дают полные и краткие ответы на вопросы, самостоятельно составляют предложения по картинкам или по данным словам.

От умения выделять из слов первый гласный звук дети приходят к возможности осуществлять полный звуковой анализ простейших слов, состоящих из трех звуков.

В то же время дети познакомились с буквами а, у, о, ы, и, п, т, м, к, с. Вместе с тем они научились писать эти буквы и читать слоги типа ГС и СГ, слова СГС.

Одновременно они практически усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «звук», «твердый звук», «мягкий звук».


Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Фронтальные занятия пять раз в неделю

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Основной задачей второго периода обучения является постановка наиболее артикуляционно сложных звуков и дифференциация звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф – в; с – з; ш – ж; п – б; т – д; к – г); мягкие и твердые (с – с’; з – з’ и др.); свистящие и шипящие (с – ш; з – ж); плавные – вибранты (р – л; р’ – л’) – в соответствии с индивидуальными планами каждого из детей и общим планом обучения.

На фронтальные занятия выносятся для окончательного их закрепления поставленные и уже хорошо различаемые звуки на усложненном речевом материале в указанной в прилагаемом плане последовательности (см. с.163).

Упражнения в закреплении и различении поставленных звуков постоянно сочетаются с осознанным анализом звукового состава слова.

Во втором периоде обучения значительно расширяются возможности сочетать упражнения в правильном употреблении звуков в составе слов и предложений с лексическими и грамматическими упражнениями. Продолжаются упражнения, направленные на образование слов с помощью суффиксов (дерево – деревянный) и словосложения(рыбу ловит – рыболов), внимание детей привлекается к образованию слов с помощью приставок (уехал, приехал, заехал, подъехал…). Систематически проводятся упражнения в образовании наиболее трудных грамматических форм слова. Это может быть образование форм множественного числа именительного, родительного и других косвенных падежей существительных и прилагательных (Это спелые яблоки. На яблоне много… (спелых яблок.); образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных (У кошки пушистый хвост. У котеночка… (пушистый хвостик); образование определенных форм глаголов (стричь – стрижет; скачет – скакал) и т.п.

Одна из задач, стоящих перед логопедом в это время, - учить детей составлять предложения без предлогов и с предлогами, распространять их с помощью вопросов однородными и второстепенными членами, отвечать на вопросы полными, правильно составленными предложениями, задавать вопросы по текстам или по картинкам. Весь усваиваемый детьми словарь в той или иной форме вводится в предложения.


Постоянное заучивание небольших рассказов (в связи с закреплением правильного произношения звуков) дает возможность упражнять детей в ответах на вопросы, в то же время оно способствует развитию произвольной памяти, является подготовкой к самостоятельному пересказу.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Во втором периоде обучения выделяются специальные занятия по обучению грамоте. В начале второго периода обучения дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры при этом используется схема, в которой длинной полоской обозначаются слова, короткими – слоги. Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом двусложных слов типа СГСГ и односложных типа СГС; при этом они составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети постепенно усваивают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков, один из звуков произносится длительнее, громче – это ударный гласный. Упражнения в составлении схем слов включаются как в занятия по произношению, где они всегда сочетаются с закреплением правильного произношения усваиваемого в данное время звука, так и в занятия по грамоте, где они связаны не только с дальнейшим усвоением того или иного звука, но и знакомством с буквами и обучением письму и чтению. Постепенно в анализ включаются слова более сложного звуко-слогового состава – двусложные с закрытым слогом, слова со стечением согласных, трехсложные и т.п.

На всех этапах этого периода обучения упражнения со схемой слов так или иначе сочетаются с выкладыванием слов из букв разрезной азбуки, письмом, чтением. В течение второго периода обучения дети узнают буквы н, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ë, р, й.

К концу второго периода обучения дети овладевают четким слоговым чтением, умением выкладывать из букв разрезной азбуки и писать после устного анализа и самостоятельно слова усвоенного звуко-слогового состава и предложения. Кроме того, они усваивают следующие правила: слова в предложении пишутся отдельно; начало предложения, имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы; в конце предложения ставится точка. В это же время детьми усваиваются термины «слог», «слово», «предложение», «гласные звуки (буквы)», «согласные звуки (буквы)», «твердые звуки», «мягкие звуки», «звонкие звуки», «глухие звуки», «ударные гласные звуки».

Кроме наглядных пособий, используемых в первом периоде обучения, логопеду необходимо иметь наборы полосок для обозначения слов и слогов. В наборы входят полоски из плотного материала длиной 10 – 12 см для обозначения слов и полоски длиной 3 – 4 см для обозначения слогов. Звуки по-прежнему обозначаются цветными фишками (квадратики 2×2 см): черными – твердые согласные; синими – мягкие согласные; красными – гласные. Наборы хранятся в индивидуальных конвертах.


При зарисовке схемы слов на таблицах или на доске они имеют следующий вид: удлиненный прямоугольник, обозначающий слово, делится на квадраты, число которых соответствует количеству звуков в слове; вертикальной линией отделяется один слог от другого; в цветных схемах гласные звуки обозначаются красными кружками, твердые согласные – черными, мягкие согласные – синими; в черно-белых схемах звуки обозначаются соответственно белыми, черными и черно-белыми кружками. Кроме того, рекомендуется иметь следующие виды пособий. Продержки (окошечки) для составления слогов и слов, о которых говорилось выше, используются и в начале второго периода обучения как для составления слогов, так и слов. Несколько позднее (в зависимости от конкретных возможностей детей) рекомендуется сделать ленты, которые могут использоваться для чтения двусложных слов с закрытым слогом. На первой ленте печатаются первые слоги слов, на второй – вторые. Примерные слова: сумка, маска, миска, соска, каска, нитки, носки.

Карточки для индивидуальной работы (7×2,5 см) с напечатанными словами, в которых пропущены отдельные буквы (преимущественно гласные или изучаемые согласные) или слоги. Карточки используются при проведении как фронтальных, так и подгрупповых занятий.

Таблицы для чтения слогов, слов, предложений, текстов.