ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 653
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
После ряда практических упражнений логопед знакомит детей со слоговой схемой слова (см. занятие, описанное ниже).
На последующих занятиях дети упражняются в составлении слоговой схемы. Проводятся также упражнения в подборе слов к данным логопедом схемам. Логопед зарисовывает схему (например, на доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги), а дети должны самостоятельно подобрать к ней слова. Работая со схемой, необходимо ясно представлять не только количество слогов, но и их последовательность. Вначале логопед просит назвать слоги только последовательно, а позднее – вразбивку.
Для того чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом, кроме описанных, предлагаются также такие упражнения.
Обращаясь к отдельным детям или ко всей группе, логопед просит называть то слог, то слово.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши и поднять руку, если они услышат произнесение слога. Логопед произносит ряд слов и слогов, например: сани, су, ас, собака, са и т.п.
После того как дети достаточно усвоят слоговой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу.
Уже знакомая схема односложного слова (в которой обозначено слово и слог) дополняется звуками, обозначенными фишками. Проводится ряд упражнений в составлении такой схемы. Внимание детей обращается на то, что в словах всегда столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Одновременно продолжаются начатые в конце первого периода упражнения в звуковом анализе слов и игры «живыми звуками».
Следует отметить, что слова с мягким звуком с (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по звуко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мягкого согласного идет гласный и. Анализ слов с остальными гласными после мягких согласных (сено, Вася, Сема, Люда) дается лишь при наличии знакомства с буквами е, я, ë, ю.
Приведем примерный план одного из занятий, во время которого отрабатываются звуки с и с’.
Тема занятия: звуки с и с’.
Цель занятия: закрепление правильного произношения и различение звуков с и с’; составление схемы слов, состоящих из двух слогов; составление предложений с предлогами на и под.
Примерный ход занятия
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
Логопед задает вопрос: «Чем отличаются слоги ас и ас’?» (В слоге ас звук с – твердый, в слове ас’ – мягкий.)
Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук с. Примерные картинки: сито, собака, сумка, гусята, васильки, песок, самокат, сено, спутник, письмо, стакан, апельсин, судак. Проговариваются названия оставшихся картинок. Устанавливается, что в их названиях есть твердый звук с.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
1. Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуком с (или с’), состоящие из двух слогов (лиса, косы, сено, весы, сито, бусы и др.).
Выбрав слово, произношение которого не расходится с написанием, например бусы (или Сима), логопед напоминает детям, что слово можно зарисовать (можно использовать фланелеграф) или выложить из полосок бумаги. На доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги. Выясняется, что первая короткая черта – это слог бу, а вторая – слог сы. Дети выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов и в схему добавляются фишки, обозначающие звуки. Аналогично проводится анализ и выкладывание схемы еще одного-двух слов.
2. Чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
1. Логопед объясняет детям значение предлогов (маленьких слов). С этой целью логопед, у которого в руках два кубика, производит действие и одновременно говорит детям: «Этот кубик я кладу на стол, а этот – под стол». Затем одному из детей предлагается взять кубик и положить его… стол, т.е. предлог пропускается. Ребенок недоумевает. Логопед поясняет, что он пропустил маленькое слово на или под, поэтому непонятно, куда надо положить кубик: на стол или под стол.
Задание дается повторно. На этот раз с нужным предлогом. Предлог интонационно выделяется («Положи кубик на стол»). Аналогичное задание дается еще двум-трем детям. Внимание детей привлекается к значению предлогов на и под.
2. Логопед кладет кубики на стол, под стол, на шкаф, под шкаф и т.п. и одновременно произносит предложения, опуская предлог («Я кладу кубик… шкаф»). Детям предлагается установить, какое «маленькое слово» пропущено.
3. Дети составляют из данных слов предложения с предлогами на и под, например: спит, кот, стул, на; столик, на, стоит, миска; скамейка, стоит, под, коляска; кусты, под, ягоды, много; спать, собака, сосна, под.
Как видно, последнее занятие (звуки с и с’) значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова и они относительно легко различают мягкие и твердые звуки.
Закрепление правильного произношения производится на значительно более сложном материале. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться приводимыми здесь планами занятий. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у детей группы. Здесь мало сказано о подгрупповой работе, а в реальных условиях обучения она занимает большое место.
Все индивидуальные затруднения детей преодолеваются преимущественно во время занятий с небольшими группами. Кроме того, полученные навыки закрепляются на занятиях, которые проводит воспитатель.
В связи с закреплением правильного произношения звуков с, с’ (л, йот и др.) на фронтальных или подгрупповых занятиях детям может быть предложено выполнять также и следующие упражнения.
I. Упражнения в словообразовании.
1. Образование новых слов способом словосложения.
а) логопед обращает внимание детей на то, что есть слова, составленные из двух слов, приводятся примеры: первый класс – первоклассник, лес рубит – лесоруб и т.п.
б) на наборном полотне выставлены картинки с изображением самолета, самоката, сенокоса, листопада, снегопада, пылесоса. Детям задаются вопросы-загадки такого типа: «Машина, которая сама летает, - это…? Сено косят летом – это…?» И т.п. С помощью картинок дети подбирают нужные слова, их внимание каждый раз обращается на состав слов.
в) логопед начинает предложения, которые дети должны закончить, а затем произнести целиком, например: Зимой бывает (снегопад.) Осенью падают листья, это… (листопад.) Васе купили новый синий… (самокат.) и др.
2. Образование с помощью суффиксов относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
а) на примере прилагательного с ударным окончанием (меховой, -ая, -ое, -ые) внимание детей привлекается к смысловому и звуковому сходству между существительным мех и образованным от него прилагательным. Логопед показывает мех и спрашивает: «Это что?»
Затем задает ряд вопросов: «Если воротник сделан из меха, какой он?» (Меховой.) «А шапка из меха?» (Меховая.) «А рукавицы?» (Меховые.) Далее логопед говорит: «Послушайте, как я говорю: мех – меховой. Слово мех и меховой похожи, потому что меховой – это значит сделан из меха».
б) детям предлагается самостоятельно образовывать прилагательные от существительных сосна, осина, апельсин, слива (малина, лимон, клюква, клен, липа, мед). С этой целью задаются примерно такие вопросы. «Что это?» (Апельсин.) «Сок из апельсина, какой он?» (Апельсиновый.) «А из сливы?» (Сливовый.) «Ветка сосны, какая она?» (Сосновая.) «А ветки осины?» (Осиновые.) Отдельными детьми и хором произносятся образованные прилагательные и словосочетания. Логопед требует очень четкого, слегка утрированного произнесения окончаний прилагательных (-ый, -ая, -ые). Словосочетания включаются в предложения (Сегодня мы пили апельсиновый сок. В стакане клюквенный кисель. В миске вкусный липовый мед).
II. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными (в основном с существительными мужского и женского рода) могут иметь различную форму.
1. На наборном полотне выставлены картинки: синий – автобус, поднос, самокат, пояс, василек; синяя – косынка, сумка, беседка, скамейка, слива.
Картинки называются отдельными детьми и хором.
Логопед следит за четким произнесением слов, обращая особое внимание на звуки с, с’ и окончания прилагательных. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно. Назначается ведущий. Дети по очереди подходят к доске и просят дать им какую-либо картинку: «Дай мне синий самокат». Ведущий, давая картинку, произносит: «На синий самокат».
2. Подобное упражнение может быть проведено в форме игры «Раз, два, три». В этом случае дети получают по одной картинке (картинки те же). На счет «раз» дети открывают свои картинки, на счет «два» - рассматривают их, на счет «три» - поднимают те картинки, про которые можно сказать синий, произносят словосочетания. Затем проверяется, какие картинки остались – про них можно сказать синяя.
3. Упражнение проводится как игра в «Загадки». Каждому из детей логопед показывает две картинки (например, с изображением синего автобуса и синей косынки). Логопед произносит прилагательное или только его окончание (например: синий или –ий); ребенок должен отгадать, какая картинка задумана, и правильно произнести словосочетание. Можно выставить на наборном полотне все картинки. В этом случае дети по очереди подходят к доске. Логопед произносит прилагательное (или только окончание), ребенок выбирает подходящую картинку (-ий – синий василек) и произносит словосочетание.
Вариант. Логопед называет предмет, а ребенок должен добавить соответствующее определение.
4. Для закрепления полученных навыков может быть заучен рассказ: Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.
5. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными можно сочетать с развитием произвольного внимания и памяти. В этом случае детям предлагается правильно произнести и запомнить ряд словосочетаний, например: вкусный апельсин, вкусная слива, вкусные ягоды, соленый суп, соленая селедка. Затем (в какой-либо игровой форме) логопед произносит одно из прилагательных (или существительных). Дети вспоминают, какой предмет (или качество предмета) задуман, и произносят нужное словосочетание.
Одно из подобных упражнений включено в занятие на тему «Звук с».
III. Работа над предложением.
Работа над предложением может сочетаться с развитием произвольного внимания и памяти.
1. Упражнения, направленные на воспитание навыка пользоваться полным ответом после произнесения предложений (см. занятие на с. 77, проводятся (постепенно усложняясь) и во втором периоде обучения.
2. Не менее важно продолжать учить детей кратким ответам (одним словом или словом с предлогом). И в этом случае вначале дети вслед за логопедом (с помощью картинок) четко и правильно произносят ряд предложений, которые им предлагается запомнить, например: Соня поливает капусту. Саня пасет гусей (на поляне.) Ваня несет лейку (с водой.) Мама катает Люсю (в коляске.) (Слова, взятые в скобки, могут быть опущены.)
Логопед задает вопросы, на которые дети должны отвечать одним словом: «Кто это?» (Соня.) «Что делает Соня?» (Поливает.) «Что поливает Соня?» (Капусту.) Затем логопед просит произнести все предложение.
3. Воспроизведение предложений по первому (или любому) слову. Приведем примерный материал, который может быть при этом использован: У столика стоят два стулика. Сегодня мы гуляли в саду. Саня любит апельсиновый сок. Осенью поспевают сливы. Логопед произносит первое или любое из входящих в предложение слов. Дети должны точно воспроизвести все предложение.
4. В целях воспитания навыка давать полный ответ на вопрос используется заучивание текстов.
Как в подгрупповые, так и во фронтальные занятия включаются упражнения в составлении из данных слов предложений без предлогов или с предлогами на, в, у, над, под. Приведем примеры: Саня, у, совок. – У Сани совок. Пилить, сухая, Вася, сосна. – Вася пилит сухую сосну. Соня, в, спать, коляска. – Соня спит в коляске. Стакан, в, кисель, вкусный. – В стакане вкусный кисель.