ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 626
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
Дети постепенно садятся, после того как произнесут примерно такие сочетания: сья – сья – сью; бье – бья – бью; вья – бья – сья и т.п.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
1. Детям предлагается подобрать слова, сходные со словом ехать. Дается пример: уехать (приехать, подъехать, отъехать, въехать, съехать, объехать, переехать, поехать). Если дети испытывают затруднение, логопед произносит ту или иную приставку (об-, пере-), предлагая закончить слово, или просит подобрать слово с противоположным значением (уехать – приехать).
2. Затем логопед задает вопрос: «Какая общая часть у всех этих слов?» После этого он четко произносит несколько слов, интонационно выделяя общую часть – ехать. Дети дают ответ.
Логопед предлагает двум-трем детям еще раз назвать все родственные слову ехать слова.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
1. Логопед обращается к детям со следующими словами: «Я буду произносить предложения, в которых будет пропущено по одному слову. Вы должны догадаться, какое это слово, произнести его, а потом и все предложение». Примерные предложения: Дети на санках (съехали) с горки. Вчера из Ленинграда (приехал) мой брат. Грузовая машина (подъехала) к дому. Велосипедист (переехал) через железную дорогу. Маша (уехала) в дом отдыха. Мотоциклист (объехал) дерево. (В скобках даны пропущенные слова.)
Дети произносят пропущенные слова и предложения.
2. Логопед задает вопрос: «Одинаковые или разные действия обозначают все эти слова? Какая разница между словами подъехать и отъехать или уехать и приехать?» Дети дают ответы.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
1. Логопед говорит: «Слово ехать обозначает движение. Какие еще слова, обозначающие движение, вы знаете?» Дети перечисляют: ходить, бегать, прыгать, ползать, скакать, летать, лазить. Логопед добивается наиболее полного перечисления глаголов, обозначающих движение.
2. Детям предлагается подобрать слова, сходные (родственные словам) со словами летать и ходить.
V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).
Логопед говорит: «А теперь вы сами будете составлять предложения со словами, которые я вам скажу. Посмотрите внимательно на картины и подумайте, по какой (или по каким) из них можно составить предложения со словом подходит».
Логопед следит за тем, чтобы предложения были разнообразными, правильно составлены и четко произнесены.
Приведем примерные предложения, составленные детьми на одном из занятий: Большой пассажирский самолет подлетает к аэродрому. Осенью журавли улетают в теплые страны. Из школы выходит мальчик с портфелем в руках. Большая бурая медведица подходит к своим неуклюжим медвежатам. Мальчик с охапкой хвороста подходит к костру. Проворная белка легко перепрыгивает с дерева на дерево. Голодная синичка влетела в открытую форточку. Испуганная мышка убегает от злой серой кошки.
VI. Закрепление знаний.
Детям предлагается заучить стихотворный текст:
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали, дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор въехали, вот и приехали.
С целью закрепления и расширения полученных ранее знаний и навыков планируются занятия и на образование слов с помощью суффиксов. Это может быть образование относительных прилагательных со значением соотнесённости с материалом, из которого сделан предмет. Занятия строятся по типу описанных выше (см. занятие на звуки с – з – ш – ж). Материал теперь подбирается независимо от звукового состава слов, например, шерстяной (-ая, -ое, -ые), пластмассовый, глиняный, кирпичный и др. В предложения вводятся сочетания прилагательных с существительными в разных падежах. Планируются также занятия на тему «Образование с помощью суффиксов слов, обозначающих названия лиц по признаку их занятий». И в этом случае могут быть включены как уже знакомые детям профессии (см. материал на звуки ч – щ – с – т – ц), так и новые.
Появляется возможность значительно расширить материал упражнений при планировании занятий на тему «Образование новых слов способом словосложения». Так, например, строя занятие по типу фрагмента, включенного в раздел «Звуки р и р’», по теме «Образование сложных слов, в состав которых входят числительные плюс существительные», логопед добавляет слова разного звукового состава: четырёхугольный, четырёхэтажный, десятиэтажный, многоэтажный, пятилетний, пятиконечный и т.п.
Также можно подобрать много понятных детям сложных слов, состоящих из существительных плюс глагол, прилагательное, предлог или наречие (самосвал, фотоаппарат, огнетушитель, гололедица, сладкоежка, громкоговоритель, мореплаватель, синеглазый, краснощекий, пододеяльник, подоконник, скороговорка и т.п.). Теперь уже, обладая некоторым навыком, дети могут самостоятельно составлять многие наиболее употребительные слова. В этом случае задаются примерно такие вопросы: «Как называется гриб, который растет под берёзой?» (Подберёзовик.) «Как называется человек, специальность которого лес рубить?» (Лесоруб.) В других случаях даются готовые слова, а детям предлагается установить их состав. В этом случае логопед спрашивает: «Что такое новостройка (бензовоз, электростанция)?» Используется также прием образования слов по аналогии. Так, после того как выяснен состав знакомого детям слова рыболов, логопед рассказывает им, что есть такие специалисты, которые ловят зверей для зоопарков или для переселения их в другие места. В этой связи логопед задает вопрос: «Как можно назвать таких людей? Если рыбу ловят рыболовы, то зверей ловят?» (Звероловы.) Можно предложить детям самим выделять сложные слова примерно из таких предложений: Любе подарили красивую синеглазую куклу. На случай пожара в помещении был огнетушитель. Пригрело весеннее солнышко, и на реке начался ледоход. Зверей для зоопарков отлавливают звероловы. Пчеловод угостил всех мёдом.
Одним из необходимых условий уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. С целью привлечения внимания детей к конкретным наглядным признакам, послужившим причиной одинаковых названий ряда предметов, проводятся специальные упражнения. Приведем примеры.
Цель упражнения: учить детей понимать многозначность слов.
Оборудование: иголка для шитья (или рисунок), ветка ели, чучело ежа.
Логопед загадывает детям загадку: Носик стальной, хвостик льняной. Детям показывается иголка и задается вопрос: «Для чего она нужна?» Дети отвечают: «Шить, вышивать, штопать, зашивать». Затем детям предлагается описать иголку. Дети говорят: «Иголка крепкая, стальная, у неё есть ушко». Особое внимание обращается на то, что иголка тонкая и острая.
Загадывается следующая загадка: Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? Выставляется чучело ежа. Дети его рассматривают. Спинка ежа покрыта иголками, а мордочка, лапки и брюшко остаются незащищенными. Задается вопрос: «Для чего ежу нужны иголки?» Выясняется, что иголки ему нужны для защиты от врагов – от лисицы, волка, собаки. Ёж свертывается клубком, убирает голову, брюшко и лапки и превращается в колючий шар. Задается следующий вопрос: «Какие иголки у ежа?» Дети отвечают: «Серые, крепкие». И на этот раз особое внимание детей обращается на то, что иголки у ежа тонкие и острые.
Загадывается еще одна загадка: Шишки да иголки выросли на..? Дети отгадывают: «На елке». Детям предлагается рассмотреть еловые иголки – они небольшие, зеленые, но тоже тонкие и острые.
Детям задается вопрос: «Чем похожи иголки для шитья, иголки ежа и еловые иголки?»
Дети должны сами дать ответ: «Все они тонкие и острые». Делается вывод: «Иголками мы шьем, еж иголками защищается от врагов, еловые иголки растут на дереве – все они называются одинаково, потому что они тонкие и острые. Иголки всегда тонкие и острые».
С самого начала обучения в занятия систематически включались упражнения в образовании существительных, а позднее и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Теперь подводятся итоги проделанной работы. С этой целью могут быть запланированы специальные занятия.
Приведем примерный план одного из таких занятий.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Цель занятия: употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; закрепление правильного произнесения окончаний прилагательных
Оборудование: предметные картинки с изображением одежды и обуви (по количеству детей); две куклы разной величины и различно одетые.
Примерный ход занятия
I. Организационный момент. Образование уменьшительной формы существительных.
Дети стоят за стульями. Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением предмета одежды или обуви. Ребенок должен назвать изображенный на картинке предмет в уменьшительной форме и сесть на свое место. Так постепенно садятся все дети.
II. Речевая зарядка.
Дети вслед за логопедом повторяют слоговые сочетания, соответствующие окончаниям прилагательных, например: ый – ий; ая – ое – ые; ое – ые – ая; ий – яя – ее и т.п.
III. Образование уменьшительной формы существительных и прилагательных (можно провести в форме игры или соревнования).
Логопед произносит сочетания прилагательных с существительными в начальной форме. Дети повторяют сочетания, употребляя уменьшительную форму.
Примерные словосочетания: голубые глаза (голубенькие глазки), белое платье, голубой бант, зелёные туфли, синий передник, красная кофта, чёрная юбка и т.д.
IV. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных в составе предложения.
Упражнение проводится в форме описания двух кукол разного размера и различно одетых. Куклам даются имена – Валя и Катенька. Дается инструкция: «Валя большая, на ней вся одежда большая, про неё будем говорить так: «На Вале белое платье», а про маленькую Катеньку так: «На Катеньке голубенькое платьице».
1. Детям предлагается отвечать на вопросы логопеда, относящиеся то к одной, то к другой кукле. Например: «Какие волосы у Вали?» (У Вали темные волосы.) «Какие волосики у Катеньки?» (У Катеньки светленькие волосики.)
2. Детям предлагается сравнить сначала самих кукол, а затем одежду на них. Составляются примерно такие предложения (с противительным союзом а): У Вали карие глаза, а у Катеньки голубенькие глазки. На Вале голубое платье, а на Катеньке красненькое платьице. И т.д.