Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 642

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Затем логопед говорит: «Звук о мы произносим свободно, его можно петь. Это гласный звук».

IV. Узнавание о в ряду гласных.

Логопед произносит любые гласные звуки (а, у, о, и, э, о, у, о и т.п.).

Дети должны поднимать руку при произнесении звука о. (При проведении этого упражнения логопед становится позади детей или просит их закрыть глаза.)

V. Произнесение слов со звуком о и развитие слуховой памяти.

1. Дети вслед за логопедом или в ответ на предъявление картинок четко произносят слова: ком, кот, окна, мох, Оля, дом, конь, кофе, лимон, каток и т.п.

2. В игровой форме, например по типу игры в «Телефон», проводится упражнение в запоминании ряда слов. Детям предлагается запомнить ряд из четырех-пяти слов, например: окно, Оля, дом, кот. Каждый из первых четырех детей произносит по одному слову, строго придерживаясь заданной последовательности. Пятый ребенок должен начать со слова окно и т.д. Допустивший ошибку повторяет весь ряд. Затем предлагается запомнить новый ряд, например: ком, каток, окна, конь и т.п.

Вариант. Логопед просит детей четко произнести и запомнить два-три предложения, затем воспроизвести их по первому слову. Примерные предложения: Оля лепит домик. У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе.


VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

Еще раз повторяется произношение звука о. После этого логопед, предложив детям внимательно слушать, произносит различные (доступные для произношения) слова с ударным о, у или а. Дети проговаривают слова, слушают себя и друг друга, определяют, есть ли в словах звук о.

Примерные слова: ком, танк, паук, кот, муха, мох, дом, кнут, кофе и т.п.

VII. Знакомство с буквой о.

1. Показ детям буквы о. Буква о выставляется в таблицу гласных.

2. Упражнение с фишками и буквами. Выкладывание, чтение (с использованием пособия «Окошечки» и таблицы слогов) обратных слогов с ранее знакомыми буквами и буквой о.

3. Письмо буквы о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопросы, а дети на них отвечают: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук о.) «Как называются звуки, которые мы произносим свободно?» (Гласные.) «Как мы назовем звук о?» (Звук о – гласный.)

В приведенных занятиях показано, как сочетаются упражнения в произношении звуков и слов с выделением гласного из середины слова.

Напомним, что в занятие, посвященное повторению гласных звуков, включено наиболее легкое упражнение – выделение гласного звука у (звук у выделяется из слова легче других гласных) из слов, которые дети имеют возможность слышать (слова произносятся логопедом) и произносить.

На этом упражнения в выделении гласных из середины слова не заканчиваются. В некоторые из последующих занятий (как групповых, так и фронтальных) следует включить упражнения в самостоятельном выделении гласного из середины слова. Дети произносят слова и сами выделяют гласный звук. Следует помнить, что упражнения направлены только на выделение звуков а, у, о. Пройденные ранее звуки э, и не включаются по следующим причинам: в русском языке мало слов со звуком э после твердых согласных (исключение составляют слова со звуками ш и ж и некоторые слова иноязычного происхождения), и в тех и в других произнесение (шэст, жэсть, кашнэ, отэль) не совпадает с написанием (шест, жесть, кашне, отель); прямые слоги со звуком и (типа пи, ки) предлагаются для анализа позднее.

Перечислим несколько вариантов упражнений в самостоятельном выделении звука а, у, о из середины слова. Во всех случаях вначале повторяются звуки а, у, о. Для называния вслух и выделения звуков подбираются по два экземпляра следующих предметных картинок: танк, мак, мох, дом, конь, кот, ком, пух, дуб, кнут.


1-й вариант. На столе (или в конверте) у логопеда находятся картинки. Вызванный ребенок должен взять (или вытащить из конверта) одну картинку, четко произнести название изображенного на ней предмета, затем указать, какой из трех звуков (а, у, о) есть в составе слова. Так последовательно вызываются все дети. Правильно выполнивший задание берет картинку себе, допустивший ошибку возвращается на свое место, но обязательно через некоторое время вызывается еще раз.

2-й вариант. Последовательно выделяется первый гласный из слов: Алик, окна, утка. Соответствующие картинки выставляются в наборное полотно на значительном расстоянии друг от друга. Затем дети по вызову логопеда произносят по картинкам слова с гласными а, о, у и выставляют их в наборное полотно под соответствующей картинкой.

3-й вариант. Упражнение проводится в форме игры «Раз, два, три».

Дети получают по две-три картинки. По сигналу логопеда последовательно поднимают картинки, в названия которых входят звуки у, о, а.

4-й вариант. На наборном полотне выставляются все картинки. Детям предлагается выбрать картинки, в названия которых входит какой-либо один гласный звук (а, о или у). Затем отбираются слова с другим гласным звуком и, наконец, проверяется, какие картинки остались на наборном полотне.

Как видно, в первом и втором случаях слова произносятся вслух, что облегчает выделение гласных, а в третьем и четвертом – слова произносятся про себя, что труднее.


Занятие на звуки х и х’

После гласного о изучаются звуки х и х’.

Занятие строится по обычному плану. Оно начинается с произнесения звуков х и х’ и слогов, в состав которых входят эти звуки. В состав произносимых слов входят звуки х и х’ (мох, мех, петух, пух, муха, охотник, мухи, петухи и т.п.). Внимание детей обращается на то, что в каждом из этих слов есть звук х (или х’), который находится в начале, середине или конце слова. Дети учатся правильно произносить слова со звуками х или х’, затем они произносят предложения, в состав которых входят указанные звуки.

Затем дети упражняются в анализе и синтезе слогов типа ГС и СГ и в выделении гласных из середины слова.

Первая пара близких по акустико-артикуляционным признакам согласных звуков, в различении которых дети упражняются на специальных занятиях, - это задненебные звуки – взрывной к и фрикативный х. Следует иметь в виду, что некоторые дети могут испытывать затруднения при необходимости дифференцировать эти звуки (особенно те, которым эти звуки недавно поставлены); с этими детьми необходимо заранее поупражняться в закреплении произношения и различении звуков к и х в часы выделенные для индивидуальных занятий.

Приведем примерный план занятия, посвященного дифференциации звуков к и х.

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

Цель занятия: различение звуков к и х и правильное употребление их в словах и предложениях; развитие внимания; выкладывание и чтение слогов; употребление существительных в нужной грамматической форме.

Примерный ход занятия

I. Повторение пройденного.

Перед каждым из детей лежит картинка с изображением предмета, в названии которого есть гласный звук а, о или у (из числа перечисленных выше, т.е. типа мак, мох, кнут). Логопед предлагает четко произнести слова и сесть тем детям, у которых в названии картинок есть звук а. Затем последовательно садятся дети, у которых в названиях картинок есть звуки о и у.

II. Сравнение звуков к и х.

Логопед говорит: «Сегодня мы будем повторять знакомые вам согласные звуки к, к’ и х, х’. Послушайте внимательно, как я произношу эти звуки». (Логопед поочередно произносит звуки к и х, стараясь обратить внимание детей на краткое произнесение первого и длительное – второго.)


Затем логопед просит сказать, чем отличаются звуки к и х. (Выясняется, что звук к произносится быстро, отрывисто, а звук х – длительно.) Потом он еще раз произносит эти звуки. При этом краткое произнесение звука к сопровождается резким взмахом руки в вертикальном направлении, а длительное произнесение звука х сопровождается плавным движением руки в горизонтальном направлении.

По просьбе логопеда дети произносят слог ак. При этом еще раз обращается внимание на отрывистое произнесение звука к. Затем произносится слог ха (при этом звук х произносится протяжно – ха). Обращается внимание на длительное произнесение звука х.

Затем детям предлагается вполголоса произносить звуки к и х, стараясь ощутить взрыв при произнесении к и длительность при произнесении х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

Логопед по одному разу произносит сочетания типа ка – ха, ки – хи, ак – ах и т.п. Вызванный ребенок должен точно воспроизвести сочетания. Если он ошибается, то сочетание произносится логопедом или кем-либо из детей; затем он предлагает повторить сочетание допустившему ошибку ребенку.