Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 620

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

При чтении слов может быть использован описанный выше прием (см. материал на букву ш), т.е. на доске слева пишутся слова, а справа выставляются соответствующие картинки, но в другой последовательности.

Для упражнений в преобразовании берется примерно такой ряд: пила – пилка – полка – палка – балка – белка – булка (детям предлагается самим подобрать слова, получаемые путем замены одного звука). Также с целью закрепления навыка анализа и чтения слов с закрытым слогом проводится следующее упражнение. Детям предлагается самостоятельно с помощью картинок сложить три-четыре слова по схеме СГССГ, где первый звук должен быть мягким. Для выбора выставляются примерно такие картинки: полка, белка, галка, лампа, вилка, палка, лента, кукла, пилка.

С целью закрепления навыка анализа слов различной звуко-слоговой структуры в игровой форме может быть проведено упражнение в подборе слов по данной схеме. Схема в ходе игры может изменяться, так, например, начав со схемы слов типа мак, через некоторое время можно дать схему слов типа луна, затем типа лиса и т.п.

Это упражнение следует проводить систематически и постепенно усложнять. Вводятся схемы слов типа кубик, лимон, кукла, стол, малина и более сложные (в зависимости от реальных возможностей ребенка).

На втором занятии внимание детей привлекается к составу слога со стечением согласных. С этой целью проводится упражнение в наращивании слогов.

В одних случаях к прямому слогу добавляется первый согласный: ло – пло (плот, плохо…); ла – пла (платок, плавать…) и т.п.; в других – добавляется второй согласный: пы – плы (плыть…); ка – кла (Клава…). При этом могут быть заданы два варианта вопросов: «Как из слога ло сделать слог пло?» «Какой получился слог, если к слогу по после п добавить букву л?» Слоги устно добавляются до слов.

Перечислим упражнения, выполняемые с целью овладения анализом и чтением слов со стечением согласных.

1. Детям предлагается составить слово сон, а затем добавить одну букву так, чтобы получилось слово слон.

Аналогично составляется слово вол, которое путем добавления одной буквы преобразуется в слово волк.

Сложенные слова читаются. Внимание детей обращается на то, что в односложном слове может быть три согласных звука.

2. Детям предлагается вставлять пропущенные буквы в надписях под картинками или в специальные карточки.


3. Детям предлагается вынуть из касс ряд букв, например, л, к, о, в, и сложить из них слово (волк). Аналогично: н, л, с, о (слон); у, т, с, л (стул) и т.п.

4. Детям предлагается с помощью картинок найти три слова по схеме ССГС и выложить из букв разрезной азбуки или написать.

Примерные картинки: лампа, стол, волк, стул, кукла, танк, слон.

Слова со стечением согласных используются и для чтения (написаны на таблице).

Кроме отдельных слов для чтения, выкладывания и письма, даются примерно такие предложения: Мила пила молоко. У Вали кукла. Собака лает. На ветке галка. У лисы лисята. Лиза ест малину. У Лены слон. На сто-ле лампа. О-ко-ло стола стул. В клет-ке волк. Клава моет куклу. Дети де-ла-ли плот.

Упражнения в самостоятельном чтении.

Найти нужное слово во втором столбике и прочитать предложение.

Лена … молоко. Слава … сок. Дети … ка-ка-о.

пил пили пила

Прочитать и добавить недостающее слово.

… копал яму. … пели песни. … купала куклу.

Галя Слава Дети

Добавить (устно) недостающее слово: Наташа … куклу. Ляля … булку. Лиза … белку. Дети … яб-ло-ки.

Прочитать и дополнить по смыслу (с помощью картины): Наступила … (зима.) Выпало много … (снега.) Дети лепили … (снеговика.) Им было … (весело.)

При проведении перечисленных упражнений логопед не должен повторять прочитанных ребенком слов. Вызванный ребенок должен сам понять прочитанное и выполнить задание.

Тексты: 1. В лесу (видели, сидела, следы). За домом лес. В лесу сос-ны и ели. Дети по-шли в лес. В лесу они ви-де-ли белку. Белка си-де-ла на веет-ке. А на сне-гу сле-ды белки. 2. Зима (гуляли, лопата, много). Дети гу-ля-ли в саду. В саду много сне-га. У Димы но-вы-е санки. Дима катал Лену. По-том Лена ка-та-ла Диму. У Коли ло-па-та. Коля делал домик из сне-га. 3. Комната (комната, книги). Это ком-на-та. Тут стол. У сто-ла два стула. На столе лампа. Над сто-лом пол-ка. На пол-ке кни-ги.

Слова в скобках после названий текстов предварительно выкладываются.


Звук и буква ж

Звук и буква ж изучаются на 21-й неделе. Буквы з и ш исключаются.

На занятиях по обучению грамоте проводятся упражнения, аналогичные тем, которые описаны выше (см. материал на звуки ш и л).

Дети знакомятся с правилом написания и после ж.

Слова, которые могут быть использованы для упражнений в анализе, письме и чтении: жук, жуки, лужа, жаба, кожа, жало, ежата, ужата.

Для упражнений в письме и после ж могут быть использованы слова ужи, ножи, лыжи, ужин, этажи.

При выкладывании слов ножи – нож; ужи – уж внимание детей обращается на то, что в конце слова звонкий звук ж не слышен; он слышен, если после него есть гласный звук.

Предложения для выкладывания из букв разрезной азбуки и чтения: У дома лужи. На столе ножи. Около лужи жаба. Жене купили лыжи. Под кустом ежи. У ежа ежата.

Тексты для чтения: 1. У дома лужи. Дети бегали по лу-жам. Им весело. 2. В саду липа. На липе жуки. Жуки летали по саду. Жуки гудели жу-жу-жу. 3. Клава жила высоко. Она жила на десятом этаже. Женя жил ниже. Он жил на пятом этаже. 4. В саду. Женя сидела в саду. Около Жени си-дел Слава. В саду летали осы. У ос жало. Осы жа-лят. Женя, гони ос! Осы у-жа-лят Славу. Женя у-во-дит Славу.

Перед чтением текста 1 выкладываются слова бегали, весело; перед чтением текста 2 – лежали, гудели; перед чтением текста 3 – сидела, уводит, лежали, ужалят.

Детям объясняется значение восклицательного знака (текст 4).

К этому времени дети уже легко читают по слогам двусложные слова типа СГСГ. Следует постепенно приучать их к слитному чтению слов. С этой целью во время занятий они выполняют специальные упражнения. Детям раздаются карточки с напечатанными на них хорошо знакомыми шестью – восемью словами (примерные слова: вата, лиса, зубы, жаба, Миша, мука, шуба, пила) с ударением на первом или втором слоге. Упражнение проводится в следующей последовательности: слова читаются детьми вслух; детям предлагается еще раз про себя тихонько (шепотом) прочитать слова и расставить ударения; эти же слова читаются слитно.

Такого рода упражнения включаются и в последующие занятия. Дети постепенно усваивают, что один слог в слове произносится с большей силой, протяжно. Этот слог ударный.

Буква ë

Букву ë изучают на 22-й неделе обучения.


Вначале дети знакомятся с буквой ë как знаком мягкости предшествующих согласных. В это же время в материал занятий вводятся трехсложные слова с закрытым слогом.

Приведем примерный материал, который может быть использован логопедом.

В начале первого занятия каждому из детей предлагается вспомнить по одному слову с мягким звуком и назвать этот звук (лиса – л’; гуси – с’ и т.п.).

Значение буквы ë при ее употреблении после мягких согласных выясняется путем проведения следующих упражнений. Вначале (с целью закрепления пройденного) детьми читаются написанные на доске (выложенные на наборном полотне или фланелеграфе) слоги ла, ли, ле, лы, ля. Затем детям предлагается еще раз посмотреть на слоги и прочитать только те из них, в которых первый звук мягкий согласный (т.е. ли, ле, ля).

Логопед задает детям вопрос: «Какие вы знаете гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных?» (И, е, я.) Потом логопед предлагает им прочитать слог ло. Затем детям задается вопрос: «Какие звуки в этом слоге?» После этого дается задание – произнести этот слог так, чтобы первый звук в нем был мягкий согласный л’ (т.е. лë). Логопед объясняет детям, что после мягких согласных вместо буквы о пишется буква ë, показывает букву, составляет слог лë, дети его читают. Буква ë выставляется в таблице гласных под буквой о. Дети получают буквы ë (по четыре строчных и по две заглавных), рассматривают их, убирают в свои кассы.

Детям предлагается сложить слово нос и преобразовать путем замены одной буквы в слово нëс. Аналогично происходит преобразование слова вол в слово вëл (показывается изображение волов).

Затем проводятся следующие упражнения.

Дети читают по таблице слоги со всеми знакомыми согласными (мо – мë, ло – лë, то – тë и др.); составляют и читают слоги по продержкам; преобразовывают слоги, сложенные из букв разрезной азбуки (по – пë – вë – вя – ня – но – нë и т.п.).

Можно использовать и такой прием: детям предлагается положить столбиком знакомые гласные буквы а, я, и, е, ы, у, о, ë (т.е. в любой последовательности). Затем, подставляя указанную логопедом согласную (например, т), дети читают требуемые слоги.

Составляются слоги тя, то, тë и т.п.

Составляются слоги с разными согласными.

Читаются слоги и слова: мё – мёд; лё – лёд, лё – клён, пё – пёс, нё – пенёк, огонёк.


Читаются слова несёт, везёт, пасёт. Затем с этими словами составляются (устно) предложения.

Читаются и выкладываются из букв разрезной азбуки трехсложные слова с закрытым слогом: у-тё-нок; ко-тё-нок; те-лё-нок; гу-сё-нок; ло-сё-нок; коз-лё-нок.

Упражнение в самостоятельном выкладывании слов. На доске выставляются рисунки детёнышей животных (из числа указанных выше) с неполными надписями под ними – пропускается второй слог, т.е. слог с буквой ё (ко . нок; у . нок и т.п.).

Дети выкладывают полностью. Сложенные слова читаются.

Предложения для чтения, выкладывания, письма.

Прочитать и устно дополнить: Алёша несёт … . Мама везёт … . Пастух пасёт … .

Прочитать предложения: Около утки у-тё-нок. Лёва несёт ко-тён-ка. У козы коз-лё-нок. Около гусыни гу-ся-та.

Прочитать слова первого столбика и дополнить их словами из второго или третьего.

У утки У гусыни У кошки У коровы У лисы У лося

ко-тё-нок у-тё-нок гу-сё-нок ло-сё-нок те-лё-нок ли-сё-нок

ко-тя-та у-тя-та гу-ся-та ло-ся-та те-ля-та ли-ся-та

Текст для чтения: Китёнок. У тёти Кати было два ко-тён-ка. Од-но-го ко-тён-ка она дала Лёве. Ко-тён-ка звали Тёпа. Лёва давал ко-тён-ку молоко. Ко-тё-нок лакал молоко.

Буква ё в начале слова и после гласных.

Слова для чтения: е-ли, е-жи, ё-жик, ёл-ка.

Прочитать и составить предложения со словами даёт, поёт, мо-ё,

тво-ё.

Предложения для чтения, выкладывания и письма: У дома ёлка. Алёша поёт песни. Под кустом жил ёжик. Мама да-ёт Коле яб-ло-ко.

Во время выкладывания слов с буквой ё в начале слова или после гласных (например, даёт) при анализе второго слога логопед задает вопрос: «Какие буквы надо положить, чтобы получилось ёт

Текст для чтения: Ёжик. Алёша шёл лесом. За ним бежал Бобик. Бобик за-ла-ял. Алёша у-ви-дел ёжика. Ёжик лежал около ёлки. Алёша по-ло-жил ёжика в кепку. Долго ёжик жил у Алёши.

Перед чтением выкладываются слова залаял, положил, увидел.

По тексту задаются вопросы. Текст пересказывается.