ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 707
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Таблица слогов – необходимое пособие, используемое в течение всего букварного периода. На таблице пишутся прямые слоги со всеми буквами в последовательности их прохождения.
3. Что касается развития речи детей, то как это указывалось выше, материал, который служит для закрепления правильного произношения звуков, подбирается таким образом, чтобы он одновременно удовлетворял задаче устранения пробелов лексико-грамматического развития. Уже в это время, несмотря на ограниченность правильно произносимого речевого фонда, появляется возможность включать в занятия некоторые упражнения, направленные на развитие словаря и формирование грамматически правильной речи. Так, слова, используемые для закрепления правильного произношения любого из усваиваемых в это время звуков, предлагаются детям как в единственном, так и во множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа, по возможности в уменьшительной форме (дом – дома – домов – домик – домики – домиков; колесо – колеса – колес – колесико – колесики – колесиков). Во всех случаях дети самостоятельно образовывают нужные формы слова. Включаются упражнения: в договаривании недостающих слов «Это утка, а это?» (Утки.) «Тут много?» (Уток.) «Это дуб, а это маленький?» (Дубок.); в угадывании задуманного слова по его окончанию: «Какую картинку (вывешивают картинки «Муха» и «Мухи») я задумала, если в слове последний звук и?»
Внимание детей привлекается к согласованию глаголов с существительными в числе: «Оля?» (Поет.) «Коля и Валя?» (Поют.); в лице: «Я?» (Купаю Тату.) «Юля?» (Купает Тату.); к образованию глаголов совершенного и несовершенного вида (копали – выкопали). Ряд такого рода упражнений включен в описываемые ниже занятия. В связи с закреплением правильного произношения звука с проводятся некоторые упражнения в согласовании прилагательных с существительными.
В первом периоде обучения детям дается представление о предложении; обращается внимание на то, что предложение состоит из слов, что слова в предложении расположены в определенной последовательности и должны находиться в определенной грамматической форме. Вначале с помощью вопросов «Кто? Что делает? Делает что?» выделяются слова из простого распространенного предложения с прямым дополнением (см. занятие на звуки л’ – йот). В дальнейшем дети учатся самостоятельно составлять предложения вначале из слов, данных в нужной грамматической форме, т.е. задача заключается лишь в том, чтобы найти правильный порядок слов (сок, Соня, пьет), а несколько позднее из слов, данных полностью или частично в начальной форме (копать, Вова, яма). Постепенно включаются предлоги на, у, в (Соня, у, сумка; стол, на, стакан).
Как можно раньше следует развивать у детей навык отвечать на вопрос полным предложением. С этой целью, а также с целью развития у детей произвольного внимания и слуховой памяти проводятся упражнения, в процессе выполнения которых дети должны запоминать определенный речевой материал, а затем использовать его при ответах на вопросы (см. упражнения на звуки л’ – йот).
Во второй половине данного периода обучения появляется возможность заучивать наизусть небольшие тексты. В процессе заучивания детям предлагается ответить на вопросы полным предложением. Логопед постоянно следит за тем, чтобы они давали четкие ответы и правильно строили предложения.
С начала первого периода обучения происходит развитие графических навыков. Эти занятия проводятся воспитателями.
При планировании фронтальных занятий логопед ориентируется на предлагаемый примерный план (см. c. 78). Отметим, что в данном плане указана лишь последовательность усвоения звуков и букв; в то же время материал занятий всегда подбирается так, чтобы по возможности полнее охватить весь круг поставленных задач.
В первую очередь логопед подбирает упражнения, цель которых – закрепление произносительных навыков (сюда же относится характеристика звуков – согласный или гласный, если согласный, то твердый или мягкий, позднее глухой или звонкий) и различение звуков. Эти упражнения обязательны на каждом занятии. Наибольший вес они имеют на начальных этапах обучения.
Последующие упражнения, как правило, имеют двойную цель. Так, одни упражнения в произнесении слогов и слов направлены одновременно на развитие слухового (а иногда и зрительного) внимания и произвольного запоминания или совершенствование навыков анализа звукового состава слова. Другие упражнения направлены одновременно на овладение детьми грамматическими нормами языка. С момента усвоения детьми звуков л’ и йот такого рода упражнения, постепенно усложняясь, включаются в большинство занятий.
Упражнения в заучивании наизусть небольших текстов сочетаются с воспитанием умения давать полные ответы на вопросы и развитием произвольного запоминания.
Проводимые в первом периоде обучения упражнения с фишками и буквами в одних случаях органически вплетаются в ткань занятия, когда усвоение звука совпадает с усвоением буквы, в других случаях (например, при изучении звуков х, л’, йот и т.п.) они являются самостоятельной частью занятия.
При планировании каждого занятия логопед указывает, с какой целью проводится занятие. Чаще всего указывается, произношение какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить; какие задачи ставятся в отношении развития слухового восприятия, внимания, памяти; какие формы анализа звукового состава речи предусматривается провести, какие упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических навыков, будут включены в занятие.
В течение первого периода обучения фронтальные занятия по произношению проводятся пять раз в неделю. Фронтальных занятий по грамоте не проводится. Усвоение букв в это время сочетается с устными упражнениями, направленными на воспитание четкого и правильного произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Следует отметить, что усвоение звуков не всегда совпадает с усвоением букв. Звуков в первом периоде обучения усваивается детьми больше, чем букв.
С самого начала обучения в слоговой и словарный материал занятий включаются любые звуки, правильно произносимые детьми данной группы. Это, как правило, звуки м, м’, н, н’, ф, ф’, в, в’, п, п’, т, к, реже к, х, х’, л, й, б, б’, д, г, г’.
Первая неделя обучения
Звук и буква у – два занятия.
Звук и буква а – два занятия.
Звуки и буквы а и у – одно занятие.
Тема занятия: звук у (первое занятие).
Цель занятия: четкое произношение звука у; сравнение звука у с гласными а, ы, и; выделение звука у из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой у.
Примерный ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.
II. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у и познакомитесь с буквой у».
III. Произнесение звука у.
1. Детям предлагается очень четко произносить звук у тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук у – гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.
2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у, т.е. ут, ум, ук; ту, му, ну и т.п.
IV. Выделение звука у на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).
1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук у». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).
2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
1. Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у.
логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка, выделяя интонационно звук у. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук у. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук у выделяется еще из 2 – 3 слов (ухо, Уля, улитка). На этот раз детям предлагается самим выделить звук у из начала слова.
2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли, т.е. со звуком у в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук у, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова дуб, буквы, суп, сумка и т.п.).
VI. Знакомство с буквой у.
Детям раздают кассы, в которые вложена буква у. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква у большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.