Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 666

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Звук и буква ч

Изучаются на 26-й неделе обучения.

После первого занятия на звук ч планируется занятие по грамоте, на котором дети знакомятся с буквой ч.

В начале занятия одним детям можно предложить вспомнить слова со звуком ч в начале слова, другим – в середине, третьим – в конце.

Затем логопед напоминает об артикуляции звука ч, при этом он акцентирует внимание детей на том, что звук ч – мягкий и у него нет твердой пары. После того как дети познакомятся с буквой ч, для выкладывания используются слоги и слова.

Особое внимание обращается на сочетания ча и чу. Дети узнают, что после ч пишутся буквы а и у (вывешивается таблица с этими сочетаниями).

Примерные слова, которые можно использовать для чтения и выкладывания из букв разрезной азбуки: чай, чайник, чайка, чашки, час, часы; чулан, чулки, чугун; очки, тачка, ручка, бочка, качели, лётчик, девочка, мальчик, бабочка, удочка, чемодан, пчела.

Предложения для чтения и выкладывания: Дети пили чай. На столе чайник. Около речки чайки. Миша разбил чашку. В чулане мыши. Леночка надевает чулки. Мальчик решил задачу. Девочка играет в мячик.

Слова для чтения: ваза – вазочка; утка – уточка; рамка – рамочка; булка – булочка; лодка – лодочка; платок – платочек; кусок – кусочек; звонок – звоночек; замок – замочек; стакан – стаканчик.

Детям может быть предложено читать предложения, а затем составлять (устно) аналогичные предложения, но с местоимением мы. Образец предложения: Я хочу играть в мячик. – Мы хотим играть в мячик. Я хочу сделать тачку. Вовочка хочет иметь часы. Леночка хочет слепить чашку. Танечка хочет купить чулки. Девочка хочет научиться читать. После выполнения этого задания можно предложить ребенку найти в прочитанных предложениях ча и чу и подчеркнуть их.

Для чтения может быть предложен такой, например, текст: Лодочка. Наступила весна. Потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.

Для чтения можно использовать текстовой материал, предлагаемый для закрепления правильного произношения звуков (см. с. 176).

Буква ю

Изучается на 27-й неделе обучения.

Значение буквы ю при употреблении её после мягких согласных выясняется путем сравнения слогов типа лу – лю (см. материал на букву ё). Буква ю выставляется в таблицу гласных букв под буквой у.


Детям раздаются буквы. Затем проводятся упражнения в выкладывании и чтении слогов с буквой ю. Для выкладывания и сравнения могут быть использованы слова лук – люк; Люба – Луша, а также те, которые рекомендуются для чтения.

Слоги и слова для чтения: лю – Люда; зю – изюм; дю – индюк; тю – утюг; лу – луна; зу – зубы; ду – дубы; ту – тумба; Катюша, Илюша, Ванюша, Валюша.

Чтение слов и договаривание незаконченных предложений: Пили. – Я пилю … . Вари. – Я варю … . Соли. – Я солю … . Лови. – Я ловлю … .

Один ребенок произносит слово-предложение, а другой договаривает незаконченное.

Для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки и письма могут быть использованы следующие предложения: Я гоню козу. Я ловлю рыбу. Я солю кашу. Я люблю изюм. Я варю обед. Я пилю сук.

Для чтения (читают в лицах) и пересказа предлагаются следующие тексты:

Люда и Катюша играли. У них посуда: - Катюша, вари суп. - Я варю суп. - Катюша, посоли суп. - Я солю суп.

У Илюши пила. - Илюша, возьми доску. - Я взял доску. - Илюша, пили доску. - Я пилю доску.

Чтение слов с буквой ю в начале слова и после гласных: Юра, Юля, юла; рою, мою, пою.

Чтение слов и составление предложений (устно) с каждым из них: играю, копаю, катаю, купаю, сажаю, собираю, рисую, гуляю, делаю; играют, копают, катают, купают, сажают, собирают, рисуют, гуляют, делают.

Предложения с буквой ю для выкладывания, письма, чтения: У Коли юла. У Нюры кукла. Дети играют. Я строю дом. Луша и Юра прыгают.

Предложения для выкладывания, письма, чтения с буквами и, я, е, ё, ю: Ваня рисует красную звезду. Люба рисует красивую ёлку. Я собираю клюкву. Дети ели вкусную клубнику.

Текст для чтения: Весна. На-сту-пи-ла весна. Юные пи-о-не-ры ра-бо-та-ют в саду. Они ра-бо-та-ют хорошо. Юра и Ванюша копают ямки. Юля и Люся сажают ростки малины. Тут будет ма-лин-ник. Летом пи-о-не-ры вы-рас-тят вкусную малину. Малину будут есть все вместе.

Перед чтением текста предварительно выкладываются слова наступила, вырастят, работают, пионеры, малинник.


Звук и буква ц

Изучаются на 28-й неделе обучения. Буква с временно исключается.

В начале занятия детям предлагается вспомнить слова со звуком ц. Затем повторяется артикуляция звука. Дети вспоминают, что звук ц согласный, всегда твердый. После знакомства с буквой ц выкладываются и читаются отдельные слова и предложения. С этой целью используются те слова, которые рекомендуются для закрепления правильного произношения (за исключением наиболее сложных по слоговому составу).

Предложения для чтения и выкладывания: В гнезде птенцы. На болоте живут цапли. В хлебнице хлеб. Мыло лежит в мыльнице. В цветнике много цветов.

Материал для чтения и устного составления предложений: На пальце кольцо. В вазе цветы. У птицы птенцы. У курицы цыплята. На грядках огурцы.

Дети читают предложения и составляют к каждому из них предложение с использованием слов в уменьшительной форме. Например, читается предложение На пальце кольцо. Затем составляется предложение На пальчике колечко.

Звук и буква ф

Изучаются на 29-й неделе обучения. Буква в временно исключается.

На звуки ф и ф’ не проводилось занятий по произношению. Поэтому занятие по грамоте следует начать с привлечения внимания детей к артикуляции этих звуков. Дается характеристика звука ф (согласный, глухой, твердый) и звука ф’ (согласный, глухой, мягкий).

Затем детям предлагается четко произнести (по картинкам или подобрать самостоятельно) ряд слов со звуками ф и ф’.

Примерные слова: кофта, фикус, фабрика, шофёр, футбол, филин, фиалка, фуфайка, фартук, форма, фокусник, ферма, фуражка, туфли, туфельки, шарф, телефон, флот, флаг, фонарь.

Следующее задание – отобрать из названных выше слов слова со звуком ф, а затем со звуком ф’.

После знакомства детей с буквой ф некоторые из перечисленных слов выкладываются из букв разрезной азбуки (например, флот, кофта, фабрика, телефон, фуфайка, фиалка).

По усмотрению логопеда проводится предварительный анализ слов и выкладываются схемы.

Предложения для выкладывания, чтения, записи: Мальчики играют в футбол. На нашей улице фабрика. Моя фамилия … . (дополнить). На полянке зацвели фиалки.

Текст для чтения: Фабрика. На нашей улице фабрика. Там много разных машин. На фабрике делают кофты, шарфы, фуфайки. Фёдор работает на фабрике. Он – рабочий.


Звук и буква щ

Изучаются на 30-й неделе обучения.

Начало занятия может быть построено по примеру занятия на букву ч. После того как дети ознакомятся с буквой щ и будет вывешена таблица с сочетаниями ща, щу, проводятся упражнения в выкладывании, преобразовании и чтении слогов с буквой щ.

Слова для чтения, выкладывания, письма: вещи, щётка, щенок, ящик, товарищ, щенята.

Предложения для чтения, выкладывания, письма: Вася поймал щуку. Сеня поймал леща. Дети пошли в рощу. Щука – хищная рыба.

Детям предлагается прочитать (сложить) предложения и выбрать слова с сочетаниями ща и щу.

Тексты для чтения: 1. Щенок. Лёша и Юра нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Лёша напоил щенка молоком. Юра положил щенка в ящик. Щенок заснул. 2. Роща. К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели. 3. Скороговорка: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Перед чтением первого текста выкладываются слова пожалели, потащили.


Ь разделительный

Проходится на 31-й неделе обучения.

Каждому из детей предлагается повторить вслед за логопедом сочетание из двух слогов типа ля – лья; пьё – пё; вю – вью; сье – се. Логопед следит за четкостью произношения.

Затем логопед выкладывает на наборном полотне слово Коля. Задается вопрос: «Как сделать из слова Коля слово колья?» Выясняется, что между буквами л и я надо поставить ь – это мягкий знак разделительный, он отделяет согласную букву л от гласной буквы я. Логопед раздвигает буквы и вставляет ь. Детям предлагается прочитать получившееся слово – колья. Слово колья убирается. Детям дается задание самостоятельно сложить два слова.

Слова еще раз сравниваются и прочитываются отдельными детьми. Можно предложить детям сложить парами слова: пить – питьё; брать – братья; лист – листья; колос – колосья.

Для упражнения в чтении предлагаются слоги типа пя – пья; лё – льё; ню – нью и т.п. Слоги печатаются на доске или плакате.

Слова для выкладывания, чтения, письма: перо, крыло, дерево; перья, крылья, деревья; платье, муравей, воробей; платья, муравьи, воробьи.

Предложения для выкладывания, чтения, письма: Дети пьют молоко. Наша семья большая. Татьяна гладит бельё. Весной птицы вьют гнёзда. Целый день льёт дождик. За ручьём сосновый лес.

В результате ознакомления со словами с ь разделительным делается вывод – разделительный мягкий знак ставится после мягкого согласного звука перед гласными и, е, ё, я, ю, т.е. перед гласными второго ряда.

Тексты для чтения: 1. Загадки: Один льёт, другой пьёт, третий растёт. (Дождик, земля, трава.) Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.) 2. Наша семья. У нас большая семья. Папа и брат Илья работают на заводе. Мама ведёт хозяйство. Сестра Татьяна – учи-тель-ни-ца. Я учусь в школе. Младшие братья Миша и Толя ходят в детский сад.

Ъ разделительный

Изучается на 32-й неделе обучения.

Накануне проводится занятие по подбору однокоренных слов (см. с. ). В начале занятия по грамоте логопед просит детей вспомнить, какие слова, обозначающие действия, похожие на слово ехать, подбирались накануне. Слова подъехать, съехать, въехать проговариваются хором и отдельными детьми.

Детям предлагается сложить слово ехать, а затем слово отъехать. Выясняется, что нужен знак, отделяющий согласную букву т от гласной буквы е. Внимание детей привлекается к тому, что твердый знак ставится при образовании новых слов.