Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 686

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Звуки с, щ, ц

Носильщик, стекольщик, часовщик, уборщица, продавщица.

Звуки ч, с

Часы, спички, чеснок, свечи, расческа, кисточка, сачок, снегурочка, ласточка, скворечник, стрелочник, кусачки.

Звуки ч, ц

Горчица, буфетчица, летчица, учительница, яичница, цепочка, чернильница.

Звуки с, с’, ц, ч, щ

Стакан – стаканчик, миска – мисочка, стул – стульчик, сани – саночки, лиса – лисичка, коса – косичка, коляска – колясочка, замок – замочек, коза – козочка, звезда – звездочка, кольцо – колечко, пуговица – пуговичка, цветок – цветочек, палец – пальчик, шапка – шапочка, кувшин – кувшинчик, шкаф – шкафчик, щенок – щеночек, ящик – ящичек.

Звуки ч, щ

Предметы черного цвета

мужской род грач плащ выключатель

женский род чернильница авторучка щетка

множественное число ручки перчатки щенята

Предметы коричневого цвета

чемодан чайник мяч

тачка бабочка черепаха

плащи чулки качели

Звук ч

Девочка пьет чай. Девочка играет в мяч. Мальчик учит уроки. Леночка качается на качелях. У мальчика новая удочка. Миша чинит тачку. Мальчик идет на почту. На тачке лежат чемоданы. Печник кладет печь. Девочка идет с чайником за водой. Девочка купила чайник и чашки. Учитель учит учеников.

Звуки ч, с

Девочка ловит бабочку сачком. Мальчик стучит в окно. Ласточка чистит клюв. Стрелочник вышел навстречу поезду. Девочка включила электрический свет.

Звуки ч, ц

Ученица читает стихи. У курицы четыре цыпленка. Птичница кормит птиц.

Звук щ

Овощи лежат в ящике. В ящик положили щенка. Из щетины делают щетки. Щенок тащит щетку. Щегол летает над клеткой.

Звуки щ, ш

На площади продают шары. На вешалке висит плащ. Миша вытащил клещами из ящика гвоздь.

Звуки щ, с

Рыбаки тащат сети. Носильщик несет вещи. Стекольщик вставляет стекло.

Звук ч

Потешки, загадки, стишки

Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, Ниточка в реке. (Удочка.) Подогрела чайка чайник, Пригласила восемь чаек. Прилетели все на чай! Сколько чаек – отвечай? Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Закопченную кастрюлю Юля чистила песком. Два часа мочалкой Юлю Мыла бабушка потом. Колокольчик голубой Поклонился нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты?

Нам шагать по лестнице Незачем с тобой, Лестница-чудесница Бежит сама собой. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч. На сучках, сучочках, На пеньках, пенечках Воробышки сидят. Чирик-чирик! Чирик-чирик кричат. Если мальчик плачет, Значит, есть причина. Если слезы прячет, Значит, он – мужчина. Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола. И по четыре ножки У мышки и у кошки.


Мячик

Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился.

Разбитая чашка

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Лодочка

Наступила весна, потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочку. Они пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за лодочкой. Они ничего не видели и в лужу упали.

Очки

Дедушка надел очки. Он стал читать книжку. Внучек подошел к дедушке и сказал: «Дедушка, купи мне очки. Я очень хочу читать книжки».

Посылка

Олечка пошла на почту. Почта была далеко. Олечка получила на почте посылку. В посылке были чулки и шапочка. На шапочке была вышита бабочка. Вот какую посылку получила Олечка.

Летом на даче

Наша дача у речки. Мы часто ходили на речку и в лес. В лесу мы видели зайчика и чижа. Чиж сидел на веточке и пел. Зайчик прыгал по кочкам. Мы захлопали в ладоши. Чиж улетел, а зайчик скрылся в кустах.

Звук щ

Потешки

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи, Щиплем мы щавель на щи.

Щенок

Леша и Миша нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили щенка домой. Леша напоил щенка молоком, а Миша положил его в ящик.

Роща

К Мише пришел товарищ. Они пошли в рощу. С ними побежал щенок. В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели.


Звуки ч, щ

Потешки, скороговорки, загадки

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, Все три щетки мне нужны.

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, А моется всех чище. (Кот.) Черной ночью черный кот Прыгнул в черный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.  

Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.

Курицы и цыпленок

Не кричи, не пищи, Червячка поищи,

А под старым кирпичищем Мы с тобой вдвоем поищем.

Я по травке на лугу В белых тапочках бегу, А трава хорошая,

Ну-ка, тапки сброшу я. Ой, трава щекочется, Мне смеяться хочется!

Весной

Сильно греет солнце. В роще кричат грачи. Стучат дятлы. В кустах трещат сороки. Весело поют чижи. В гнездах пищат птенцы.

Кот и мышка

Лежит кот и чутко дремлет. В чулане запищали мышки. Почуял кот добычу. Вот бежит мышка. Кот цап её.

Саша и Серёжа

Саша и Серёжа взяли гвозди и дощечки. Они сделали ящик и полочку. Щепки они сложили у печки. Саша и Серёжа товарищи. Они часто работают вместе.

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Мальчик и часы

Мальчик.

Нельзя ли, часики, сказать – Мне очень хочется узнать, Какой зверек внутри сидит И все «тик-так, тик-так» твердит?

Часы.

Узнаешь скоро, мой дружок, Что тут совсем и не зверек. Меня уж в давний-давний век Придумал умный человек. И всех заставил повторять: «Не надо времени терять».

Птичий домик

У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий Повесить на сучок.

И здесь, в саду, за домом, Среди седых ветвей, Готов обед веселый Для птичек у детей.

Девочка и щенок

Девочку-крошку щенок увидал, Хвост-закорючку от страха поджал, Глупенькой мордочкой тянется, тянется – Страшно, да очень уж девочка нравится. Девочка видит: ушки торчком. Шкурка пушистая, хвостик крючком. Глаз не спускает и мнется, и топчется. Как бы погладить? – И страшно, и хочется. Долго тянула ладошку несмелую, Вот и погладила мордочку белую.


Заяц-портной

Серый заяц под сосной Объяснил, что он портной. И портному через час Медвежонок сдал заказ. - Будет ваш заказ готов

До январских холодов. Заяц режет, заяц шьёт. А медведь в берлоге ждет, Срок прошел. Пришел медведь, А штаны нельзя надеть.

В школу

Листья желтые летят. День стоит веселый, Провожает детский сад Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас, Улетают птицы. Вы идете в первый раз В первый класс учиться.

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Изучается на 25-й неделе обучения.

Приведем материал, который может быть использован логопедом при усвоении детьми ь как знака мягкости предшествующего согласного.

I. В начале первого занятия логопед предлагает детям произнести слова с мягким звуком в конце слова и назвать этот звук, например: соль – л’.

Примерные слова: пыль, уголь, пень, конь, букварь, кровать, карась, тополь, окунь, хорь, огонь, зверь, олень, лось, моль, гусь, руль, корень, ноготь, камень.

Логопед требует четкого, неторопливого произнесения каждого слова и звука.

II. Логопед предлагает детям внимательно слушать и хлопать в ладоши, если в сказанном слове последний звук мягкий согласный.

Дается примерно такой ряд слов: стол, уголь, ноготь, диван, конь, кот и т.п.

III. Логопед сообщает детям, что они будут учиться писать и читать слова, которые оканчиваются на мягкий согласный звук. Затем он произносит два-три таких слова. Логопед объясняет, что если последний согласный произносится мягко, то после него ставится значок ь. Он называется мягкий знак. Дети получают, рассматривают и прячут в свои кассы буквы ь.

IV. Детям предлагается сравнить по значению и звуковому составу слова угол и уголь, а затем выложить эти слова из букв разрезной азбуки. Внимание детей обращается на то, что в слове угол – четыре звука и четыре буквы, а в слове уголь – четыре звука, а букв пять. Буква ь никак не произносится.

Аналогично выкладываются и другие пары слов: пол – пыль; лес – гусь; нос – лось.

Для чтения предлагаются слоги с твердыми и мягкими согласными: ар – арь; ор – орь; ас – ась; ус – усь; от – оть и т.п.


Слова для чтения: угол – уголь; пол – пыль; лес – гусь; нос – лось; хор – хорь; стол – соль; клён – конь; стул – руль.

Детям предлагается читать слова и устно составлять с каждым из них по одному предложению. Образец: Дедушка косит траву. Слова, с которыми дети составляют предложения: возить, возит, носить, носит, пилить, пилит, косить, косит, лепить, лепит, рубить, рубит.

Для чтения предлагаются тексты: 1. Уха. Витя и Ваня ловили рыбу. У Вити карась. У Вани окунь. Дети сказали: «Мама, вот рыба, вари уху». Хороша вышла уха. 2. Ель на ёжика похожа. Ель в иголках, ёжик тоже.

Мягкий знак в середине слова.

I. Логопед предлагает детям вспомнить, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных (и, я, е, ё). Затем задает вопрос: «Какой знак пишется, если мягкий согласный в конце слова?»

II. Затем логопед говорит: «Сейчас мы будем учиться писать и читать слова с мягким знаком в середине слова».

Потом он предлагает детям сложить слово конь, а затем дополнить его так, чтобы получилось слово коньки. Аналогично выкладываются еще два-три слова (пень – пеньки; зверь – зверьки; день – деньки).

III. Логопед предлагает детям хлопать в ладоши, если в слове, которое они услышат, надо написать мягкий знак. Примерные слова: полка, пальто, арбуз, зверьки и т.п.

Вариант.

Детям предлагается из трех-четырех слов выбрать слово, в котором надо написать мягкий знак. Например: кукла, письмо, весна; пальто, палка, белка; арбуз, зверьки, карта и т.п.

IV. Чтение слогов типа ал – аль; ар – арь; от – оть и т.п.

V. Чтение слов: конь – коньки; день – деньки; огонь – огоньки; палка – пальто; весна – письмо; карта – зверьки.

VI. Предложения для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки, письма (ь в конце и середине слов): У Нины коньки. Я написал письмо. На дворе тополь. У меня букварь. Мы будем писать. Около ёлки пеньки. Вера нашла большой гриб. Мама купила пальто. На поляне олень. Пора обедать.

VII. Чтение текстов: 1. Коньки. Вера каталась на коньках. А Лида оставила свои коньки дома. Увидела Вера Лиду и сказала: «Возьми, Лида, мои коньки. Прокатись». 2. Школьник. Коле шесть лет. Коля уже школьник. У него букварь. Коля умеет писать. Папа уехал в другой город. Коля написал папе письмо.