Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 670

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

Дети описывают кукол: Это маленькая Катенька. У Катеньки светленькие волосики и голубенькие глазки. В волосиках у Катеньки беленький бантик. На Катеньке красненькое платьице. И т.д.

VI. Итог занятия.

В конце занятия логопед говорит: «Сегодня вы учились правильно называть большие и маленькие предметы».

На всем протяжении занятия логопед следит как за правильностью построения предложений, так и за четкостью произнесения слов, в частности окончаний прилагательных.

Развитие грамматического строя речи.

С самого начала обучения постепенно (в зависимости от звукового состава слова) в занятия включались упражнения в образовании именительного и родительного падежей существительных. Такого рода упражнения проводятся и теперь. Вновь и вновь повторяются те формы слов, в которых дети продолжают допускать ошибки (волки – волков, доски – досок, торты – тортов, друзей, платьев, гнёзд, блюдец, пальто, пианино и т.п.).

Рекомендуется также повторно включать в упражнения глаголы с чередованием согласных в основе: махать – машет; стричь – стрижёт; лизать – лижет и др.

В связи с дальнейшим развитием грамматического строя речи продолжается работа над предложением. К тем видам упражнений, которые использовались во втором периоде обучения, добавляются новые – это создание вариантов предложений по данным словам или на определенную тему и составление сложных предложений. (При подборе материала занятий может быть использовано пособие Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и Т.Б.Филичевой «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»: М., 1973.)

Приведем примерное содержание фрагмента занятия, посвященного составлению и распространению предложений.

Вывешивается сюжетная картина такого содержания: дети идут из леса. Они несут корзинки с грибами и ягодами, букеты цветов. Один из них несёт в своей шапке ёжика.

Детям предлагается рассмотреть картину. После этого проводится упражнение в составлении и распространении предложений. С этой целью логопед предлагает детям составить предложение из трех слов про мальчика, который несет ёжика (или про другого ребенка). Составленное предложение Мальчик поймал ежа распространяется при помощи вопросов, которые задают сами дети, например: «Какого ежа? Где мальчик нашел ежа?» Составляется примерно такое предложение: Мальчик поймал в лесу серого колючего ежа. Аналогично составляются, а потом распространяются примерно такие предложения: Девочки несут букеты. – Девочки несут большие букеты душистых полевых цветов. Дети набрали ягод. – Дети набрали много спелых красных ягод.


Занятие заканчивается составлением по данной картине и заучиванием краткого рассказа. (Работа над рассказом может быть продолжена логопедом в часы индивидуальных занятий или воспитателем.)

При проведении подобного занятия возможны варианты.

1-й вариант.

Составление распространенных предложений с данными словами.

а) детям предлагается составлять предложения по данной сюжетной картине так, чтобы в них были слова мальчик и ёжик. Предложения не должны повторяться. (Мальчик поймал в лесу серого колючего ёжика. Мальчик несёт в шапке колючего ежа. Мальчик положил ёжика в свою кепку.) При затруднениях детям задаются наводящие вопросы: «Где мальчик мог поймать ёжика? Как мальчик положил колючего ёжика в шапку?» Логопед может предложить новое начало предложения, например: В лесу. Дети составляют предложения: В лесу под кустом мальчик увидел ёжика и поймал его. В лесу мальчик нашёл маленького серого ёжика.

Аналогично составляются предложения со словами: девочки, цветы; мальчик, корзина.

б) по данной сюжетной картине составляется и заучивается рассказ.

2-й вариант.

а) детям даются слова, из которых они должны составлять предложения.

Из, дети, идти, лес. Дети составляют предложение: Дети идут из леса.

Грибы, Саша, у, корзина, с. Составляется предложение: У Саши корзина с грибами.

Ёжик, в, Антон, шапка, у. Дети составляют предложение: У Антона в шапке ёжик.

Букеты, нести, девочки, цветы. Составляется предложение: Девочки несут букеты цветов.

Лето, лес, хорошо, в. Дети составляют предложение: Хорошо летом в лесу.

б) составленный из указанных предложений рассказ заучивается.

Как видно из приведенных примеров, логопед может варьировать работу над составлением предложений, подбирая материал занятий в зависимости от имеющихся у детей затруднений.

Во втором периоде обучения проводились упражнения в составлении рядов предложений по демонстрируемым действиям, что является одним из эффективных приемов подготовки детей к рассказыванию и одновременно способствует развитию их внимания и памяти.

Такого рода упражнения продолжаются, постепенно усложняясь, и в третьем периоде обучения. Целесообразно использовать прием составления рядов предложений в связи с закреплением того или иного грамматического материала. Это может быть употребление прилагательных или числительных в именительном и косвенных падежах (фрагмент такого занятия включен в материал на звуки р, р’, л, л’), закрепление правильного употребления в речи тех или иных предлогов и т.п.



Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Приведем примерный план занятия, цель которого повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

I. Организационный момент.

Логопед говорит: «Сядет тот, кто стоит перед мальчиком, за девочкой, между девочкой и мальчиком». И т.д.

II. Постановка цели занятия. Употребление падежных форм существительных в зависимости от предлога.

Логопед говорит: «Сегодня на занятии мы повторим некоторые предлоги. Я буду их называть, а вы должны подбирать к ним подходящие слова».

Логопед произносит предлог из. Дети подбирают к нему слова из стола, из леса, из комнаты.

Аналогично составляются словосочетания с предлогами под, за, из-за, из-под, между, около, перед.

III. Употребление предлогов перед, между, за, около в предложениях.

На столе расставлены игрушки. Детям предлагается составлять предложения с указанными предлогами.

Логопед задает вопросы: «Где стоит самолет?» (Самолет стоит перед вертолетом.) «Где стоит собака?» (Собака стоит между обезьянкой и осликом.) «Где сидит кошка?» (Кошка сидит около стульчика.) «Где стоит машина?» (Машина стоит за домиком.) И т.п.

IV. Составление рядов предложений по демонстрируемым действиям.

Логопед говорит: «Я буду давать вам задания, вы должны их прослушать, выполнить, а потом обо всем рассказать».

Примерные инструкции: «Встань со стула, выйди из-за стола, подойди к маленькому стульчику, возьми из-под стульчика машину и поставь ее перед домиком». Или: «Встань со стула, выйди из-за стола, подойди к шкафу, вынь из-под шкафа лопатку и поставь ее около шкафа».

V. Подвижная игра. Повторение всех предлогов.

Дети становятся вокруг логопеда. Он бросает мяч и одновременно произносит какой-либо предлог (на, в, над, к и др.). Ребенок, поймавший мяч, подбирает подходящее слово.

VI. Составление предложений с предлогами по картинкам.

Детям раздаются картинки, по которым можно составить предложения с предлогами. Дети самостоятельно составляют предложения.

VII. Добавление в предложение пропущенных предлогов с последующим повторением всего предложения.

Логопед напоминает детям, что в произносимых им предложениях могут быть пропущены предлоги из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около. Логопед произносит без предлогов примерно такие предложения: Кот забрался (…) диван. Кот выглядывает (…) дивана. Кусты сирени посадили (…) дома. Цветник разбили (…) домом. Стул стоит (…) столом и диваном. Стол стоит (…) окна.


Дети воспроизводят предложения с предлогами, например: Кот забрался под диван.

VIII. Итог занятия.

По данному образцу логопед может провести ряд фронтальных или подгрупповых занятий на закрепление тех предлогов, при употреблении которых детьми допускаются ошибки.

В занятия третьего периода обучения включаются специальные упражнения, в процессе выполнения которых дети должны употреблять сложные предложения определенного типа; в частности, сложноподчиненные с причинным союзом потому что (так как), изъяснительным (или целевым) союзом чтобы, условным если и т.п.

Приведем одно упражнение, цель которого употребление предложений с союзами потому что и если.

Логопед предлагает детям дать разные варианты ответов на вопрос: «Почему мы сегодня не пошли гулять?» Дается образец ответа: Мы не пошли гулять, потому что сегодня очень сильный мороз.

Логопед требует разнообразных, полных, правильно составленных и четко произнесенных ответов.

Логопед обращается к детям со следующими словами: «Мы остались в групповой комнате. Что же вы хотите делать? Пусть каждый из вас подумает, что он будет делать и что ему для этого надо. В ваших ответах должно быть слово если. Ваш ответ может быть, например, таким: Я буду рисовать, если вы дадите мне цветные карандаши и бумагу. Послушайте еще раз то, о чем я вам только что сказала».

Примерные предложения, которые могут составить дети: Я буду шить кукле платье, если вы дадите мне материю, иголку и нитки. Я буду играть с Володей в шашки, если он захочет. Я буду лепить, если у меня будет пластилин.

Каждый ребенок должен дать свой вариант ответа.

Такого рода упражнения могут проводиться как на подгрупповых, так и на фронтальных занятиях. Пользуясь данным образцом, логопед может включать в упражнения и другого типа предложения, например, с целевым союзом чтобы: Мы пойдём в игрушечный магазин (в лес, на речку), чтобы купить новую красивую куклу (большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке).

Во втором периоде обучения в занятия систематически включались постепенно усложняющиеся упражнения, направленные на согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже. В третьем периоде обучения могут быть запланированы специальные занятия, цель которых закрепление полученных ранее навыков.