Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 614

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

Дети постепенно садятся, после того как произнесут примерно такие сочетания: сья – сья – сью; бье – бья – бью; вья – бья – сья и т.п.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

1. Детям предлагается подобрать слова, сходные со словом ехать. Дается пример: уехать (приехать, подъехать, отъехать, въехать, съехать, объехать, переехать, поехать). Если дети испытывают затруднение, логопед произносит ту или иную приставку (об-, пере-), предлагая закончить слово, или просит подобрать слово с противоположным значением (уехать – приехать).

2. Затем логопед задает вопрос: «Какая общая часть у всех этих слов?» После этого он четко произносит несколько слов, интонационно выделяя общую часть – ехать. Дети дают ответ.

Логопед предлагает двум-трем детям еще раз назвать все родственные слову ехать слова.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

1. Логопед обращается к детям со следующими словами: «Я буду произносить предложения, в которых будет пропущено по одному слову. Вы должны догадаться, какое это слово, произнести его, а потом и все предложение». Примерные предложения: Дети на санках (съехали) с горки. Вчера из Ленинграда (приехал) мой брат. Грузовая машина (подъехала) к дому. Велосипедист (переехал) через железную дорогу. Маша (уехала) в дом отдыха. Мотоциклист (объехал) дерево. (В скобках даны пропущенные слова.)

Дети произносят пропущенные слова и предложения.

2. Логопед задает вопрос: «Одинаковые или разные действия обозначают все эти слова? Какая разница между словами подъехать и отъехать или уехать и приехать?» Дети дают ответы.


IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

1. Логопед говорит: «Слово ехать обозначает движение. Какие еще слова, обозначающие движение, вы знаете?» Дети перечисляют: ходить, бегать, прыгать, ползать, скакать, летать, лазить. Логопед добивается наиболее полного перечисления глаголов, обозначающих движение.

2. Детям предлагается подобрать слова, сходные (родственные словам) со словами летать и ходить.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

Логопед говорит: «А теперь вы сами будете составлять предложения со словами, которые я вам скажу. Посмотрите внимательно на картины и подумайте, по какой (или по каким) из них можно составить предложения со словом подходит».

Логопед следит за тем, чтобы предложения были разнообразными, правильно составлены и четко произнесены.

Приведем примерные предложения, составленные детьми на одном из занятий: Большой пассажирский самолет подлетает к аэродрому. Осенью журавли улетают в теплые страны. Из школы выходит мальчик с портфелем в руках. Большая бурая медведица подходит к своим неуклюжим медвежатам. Мальчик с охапкой хвороста подходит к костру. Проворная белка легко перепрыгивает с дерева на дерево. Голодная синичка влетела в открытую форточку. Испуганная мышка убегает от злой серой кошки.

VI. Закрепление знаний.

Детям предлагается заучить стихотворный текст:

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали, дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор въехали, вот и приехали.

С целью закрепления и расширения полученных ранее знаний и навыков планируются занятия и на образование слов с помощью суффиксов. Это может быть образование относительных прилагательных со значением соотнесённости с материалом, из которого сделан предмет. Занятия строятся по типу описанных выше (см. занятие на звуки с – з – ш – ж). Материал теперь подбирается независимо от звукового состава слов, например, шерстяной (-ая, -ое, -ые), пластмассовый, глиняный, кирпичный и др. В предложения вводятся сочетания прилагательных с существительными в разных падежах. Планируются также занятия на тему «Образование с помощью суффиксов слов, обозначающих названия лиц по признаку их занятий». И в этом случае могут быть включены как уже знакомые детям профессии (см. материал на звуки ч – щ – с – т – ц), так и новые.


Появляется возможность значительно расширить материал упражнений при планировании занятий на тему «Образование новых слов способом словосложения». Так, например, строя занятие по типу фрагмента, включенного в раздел «Звуки р и р’», по теме «Образование сложных слов, в состав которых входят числительные плюс существительные», логопед добавляет слова разного звукового состава: четырёхугольный, четырёхэтажный, десятиэтажный, многоэтажный, пятилетний, пятиконечный и т.п.

Также можно подобрать много понятных детям сложных слов, состоящих из существительных плюс глагол, прилагательное, предлог или наречие (самосвал, фотоаппарат, огнетушитель, гололедица, сладкоежка, громкоговоритель, мореплаватель, синеглазый, краснощекий, пододеяльник, подоконник, скороговорка и т.п.). Теперь уже, обладая некоторым навыком, дети могут самостоятельно составлять многие наиболее употребительные слова. В этом случае задаются примерно такие вопросы: «Как называется гриб, который растет под берёзой?» (Подберёзовик.) «Как называется человек, специальность которого лес рубить?» (Лесоруб.) В других случаях даются готовые слова, а детям предлагается установить их состав. В этом случае логопед спрашивает: «Что такое новостройка (бензовоз, электростанция)?» Используется также прием образования слов по аналогии. Так, после того как выяснен состав знакомого детям слова рыболов, логопед рассказывает им, что есть такие специалисты, которые ловят зверей для зоопарков или для переселения их в другие места. В этой связи логопед задает вопрос: «Как можно назвать таких людей? Если рыбу ловят рыболовы, то зверей ловят?» (Звероловы.) Можно предложить детям самим выделять сложные слова примерно из таких предложений: Любе подарили красивую синеглазую куклу. На случай пожара в помещении был огнетушитель. Пригрело весеннее солнышко, и на реке начался ледоход. Зверей для зоопарков отлавливают звероловы. Пчеловод угостил всех мёдом.

Одним из необходимых условий уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. С целью привлечения внимания детей к конкретным наглядным признакам, послужившим причиной одинаковых названий ряда предметов, проводятся специальные упражнения. Приведем примеры.

Цель упражнения: учить детей понимать многозначность слов.

Оборудование: иголка для шитья (или рисунок), ветка ели, чучело ежа.


Логопед загадывает детям загадку: Носик стальной, хвостик льняной. Детям показывается иголка и задается вопрос: «Для чего она нужна?» Дети отвечают: «Шить, вышивать, штопать, зашивать». Затем детям предлагается описать иголку. Дети говорят: «Иголка крепкая, стальная, у неё есть ушко». Особое внимание обращается на то, что иголка тонкая и острая.

Загадывается следующая загадка: Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? Выставляется чучело ежа. Дети его рассматривают. Спинка ежа покрыта иголками, а мордочка, лапки и брюшко остаются незащищенными. Задается вопрос: «Для чего ежу нужны иголки?» Выясняется, что иголки ему нужны для защиты от врагов – от лисицы, волка, собаки. Ёж свертывается клубком, убирает голову, брюшко и лапки и превращается в колючий шар. Задается следующий вопрос: «Какие иголки у ежа?» Дети отвечают: «Серые, крепкие». И на этот раз особое внимание детей обращается на то, что иголки у ежа тонкие и острые.

Загадывается еще одна загадка: Шишки да иголки выросли на..? Дети отгадывают: «На елке». Детям предлагается рассмотреть еловые иголки – они небольшие, зеленые, но тоже тонкие и острые.

Детям задается вопрос: «Чем похожи иголки для шитья, иголки ежа и еловые иголки?»

Дети должны сами дать ответ: «Все они тонкие и острые». Делается вывод: «Иголками мы шьем, еж иголками защищается от врагов, еловые иголки растут на дереве – все они называются одинаково, потому что они тонкие и острые. Иголки всегда тонкие и острые».

С самого начала обучения в занятия систематически включались упражнения в образовании существительных, а позднее и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Теперь подводятся итоги проделанной работы. С этой целью могут быть запланированы специальные занятия.

Приведем примерный план одного из таких занятий.


Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

Цель занятия: употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; закрепление правильного произнесения окончаний прилагательных

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды и обуви (по количеству детей); две куклы разной величины и различно одетые.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент. Образование уменьшительной формы существительных.

Дети стоят за стульями. Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением предмета одежды или обуви. Ребенок должен назвать изображенный на картинке предмет в уменьшительной форме и сесть на свое место. Так постепенно садятся все дети.

II. Речевая зарядка.

Дети вслед за логопедом повторяют слоговые сочетания, соответствующие окончаниям прилагательных, например: ый – ий; ая – ое – ые; ое – ые – ая; ий – яя – ее и т.п.

III. Образование уменьшительной формы существительных и прилагательных (можно провести в форме игры или соревнования).

Логопед произносит сочетания прилагательных с существительными в начальной форме. Дети повторяют сочетания, употребляя уменьшительную форму.

Примерные словосочетания: голубые глаза (голубенькие глазки), белое платье, голубой бант, зелёные туфли, синий передник, красная кофта, чёрная юбка и т.д.

IV. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных в составе предложения.

Упражнение проводится в форме описания двух кукол разного размера и различно одетых. Куклам даются имена – Валя и Катенька. Дается инструкция: «Валя большая, на ней вся одежда большая, про неё будем говорить так: «На Вале белое платье», а про маленькую Катеньку так: «На Катеньке голубенькое платьице».

1. Детям предлагается отвечать на вопросы логопеда, относящиеся то к одной, то к другой кукле. Например: «Какие волосы у Вали?» (У Вали темные волосы.) «Какие волосики у Катеньки?» (У Катеньки светленькие волосики.)

2. Детям предлагается сравнить сначала самих кукол, а затем одежду на них. Составляются примерно такие предложения (с противительным союзом а): У Вали карие глаза, а у Катеньки голубенькие глазки. На Вале голубое платье, а на Катеньке красненькое платьице. И т.д.