ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 680
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Логопед предлагает вспомнить, куда были поставлены предметы.
2. Логопед предлагает детям вспомнить, куда поставили машину. Дети дают ответ.
Таким образом, еще раз повторяются с предлогом за (в винительном или предложном падеже).
3. Детям даются такого рода поручения: «Вынь медвежонка из-за шкафа» (т.е. давая поручения, логопед употребляет предлог из-за). Задается вопрос: «Откуда ты вынул медвежонка?» (Я вынул медвежонка из-за шкафа.) Внимание детей обращается на то, что когда предмет находится за чем-то и мы достанем его, то говорим из-за.
4. Ставятся вопросы или даются поручения в форме, требующей от детей самостоятельного использования предлогов за и из-за. Логопед говорит: «Где сидит обезьянка?» (Обезьянка сидит за шкафом.) «Дай мне обезьянку. Откуда ты ее достал?» (Я достал обезьянку из-за шкафа.) Одному из детей шепотом дается подобная инструкция. Ребенок ее выполняет. Всем детям задается вопрос: «Откуда Витя достал обезьянку?»
5. Логопед раскладывает предметы так, чтобы дети могли самостоятельно составлять предложения с предлогом из-за, например: «Я достал ежа из-за домика». (При необходимости подобные упражнения повторно проводятся на подгрупповых занятиях.)
VII. Подведение итогов занятия.
Еще раз сравниваются звуки з и ж, подбираются слова с этими звуками.
Занятие, план которого был приведен, намного сложней тех, которые проводились ранее. Дети способны самостоятельно сравнивать звуки, выполнять трудные упражнения по звуковому анализу, строить и произносить распространенные предложения с различными предлогами.
Опишем еще одно занятие. Оно посвящено дифференциации звуков с – ш – з – ж.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
Цель занятия: правильное употребление в речи звуков с – ш – з – ж; анализ слов со стечением согласных в составе слога (школа, стол); образование относительных прилагательных.
Примерный ход занятия
I.Постановка цели.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем учиться правильно произносить звуки с, з, ш, ж в трудных словах». Логопед просит вспомнить, какие из этих звуков называются звонкими, а какие – глухими. Дети отвечают.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
Логопед говорит: «Дети, встаньте в круг, будем играть в мяч. Я буду вам бросать мяч и давать задание произнести слог или слово со звуками с, з, ш или ж. Так, например, если я скажу: «Слог со звуком с», вы должны будете придумать любой слог с этим звуком: са, су, ас, сна и т.п., а если я скажу: «Слово со звуком з», то вы должны произнести любое слово с этим звуком: коза, зубы».
Это упражнение можно провести в виде соревнования. В этом случае на доске пишут имена детей. Каждому из детей поочередно дается то или иное задание, за выполнение которого ставятся оценки.
III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).
(В течение года дети знакомились с этими прилагательными на занятиях по развитию речи; многими детьми эти слова специально заучивались под руководством логопеда. После этого дети упражнялись в их правильном употреблении на подгрупповых занятиях.)
На столе выставлены различные предметы, сделанные из указанного материала.
Логопед говорит: «Дети, посмотрите внимательно на эти предметы. Каждый из них сделан из какого-то материала. Кошелек сделан из кожи, значит, он какой?» (Кожаный.) «Ваза сделана из стекла, значит, она какая?» (Стеклянная.) И т.д.
Логопед продолжает: «Сейчас тот, кого я вызову, подойдет к столу, возьмет любой предмет, скажет, какой он и из чего сделан, например: «Стакан сделан из стекла, он стеклянный». Говорить надо очень хорошо, четко. Я буду ставить отметки за правильный ответ и за хорошее произношение всех слов. Давайте скажем все вместе: «Гвоздь сделан из железа, он железный». Андрюша, повтори еще раз: «Гвоздь сделан из железа, он железный».
Далее логопед продолжает: «А теперь подойди, Юра, отбери все пластмассовые предметы. (Юра отбирает.) Назови их». (Юра перечисляет предметы.) Потом логопед спрашивает: «Из чего сделаны все эти предметы?» (Все эти предметы сделаны из пластмассы.) «Значит, они какие?» (Пластмассовые.)
Усвоенные прилагательные включаются в различные упражнения, направленные на составление предложений. Приведем пример.
Детям предлагается правильно произнести и запомнить (вывешиваются соответствующие картинки или раскладываются предметы) несколько словосочетаний (железная лопатка, стеклянная ваза, бумажный петушок, пластмассовый самолет, кожаные сапожки).
Затем детям дается задание дополнять предложения подходящими по смыслу словосочетаниями (словосочетания могут быть в разных падежах): На стол поставили… (стеклянную вазу.) Женя сам сделал… (бумажного петушка.) Лизе купили…(железную лопатку.) На кукле надеты… (кожаные сапожки.) В магазине на полке стоит… (пластмассовый самолет.) Миша копает песок… (железной лопаткой.)
Все составленные предложения произносятся отдельными детьми и хором. Логопед следит за четкостью речи и правильностью произнесения каждого слова, каждого окончания.
(Не обязательно проводить эти упражнения на одном занятии.)
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
На этом занятии целесообразно составить схемы слов или устно разобрать звуковой состав следующих слов: стол, шкаф, стул, звук, школа.
Внимание детей вновь обращается на то, что в слове может быть четыре звука и только один из них гласный. Такие слова являются односложными.
После анализа какого-либо слова детям задается вопрос: «Какой из повторяемых на этом занятии звуков есть в слове?»
V. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопросы: «Какие звуки мы сегодня повторяли? (С, з, ш, ж.) «Какие трудные слова с этими звуками мы учили?» (Железный, пластмассовый, стеклянный.)
Как видно, материал занятия стал еще сложнее.
Детям приходится произносить много трудных по звуковому и слоговому составу слов (в отдельности и в составе предложений).
Постепенно усложняются упражнения, имеющие в виду анализ слов.
Материал для закрепления правильного произношения теперь подбирается с большей легкостью. Непройденными остались лишь звуки р, р’, ч, ц, щ. Однако к этому времени все дети овладевают правильным произнесением этих звуков.
И все же в материал фронтальных занятий звуки р, р’, ч, ц и щ пока не включаются.
Приведем словарный и фразовый материал, который может быть использован для закрепления звука ж, а затем с – ш – з – ж.
Большинство слов, предложений, текстов, которые здесь приводятся, не содержат не только непройденных звуков, но и звука л. Такой подбор материала вызван тем, что нередко звук ж оказывается поставленным раньше твердого л или ставится одновременно с ним.
Более сложный в звуковом отношении материал (т.е. со звуками л, р и др.) логопед по мере надобности может найти в имеющихся сборниках.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж
Жаба, жук, жатва, ужин, ножи, ежевика, пиджак, одежда, художник, бумажник, жнейка; ежонок – ежата, медвежонок – медвежата.
Лужа, желуди, лыжи.
Жук летит и жужжит – ж-ж-ж.
У ежа ежата.
Медвежонок живет в клетке.
Каждый день идут дожди.
Буквы ж и ш
Звуки ш, ж, с, з
Звуки ш и ж
Ежик
У Алеши ежик. Ежик живет у Алеши в комнате под шкафом. Алеша любит ежика. Он ухаживает за ежиком.
Жаба
Жаба на полянке ждет жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит: жу-жу-жу. Жаба скок – и нет жука.
Звуки с, з, ш, ж
Ежик
Живет в лесу ежик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек и жуков. Зимой нет еды для ежика. Ежик всю зиму спит.
В школьном саду
Осень. Шумно в школьном саду. Школьники сажают кусты шиповника и жасмина. Саша, Коля и Женя копают ямы. У каждой ямы лежит саженец. Маша и Моня опускают саженцы в ямы и засыпают ямы землей.
Маленькие детишки помогают школьникам. Они носят воду в лейках и поливают посаженные кустики.
Тузик и Жулька
В нашем доме живут собаки Тузик и Жулька. Тузик похож на медвежонка – большой, мохнатый. Жулька поменьше. Все дети из нашего дома любят Тузика и Жульку. Зимой собаки катают детей на санках.
Однажды, когда собаки везли Костю и Зину, из-за дома выбежали две кошки. Заметив кошек, собаки понеслись за ними. Санки упали. Дети свалились в мягкий, пушистый снег. Они лежат и смеются. А кошки убежали.