ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 658
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Три раза в неделю фронтальные занятия; подгрупповые и индивидуальные ежедневно.
Как и в первом периоде обучения, основная работа по исправлению или уточнению произношения отдельных звуков и их дифференциации осуществляется на подгрупповых или индивидуальных занятиях. Подготавливая детей к участию во фронтальных занятиях, логопед в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков или уточнения имеющихся отрабатывает с ними произношение отдельных слогов, слов различного слогового состава, предложений. При этом он уделяет большое внимание технике произношения и одновременно развивает у детей фонематическое восприятие, внимание, слуховую память. По возможности детям предлагаются лексические и грамматические упражнения. В течение второго периода обучения логопед затрачивает все меньше времени на постановку звуков – к концу этого периода она должна быть закончена (за исключением тех детей, у которых имеются грубые нарушения строения или моторики артикуляционного аппарата).
На фронтальных занятиях систематизируются и закрепляются все полученные детьми навыки на усложненном речевом материале. В связи с выделением специальных занятий на обучение грамоте и постепенным расширением фонда усвоенных детьми звуков, план занятий по произношению несколько изменяется по сравнению с первым периодом обучения. В начале занятия, как правило, отводится несколько минут на упражнения в чтении. Затем планируются упражнения, цель которых закрепление правильного произношения изучаемого звука, его характеристика: гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой (только по отношению к звукам, парным по глухости-звонкости); по мере надобности включаются те или иные слоговые упражнения.
Что касается упражнений в правильном произношении отдельных слов, то они сочетаются, как с развитием внимания, памяти, фонематического восприятия, анализа звукового состава слова (например, запомнить и правильно повторить ряд воспринятых на слух слов, выделить из ряда слов слово с определенным звуком, найти среди трех-четырех слов слово с данным звуком, произвести анализ какого-либо слова и т.д.), так и с развитием словаря и усвоением тех или иных грамматических форм слов (например, логопед произносит то или иное слово в начальной форме, детям предлагается произнести его в уменьшительной форме, в именительном или родительном падеже множественного числа; в других случаях детям предлагается составить слово из двух данных, образовать новые слова путем присоединения приставки или суффикса и т.д.).
Закрепление умения правильно и четко произносить предложения также постоянно сочетается с постановкой какой-либо второй задачи. В одних случаях это развитие слухового внимания и памяти (например, детям предлагается запомнить ряд предложений, затем точно их воспроизвести с помощью вопросов или отдельных слов); в других – умения ответить на вопрос простым распространенным или сложным предложением, самостоятельно составить предложение из данных слов, дополнить предложение недостающим словом, использовать в предложениях определенные слова или словосочетания и т.д.
В занятия постоянно включается заучивание текстов.
Обучение грамоте
Фронтальные занятия – два-три раза в неделю, подгрупповые – по мере надобности (СНОСКА: Описание занятий по грамоте дано ниже (см. с. 142).
Обучение грамоте проводится в строгом соответствии с произносительными возможностями детей. Чаще всего вслед за первым занятием на тот или иной звук планируется занятие по обучению грамоте, на котором дети знакомятся с соответствующим графическим знаком (см. план на с. 169). Таким образом, в течение ряда занятий идет закрепление усваиваемых звуко-буквенных связей. Из упражнений временно исключаются буквы, обозначающие звуки, близкие по артикуляции или звучанию к изучаемым. Так, при закреплении правильного произношения звука з и усвоения буквы з из упражнений временно исключается буква с; при усвоении звука и буквы б исключается буква п и т.д. Это делается для того, чтобы не спровоцировать смешения при письме и чтении букв, обозначающих близкие звуки. По отношению к некоторым буквам не существует такого единства во времени с изучением звука. Так, звуки йот, х, э усваиваются детьми задолго до знакомства с буквами х, э, я, е, ë, ю. Из числа согласных – это буквы н, в. Звуки н и в рано включаются в различные устные упражнения. На эти звуки не планируется специальных занятий по произношению – звуковые упражнения в этих случаях проводятся на занятиях по грамоте.
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
В начале второго периода обучения (9 – 12-я недели обучения) завершается усвоение детьми звука с. Затем усваивается произношение звуков с’, з, з’. Напомним, что постановка этих звуков и закрепление их на материале слогов, слов, предложений, текстов проводится в первом периоде обучения во время индивидуальных занятий. Тогда же дети учатся различать эти звуки по глухости-звонкости (с – з, с’ – з’) и по твердости-мягкости (с – с’, з – з’).
Напомним также, что на каждом занятии несколько минут дети упражняются в чтении.
Приведем примерный план одного из проводимых во втором периоде занятий.
Тема занятия: звук с.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с; деление слов на слоги; образование множественного числа существительных; составление предложений из слов.
Примерный ход занятия
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
Логопед предлагает детям назвать ряд картинок (выставлены на наборном полотне), в названия которых входит звук с. Сначала они должны сказать про один предмет, а потом про много предметов. Дети выполняют задание.
II. Деление слов на слоги.
1. На наборном полотне выставляются две картинки, соответствующие трехсложному и двусложному словам, например: самолет, косы.
По просьбе логопеда дети хором называют первую картинку.
Логопед говорит: «Теперь послушайте, как я скажу, это слово». Он произносит слово по слогам, сопровождая проговаривание хлопками.
Внимание детей обращается на то, что слово можно произнести по частям. Части слова называются слогами. В слове самолет три части, или три слога. Слово по слогам произносится отдельными детьми или хором с отхлопыванием количества слогов.
Также произносится и отхлопывается число слогов в слове косы. Внимание детей обращается на то, что в этом слове две части.
2. На наборном полотне выставляются две новые картинки, на которых изображены, например, самокат и лиса. На этот раз логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумал логопед, подсчитав количество сделанных им хлопков.
Логопед отхлопывает одно из слов, например: ли-са.
После того как дети скажут, какое слово было задумано, логопед обращается к ним с вопросом: «Как вы догадались, что было задумано слово лиса?» Дети отвечают: «Вы хлопнули два раза: в слове ли-са две части».
Картинки меняются. На этот раз, если у детей не встретилось каких-либо затруднений, выставляются три картинки, например с изображением сома, миски и посуды. Упражнение в отгадывании задуманного слова повторяется.
Делается о том, что слова делятся на части. В слове могут быть одна, две, три части.
3. Игра в мяч с одновременным договариванием последнего слога, например: ли-са, ве-сы, ко-сы и т.д.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
V. Подведение итогов.
Логопед задает вопрос: «Что вы сегодня узнали?» (Слова делятся на части. Части слова называются слогами.) Логопед предлагает детям придумать слова со звуком с, которые делятся на два слога.
Начатые на первом занятии во втором периоде обучения упражнения в делении слов на слоги продолжаются. Упражнения проводятся на групповых, вечерних и фронтальных занятиях. За это время дети должны усвоить, что слова делятся на части, которые называются слогами. В словах может быть разное количество слогов. На одном из занятий логопед показывает детям, что в словах бывает четыре, пять и больше слогов, одновременно поясняет, что большинство изучаемых детьми слов состоит из одного, двух или трех слогов. Обращается внимание и на то, что слоги (в отличие от слов) ничего не обозначают. В проводимые в это время фронтальные, групповые и вечерние занятия (т.е. занятия, которые проводятся воспитателями) включаются всевозможные упражнения в делении слов на слоги.
Перечислим примерную последовательность упражнений.
Вначале проводится ряд упражнений, во время которых дети практикуются в делении слов на слоги. Сюда относятся, кроме описанных в первом занятии (второй период), следующие упражнения.
Расстановка картинок на наборном полотне с их одновременным называнием и определением количества слогов.
Выбор картинок, в названия которых входит определенное количество слогов.
Упражнение в форме игры в «магазин». На столе расставляются различные предметы, названия которых могут быть произнесены детьми и по возможности содержат звуки с и с’; один из детей – «покупатель» - подходит к столу, «продавец» - логопед – предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоит из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова. Дети должны догадаться, какую игрушку хочет купить покупатель.
Проведение игры «Раз, два, три». Дети подбирают картинки, в названиях которых содержится определенное количество слогов (один, два, три).
Одно из упражнений проводится как соревнование. Дети строятся в две шеренги. Логопед ударяет в бубен один, два или три раза. Очередная пара соревнующихся должна быстро придумать слово (из числа правильно произносимых) с соответствующим числом слогов. В слово должен входить изучаемый звук.