Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 707

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Таблица слогов – необходимое пособие, используемое в течение всего букварного периода. На таблице пишутся прямые слоги со всеми буквами в последовательности их прохождения.

3. Что касается развития речи детей, то как это указывалось выше, материал, который служит для закрепления правильного произношения звуков, подбирается таким образом, чтобы он одновременно удовлетворял задаче устранения пробелов лексико-грамматического развития. Уже в это время, несмотря на ограниченность правильно произносимого речевого фонда, появляется возможность включать в занятия некоторые упражнения, направленные на развитие словаря и формирование грамматически правильной речи. Так, слова, используемые для закрепления правильного произношения любого из усваиваемых в это время звуков, предлагаются детям как в единственном, так и во множественном числе, а также в родительном падеже множественного числа, по возможности в уменьшительной форме (дом – дома – домов – домик – домики – домиков; колесо – колеса – колес – колесико – колесики – колесиков). Во всех случаях дети самостоятельно образовывают нужные формы слова. Включаются упражнения: в договаривании недостающих слов «Это утка, а это?» (Утки.) «Тут много?» (Уток.) «Это дуб, а это маленький?» (Дубок.); в угадывании задуманного слова по его окончанию: «Какую картинку (вывешивают картинки «Муха» и «Мухи») я задумала, если в слове последний звук и

Внимание детей привлекается к согласованию глаголов с существительными в числе: «Оля?» (Поет.) «Коля и Валя?» (Поют.); в лице: «Я?» (Купаю Тату.) «Юля?» (Купает Тату.); к образованию глаголов совершенного и несовершенного вида (копали – выкопали). Ряд такого рода упражнений включен в описываемые ниже занятия. В связи с закреплением правильного произношения звука с проводятся некоторые упражнения в согласовании прилагательных с существительными.

В первом периоде обучения детям дается представление о предложении; обращается внимание на то, что предложение состоит из слов, что слова в предложении расположены в определенной последовательности и должны находиться в определенной грамматической форме. Вначале с помощью вопросов «Кто? Что делает? Делает что?» выделяются слова из простого распространенного предложения с прямым дополнением (см. занятие на звуки л’ – йот). В дальнейшем дети учатся самостоятельно составлять предложения вначале из слов, данных в нужной грамматической форме, т.е. задача заключается лишь в том, чтобы найти правильный порядок слов (сок, Соня, пьет), а несколько позднее из слов, данных полностью или частично в начальной форме (копать, Вова, яма). Постепенно включаются предлоги на, у, в (Соня, у, сумка; стол, на, стакан).


Как можно раньше следует развивать у детей навык отвечать на вопрос полным предложением. С этой целью, а также с целью развития у детей произвольного внимания и слуховой памяти проводятся упражнения, в процессе выполнения которых дети должны запоминать определенный речевой материал, а затем использовать его при ответах на вопросы (см. упражнения на звуки л’ – йот).

Во второй половине данного периода обучения появляется возможность заучивать наизусть небольшие тексты. В процессе заучивания детям предлагается ответить на вопросы полным предложением. Логопед постоянно следит за тем, чтобы они давали четкие ответы и правильно строили предложения.

С начала первого периода обучения происходит развитие графических навыков. Эти занятия проводятся воспитателями.

При планировании фронтальных занятий логопед ориентируется на предлагаемый примерный план (см. c. 78). Отметим, что в данном плане указана лишь последовательность усвоения звуков и букв; в то же время материал занятий всегда подбирается так, чтобы по возможности полнее охватить весь круг поставленных задач.

В первую очередь логопед подбирает упражнения, цель которых – закрепление произносительных навыков (сюда же относится характеристика звуков – согласный или гласный, если согласный, то твердый или мягкий, позднее глухой или звонкий) и различение звуков. Эти упражнения обязательны на каждом занятии. Наибольший вес они имеют на начальных этапах обучения.

Последующие упражнения, как правило, имеют двойную цель. Так, одни упражнения в произнесении слогов и слов направлены одновременно на развитие слухового (а иногда и зрительного) внимания и произвольного запоминания или совершенствование навыков анализа звукового состава слова. Другие упражнения направлены одновременно на овладение детьми грамматическими нормами языка. С момента усвоения детьми звуков л’ и йот такого рода упражнения, постепенно усложняясь, включаются в большинство занятий.

Упражнения в заучивании наизусть небольших текстов сочетаются с воспитанием умения давать полные ответы на вопросы и развитием произвольного запоминания.

Проводимые в первом периоде обучения упражнения с фишками и буквами в одних случаях органически вплетаются в ткань занятия, когда усвоение звука совпадает с усвоением буквы, в других случаях (например, при изучении звуков х, л’, йот и т.п.) они являются самостоятельной частью занятия.


При планировании каждого занятия логопед указывает, с какой целью проводится занятие. Чаще всего указывается, произношение какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить; какие задачи ставятся в отношении развития слухового восприятия, внимания, памяти; какие формы анализа звукового состава речи предусматривается провести, какие упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических навыков, будут включены в занятие.

В течение первого периода обучения фронтальные занятия по произношению проводятся пять раз в неделю. Фронтальных занятий по грамоте не проводится. Усвоение букв в это время сочетается с устными упражнениями, направленными на воспитание четкого и правильного произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Следует отметить, что усвоение звуков не всегда совпадает с усвоением букв. Звуков в первом периоде обучения усваивается детьми больше, чем букв.

С самого начала обучения в слоговой и словарный материал занятий включаются любые звуки, правильно произносимые детьми данной группы. Это, как правило, звуки м, м’, н, н’, ф, ф’, в, в’, п, п’, т, к, реже к, х, х’, л, й, б, б’, д, г, г’.


Первая неделя обучения

Звук и буква у – два занятия.

Звук и буква а – два занятия.

Звуки и буквы а и у – одно занятие.

Тема занятия: звук у (первое занятие).

Цель занятия: четкое произношение звука у; сравнение звука у с гласными а, ы, и; выделение звука у из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой у.

Примерный ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.

II. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у и познакомитесь с буквой у».

III. Произнесение звука у.

1. Детям предлагается очень четко произносить звук у тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук у – гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.

2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у, т.е. ут, ум, ук; ту, му, ну и т.п.

IV. Выделение звука у на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).

1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук у». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).

2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.

Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

1. Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у.

логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка, выделяя интонационно звук у. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук у. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук у выделяется еще из 2 – 3 слов (ухо, Уля, улитка). На этот раз детям предлагается самим выделить звук у из начала слова.


2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли, т.е. со звуком у в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук у, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова дуб, буквы, суп, сумка и т.п.).

VI. Знакомство с буквой у.

Детям раздают кассы, в которые вложена буква у. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква у большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.