ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 687
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Звук и буква н
В начале второго периода обучения дети знакомятся с буквой н. Одновременно они продолжают работать над усвоением буквы с. Специальных занятий по произношению на звуки н и н’ не проводилось, поэтому в занятия по грамоте рекомендуется включить ряд упражнений в произношении этих звуков. Это могут быть слоговые упражнения типа на – ня; ан – ан’ и т.п. Это может быть и произношение слов с последующим отбором слов с твердым звуком н и мягким н’. Примерные слова: Нина, Ваня, канава, осень, ванна, сосна, поднос, кони, окно, комната, танк, кнут, ноги, окуни и т.п.
Затем проводятся упражнения в чтении по продержкам слогов с твердыми и мягкими согласными, например: на, но, ни, ны, ну. Аналогично с согласными буквами с, п, к, м. Может быть предложено выкладывание из букв разрезной азбуки прямых и обратных слогов и их последующее чтение. Особое внимание обращается на преобразования типа ны – ни; си – сы. После подробного анализа выкладываются схемы слов типа Ната, Нина, косы, Сима. Фишки заменяются буквами. Слова читаются.
Буква я
Более подробно остановимся на подборе материала при планировании занятия по грамоте, цель которого знакомство с буквой я и употребление ее после согласных.
Примерный ход занятия
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет слог, который я скажу, и правильно определит, какой согласный звук в этом слоге – мягкий или твердый».
Логопед произносит прямые слоги с гласными звуками ы, и, а, например: пы, та, ся, ми, си, сы, пя и т.п. Дети постепенно садятся.
II. Буква я после согласных.
1. Детям предлагается произносить слоги сы и си. Затем логопед задает вопрос: «В чем разница между этими слогами?» (В слоге сы звук с твердый и звук ы. В слоге си звук с мягкий и звук и.)
2. Дети выкладывают, а затем читают слог сы. Логопед спрашивает: «Как сделать из слога сы слог си?» (Надо убрать букву ы и положить букву и.) Дети выкладывают и читают слог си.
3. Детям дается задание сложить слог са и ответить на вопросы: «Какие звуки в этом слоге?» (Твердый звук с и звук а.) «Какой согласный звук в слоге ся?» (Мягкий звук с.)
Логопед на наборном полотне складывает слог са, убирает букву а и говорит: «Для того чтобы сложить слог ся, надо после мягкого звука с вместо буквы а поставить гласную букву я». Затем он ставит букву я и читает слог ся.
Логопед предлагает детям убрать букву а из слога са, взять приготовленные заранее буквы и положить я после с. Сложенный слог ся читается хором и отдельными детьми.
4. Затем логопед на наборном полотне заменяет букву с буквой н и читает слог ня. То же проделывают дети. Аналогично выкладываются и читаются слоги пя и мя. Буква я выставляется в таблицу гласных букв под буквой а.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
Чтение слогов типа са – ся и с другими согласными (по таблице).
Составление и чтение по продержкам всех знакомых слогов, т.е. са – си – су – сы – ся – со и со всеми другими согласными.
Преобразование слогов путем замены гласной буквы, например: сложить слог са, прочитать его, заменить букву а буквой я, вновь прочитать и т.п. Или: детям предлагается сложить какой-либо слог, например, на, затем заменить одну букву так, чтобы получился слог ня, и т.д.
IV. Устные упражнения.
Дети становятся в круг. Предлагается произносить поочередно слоги то с твердым, то с мягким согласным (слоги даются только с гласным а), т.е. если первый ребенок произнесет слог пя, то второй па, затем опять пя и т.д. Время от времени меняется согласный звук. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей: «А теперь скажи ма». Следующий ребенок должен сказать мя и т.д., пока не будет другого задания.
Вариант.
В форме игры с мячом проводится следующее упражнение. Логопед бросает мяч и называет первый слог – начало имени мальчика или девочки. Ребенок должен дополнить слово так, чтобы во втором слоге был мягкий звук. Примерные имена: Валя, Ваня, Вася, Коля, Леля, Леня, Маня, Паня, Таня, Люся, Дуся.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
При выкладывании слов из букв разрезной азбуки внимание детей постоянно обращается на то, что после мягкого звука пишется буква я. (Звуковая схема слов с буквой я не выкладывается.) Так, например, отобрав для выкладывания слово Маня, логопед в первую очередь предлагает детям произнести это слово и определить в нем ударение. Затем слово делится на слоги и определяется звуковой состав первого слога; при анализе второго слога после его произношения определяется, что согласный в нем мягкий, и сразу (без выделения второго звука, т.е. а) задается вопрос: «Какую букву надо поставить после мягкого согласного?» (Букву я.) Дети выкладывают ее и читают слово Маня.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
Детям предлагается заменить одну букву в слове Маня так, чтобы получилось слово Таня, затем аналогичным способом образуется слово Паня.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
После усвоения роли буквы я при ее употреблении после мягких согласных детям предлагаются только для чтения слова с буквой я в начале слова и после гласных (яма, маяк). В этом случае значение буквы я усваивается чисто практическим путем. Заметим, что постепенное усвоение детьми букв я, е, ë, ю, й дает возможность прочнее усвоить навыки их употребления при письме и чтении.
С целью закрепления пройденного в занятие включаются упражнения в составлении звуковых схем слов с мягким согласным перед звуком и, например: Сима, Нина.
Звук и буква з
Буква с из упражнений временно исключается.
Приведем примерный материал, который может быть использован в это время.
1. Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет слово, которое я скажу, и правильно определит, какой в этом слове звук – твердый з или мягкий з’.
Примерные слова: замок, ваза, зима, тазы, завод, Зина, гнездо, вазелин, газета, знамя, зайка, зонт, земля, зубы, зелень, изюм, звонок, земляника, незабудка.
2. Характеристика звуков з и з’. Буква з.
Логопед спрашивает: «Чем похожи звуки з и з’?» (Согласные, звонкие.) «Какая разница между звуками з и з’?» (Звук з - твердый, а звук з’ – мягкий.)
Дети показывают букву з в своих классах.
Буква з обозначает и твердый звук з и мягкий з’.
3. Чтение прямых слогов с буквой з по продержкам. Устное добавление некоторых слогов и слов.
4. Составление схемы слова зима.
Проводится подробный устный звуко-слоговой анализ слова.
Задаются вопросы: «Сколько слогов в этом слове? Какие звуки в первом слоге? А во втором слоге?»
Дети самостоятельно выкладывают схему слова и «читают» его, синхронно водя указками. (Облегченный вариант – дети выкладывают схему слова постепенно по мере его анализа.)
По выложенной схеме логопед задает различные вопросы: «Какие в этом слове гласные звуки? Сколько их? А сколько слогов? (Логопед напоминает, что слогов всегда столько, сколько гласных звуков.) Какой в слове зима мягкий согласный? А какой твердый согласный?» И т.п.
Фишки заменяются буквами. После этого дети читают слово зима. (По усмотрению логопеда можно выложить схемы слов тазы, Зина.)
5. Игра «Наоборот».
Логопед бросает мяч и произносит слог. Если в слоге мягкий согласный, ребенок должен сказать слог с твердым согласным, и наоборот, например: па – пя; зи – зы; мы – ми и т.п.
6. Чтение слогов.
а) чтение по таблице прямых слогов, состоящих из согласных букв з, м, п, к, н, т и гласных а, о, у, ы, и, я.
б) чтение прямых и обратных слогов, сложенных детьми из букв разрезной азбуки (складывается четыре-пять слогов; затем они читаются вразбивку).
7. Чтение слов.
а) под диктовку логопеда из букв разрезной азбуки выкладываются слова, например: козы, кит, Зина. Затем они читаются вразбивку.
б) все доступные для чтения слова читаются по карточкам или с доски.
8. Подбор (устно) слов по данной схеме.
Для подбора слов определенного звукового состава используются графические схемы слов, состоящие из ряда квадратиков, число которых соответствует количеству звуков в слове. Вертикальной линией отделяется один слог от другого. В схемах гласные звуки обозначаются красными кружочками, твердые согласные – черными, мягкие – синими. При этом мягкие согласные даются только в сочетаниях с гласным и.
Дается схема для слов типа зубы или зима.
Можно предложить детям подобрать слова по картинкам, например: зима, козы, вязы, лето, нос, сито, тазы, лиса, лес, зубы, небо, сено. Дети выбирают подходящие к схеме слова.
9. Письмо буквы з.
10. Диктант слогов или слов.