ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 638
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Чтение, выкладывание, преобразование слогов (по усмотрению логопеда).
Слова для чтения: гуси, ноги, губы, Ганя, вагон.
Усвоение состава (выкладывание схемы) и чтение слов типа бумага (вагоны, панама, заноза, заводы, бананы, осина).
Тексты для чтения: 1. Тут о-си-на. У о-си-ны мох. 2. У Нади бу-ма-га. У Вити бу-ма-га. Надя … домик. Витя … завод. 3. Папа и Геня и-дут в сад. В саду я-го-ды. 4. Гуси. Это гуси. Гуси у дома. Ганя, гони … . Ганя го-нит … .
Дети подбирают и произносят пропущенные слова.
Логопед включает в занятия сходные с описанными выше упражнения (см. материал на букву б).
Звук и буква ш
Во время усвоения детьми звука ш (18 – 19-я недели обучения) происходит знакомство с буквами ш и е.
Во время знакомства с буквой ш, кроме закрепления пройденного, дается новый материал (усвоение слогового состава слов типа кошка, правильное написание ши).
При планировании занятий на букву ш логопедом может быть использован следующий материал (буква с временно исключена).
В начале занятия детям предлагается вспомнить по одному слову со звуком ш. Внимание детей обращается на то, что звук ш всегда твердый.
После знакомства с буквой ш проводятся примерно такие упражнения.
Чтение по таблице слогов с буквой ш (некоторые слоги добавляются до слов).
Выкладывание и преобразование слогов (ша – шу – уш – аш…).
Упражнение в анализе и составление слов.
На первом занятии выкладываются схемы слов типа кошка, включающие только твердые звуки или твердые и мягкие, например: мышка и мишка.
После произнесения намеченного для анализа слова выделяется ударный гласный. По мере анализа слова выкладывается схема, слово «прочитывается», после чего фишки заменяются буквами и слово читается.
На следующем занятии схемы подобных слов (например, мушка и шашки) выкладываются детьми самостоятельно. Кроме того, на втором занятии выкладываются слова с буквой и после ш (уши, мыши…). Внимание детей привлекается к тому, что в этих словах после звука ш слышится ы, а пишется и. Вывешивается табличка.
Могут быть использованы и такие приемы.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки с последующим преобразованием путем добавления или замены одной буквы, например: каша – кашка – кошка – мошка – мишка – мышка – мушка – мука. (Такого рода преобразования могут быть осуществлены с помощью продержек).
Складывание слов из данных букв, например: а, а, М, ш – Маша; у, ш, д – душ; ы, и, м, ш – мыши и т.п.
Складывание слов из данных слогов (дается один лишний слог), например: ша, ат, ка – каша; ши, ва, на – шина и т.п.
Выкладывание слов по табличкам с неполными надписями. Пропускаются преимущественно гласные или изучаемая буква (к.шка; ш . шки; к . . ка и т.п.).
Подбор слов по схеме СГССГ с помощью картинок или самостоятельно.
Подбор слов к разным схемам. В этом случае выставляются две или три схемы. Дети подбирают картинки к схемам.
Указанные упражнения можно использовать на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Материал для чтения.
1. Чтение по таблице слов каша, Маша, Даша, Паша, шуба, шум, душ, кошка, кашка, мышка, мишка, мошка, мушка, пушка, шашки, Пушок, Наташа, уши, шина, мыши, шишки, машина.
2. При чтении слов может быть использован такой прием: с левой стороны доски пишутся столбиком слова, с правой стороны выставляются соответствующие рисунки, но в другой последовательности. Вначале все дети читают слова про себя, затем один из детей выходит к доске, читает указанное логопедом слово и проводит линию до соответствующей картинки (или показывает картинку).
3. Тексты для чтения (наиболее простые предложения выкладываются из букв разрезной азбуки): 1. Вот Миша и На-та-ша. У Миши шаш-ки. У На-та-ши кош-ка. 2. У Яши ма-ши-на. Яша возит миш-ку. 3. Это наш кот. Кота зовут Пу-шок. А тут мыш-ка. Мыш-ка убегает от кота.
(Внимание детей обращается на то, что клички животных пишутся с большой буквы.)
Для самостоятельного чтения с последующим добавлением недостающего слова используется следующий материал: Миша … уши. На-та-ша … буквы. Катя … шубу. Маша … кашу. Яша … мишку. Дима … шашки.
При проведении этого упражнения детям предлагается прочитать слова, а затем добавить слова-действия, так, например, к словам Яша … мишку дети могут добавить: возит, катает, купает, любит и т.д. Логопед ни в коем случае не повторяет прочитанных ребенком слов. Смысл этого упражнения в воспитании навыка понимания прочитанного.
Для письма используются прямые и обратные слоги, отдельные слова, преимущественно усваиваемого слогового состава, слова с сочетанием ши и простые предложения типа Тут Маша.
Буква е
Вслед за звуком и буквой ш дети знакомятся с буквой е и усваивают ее значение после мягких согласных, а затем – в начале слов и после гласных. Одновременно продолжается закрепление полученных ранее знаний и навыков, в частности, касающихся употребления гласных после мягких согласных.
Знакомство с буквой е происходит по такому же примерно плану, как это указано выше (см. занятие на букву я).
С помощью продержек читаются слоги, состоящие из всех знакомых букв, например: «Поставьте букву б в первое окошечко, а букву а – во второе. Читайте». «Замените букву а буквой и. Читайте». Замените букву и буквой е. Читайте». И т.д.
Проводится также преобразование слогов, выложенных из букв разрезной азбуки: «Сложите слог па, замените букву а буквой я. Читайте». «Замените букву п буквой в. Читайте». «Замените букву я буквой е. Читайте». И т.д. (Если в группе есть дети затрудняющиеся при выполнении такого рода заданий, с ними следует проводить ежедневно дополнительные занятия.)
Для выкладывания из букв разрезной азбуки, письма и чтения используются следующие слова: липа – лето; пила – пена; Ким – кепка; Вика – Веня; Сеня, Сева, сено, сени, дети, букет, пакет, ветка, пенки, сетка.
Используются преобразования типа ватка – ветка; Соня – Сеня; пена – пенка.
В середине занятия можно провести игру. Детям раздаются гласные буквы (по одной каждому ребенку). Выбирается два ведущих. Одному дается черный квадрат, обозначающий твердый согласный звук, другому – синий (мягкий согласный звук). «Гласные буквы» бегают по комнате до сигнала логопеда, например: «Дождь пошел!» «Гласные» (а, о, у, ы, э), которые пишутся после твердых согласных, должны спрятаться в «черный домик», т.е. подбежать к ведущему, держащему черный квадрат. «Гласные» и, я, е, которые пишутся после мягких согласных, прячутся в синий домик. (Эту игру рекомендуется проводить и в дальнейшем.)
При выкладывании слов с буквами е или я после согласных внимание детей привлекается к мягким согласным (а не к гласным) с помощью вопросов: «Какой в этом слоге мягкий согласный? Какую букву надо поставить?»
Схема слов с буквами е и я не выкладывается. Для выкладывания из букв разрезной азбуки и чтения подбираются примерно такие предложения: У папы кепка. В вазе букет. Это ветка липы.
Тексты для чтения: 1. У дома ка-на-ва. В ка-на-ве вода. У у-ток у-тя-та. 2. Это сад. В саду коза. Геня, гони козу. У Гении ветка. Геня гонит козу из сада.
Слова, которые читаются по слогам (текст 1), предварительно выкладываются.
Буква е в начале слова и после согласных. (Только для выкладывания, письма, чтения.)
При этом проводится послоговой анализ. Выясняется, что, например, в слове моет второй слог ет. При выкладывании этого слова надо положить буквы е и т. С прочитанными словами устно составляются предложения.
Слова для чтения: ем, ест, мо-ет, ку-па-ет, ка-та-ет, ко-па-ет.
Предложения для чтения, выкладывания, письма: Я ем суп. Ваня ест кашу. Зоя мо-ет окно. Гена ка-та-ет Мишу. Мама ку-па-ет Тату. Веня ко-па-ет яму.
Дальнейшее закрепление навыка употребления буквы е будет продолжено в связи с усвоением буквы л.
Звук и буква л
С этого времени фронтальные занятия по грамоте проводятся три раза в неделю.
Во время усвоения детьми звука л (20-я неделя обучения) происходит знакомство с буквой л.
Значительно расширяются возможности подбора материала для письма и чтения в связи с усвоением буквы л.
Отметим, что дети к этому времени хорошо различают твердые и мягкие звуки. Доступных для чтения слов со звуком л довольно много, что создает благоприятные условия для дальнейшего закрепления (наряду с усвоением буквы л) навыков употребления букв и, я, е.
В это время, кроме дальнейшего закрепления навыка анализа и чтения слов типа лом, лапа, лимон, малина, кукла, вводятся слова со стечением согласных. Предварительно устные упражнения в составлении слогов и слов со стечением согласных проводятся на занятиях по произношению (см. занятие на звук л, с. 120).
Постепенно тексты для чтения становятся все более сложными. В связи с этим используются ответы на вопросы; выборочное чтение; пересказ текстов; чтение по ролям. Вместе с тем чтение используется теперь для воспитания у детей навыка постановки вопросов. Вначале это вопросы к подлежащему (кто? что?) и сказуемому (что делает?). В дальнейшем дети постепенно учатся ставить вопросы и к другим членам предложения (методика обучения чтению текстов широко освещена в пособиях для массовой школы).
Приведем примерный материал, который может быть использован при проведении фронтальных и подгрупповых занятий.
В начале первого занятия некоторым детям предлагается вспомнить по одному слову с твердым звуком л, другим – с мягким звуком л’.
Логопед показывает детям букву л. Затем он напоминает им, что буква л обозначает и твердый звук л и мягкий л’. Дети получают по две заглавных и по четыре строчных буквы л, рассматривают их и убирают в свои кассы.
Следующий этап занятия – чтение по продержкам (или по таблице) прямых слогов с буквой л и всеми знакомыми гласными (ли, ла, ля, лу, ле, ло, лы), а также преобразование слогов, выложенных из букв разрезной азбуки.
Примерный словарный материал, который может быть использован на первом занятии: лом, пол, гол, лак; лото, липа, лапа; лимон, лампа, лапка, лента; малина, калина, олени, купали, катали, купили, кукла, полка, белка, галка, вилка и др.