ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 667
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Что касается анализа и синтеза звукового состава речи, то, кроме используемых раньше, вводятся упражнения, цель которых – анализ и синтез слов типа СГС, состоящих из твердых согласных и гласных а, о, у, ы.
Продолжаются упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов, а также слогов типа ма.
С целью подготовки к чтению слогов, содержащих мягкие звуки, в конце первого периода обучения внимание детей привлекается к различному звучанию твердых и мягких звуков. Дети учатся определять на слух наличие мягких звуков в составе слогов и слов, начинают овладевать умением выделять их из состава слогов, состоящих из знакомых согласных звуков и гласного звука и, читать такого типа слоги. Напомним, что к этому времени дети уже знают, что есть звуки твердые и мягкие, умеют правильно произносить и отличать от твердых пройденные мягкие звуки п, к, м, х, л и некоторые другие (н, в и т.д.), которые не отрабатывались специально, но попутно вводились в словарный материал.
Занятие, цель которого повторение всех мягких звуков и сравнение их с твердыми, строится примерно по следующему плану.
Тема занятия: мягкие звуки.
Цель занятия: различение твердых и мягких звуков; выделение мягких звуков из начала слова; анализ слогов типа ми.
I. Организационный момент.
Произнесение мягких звуков с составе слогов.
Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет то, что я скажу». Логопед произносит сочетания в два-три слога, включая в них любые из доступных для произношения мягкие согласные звуки, например: ли – ля; вя – мя – ня и т.п.
Дети постепенно садятся.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
С целью различения твердых и мягких звуков проводятся примерно такие упражнения.
1. Логопед говорит: «Вы знаете, что есть твердые согласные звуки, а есть мягкие. Если я скажу ал – здесь второй звук л – это твердый звук, а если я скажу ал’ – здесь второй звук л’ – это мягкий звук. Послушайте еще раз: ал – ал’; ал – ал’. А теперь скажем все вместе: ап – ап’ (произнести два-три раза). Какой второй звук в слоге ап – твердый или мягкий? А в слоге ап’?» Затем сравниваются еще одна-две пары слогов, например: ан – ан’; ам – ам’.
2. Аналогично сравниваются прямые слоги. Например: пы – пи; на – ня; вя – ва.
3. Внимание детей привлекается к первому звуку в словах. Подбираются пары слов типа кит – кот; мед – мох; Ким – ком; Ната – няня; вата – ветка; пень – пух и т.п.
Логопед многократно произносит пары слов. Затем предлагает произнести их детям. Выделяются начальные согласные каждой пары слов.
4. Также с целью различения звуков в форме игры «Раз, два, три» проводится упражнение в сравнении самими детьми слов с мягкими и твердыми звуками. Каждый из детей получает по две предметных картинки; название одного из предметов начинается на твердый звук, второго – на мягкий. Примерные пары слов: туфли – петух; лента – танк; паук – лимон; панама – липа; кепка – мак; ком – ветка; лев – каток и т.п.
5. Детям предлагается из ряда предметов (по картинкам) выбрать такие, названия которых начинаются на мягкий звук.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
1. Логопед говорит детям, что мягкие звуки будут обозначаться синими квадратиками. Детям раздаются квадратики.
2. Логопед произносит прямые слоги с гласными ы и и (пы – пи – ми – вы – ли…). Детям предлагается поднимать синий квадратик, если первый звук в слоге мягкий согласный.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).
Цель занятия: закрепление правильного произношения слогов и слов с мягкими звуками; анализ и синтез прямых слогов типа ми, чтение слогов типа ми.
1. В начале занятия повторяется артикуляция звука и. Дети вспоминают, что звук и – гласный.
2. Затем, четко артикулируя, дети вслед за логопедом произносят ряды прямых слогов типа ми – ни, ли – ви – ки и т.п.; слова со звуком и, например: ива, Инна, Иван, липа, Вика, кит, кони, нитки, кубики, книги и т.п.; предложения, например: Иван и Алик поливали маки. У Вики глина, она лепит домик. Инна и Нина вили венки. И т.п.
3 .Проводится устный анализ и синтез слогов. Для упражнений используются прямые слоги, так как цель занятий этого этапа обучения – привлечь внимание детей в роли гласных, находящихся в положении после мягких согласных.
4. Упражнение с фишками и буквами.
а) детям предлагается произнести слог ли; после анализа этого слога выкладывается его схема (синяя и красная фишки). Дети «читают» слог ли, одновременно водя указками. Затем меняются согласные, и дети «читают» получившиеся слоги, т.е. ми, ни и др.
б) красная фишка заменяется буквой и.
Дети «читают» слоги с разными согласными.
в) замена синей фишки одной из знакомых детям согласных букв, например п. Логопед объясняет детям, что буква п обозначает и твердый звук п и мягкий п’. Если после буквы п стоит буква и, то читать надо пи, здесь звук п’ – мягкий. Дети читают слог пи. Аналогично выкладываются и читаются слоги ки и ми.
г) чтение слогов по таблице.
Звуки с и с’
Звук с – это первый из звуков, который, как правило, приходится ставить почти всем детям и обязательно всем без исключения уточнять в произношении и восприятии.
Постановку звуков с и с’ тем детям, которые в этом нуждаются, надо начинать с первых дней их пребывания в группе.
После того как удалось добиться точного звучания в правильной артикуляции звуков, следует провести ряд подгрупповых (по четыре-пять человек) занятий, во время которых закрепляется правильное произношение звуков с и с’. Необходимо отметить, что на начальных этапах закрепления поставленных звуков правильное произнесение звука в составе слога или слова является основной задачей. Все внимание детей направлено на четкость артикулирования и правильность звучания.
Поставленные звуки отрабатываются вначале на материале слогов. Особенно важно отработать различные типы слогов и слоговых сочетаний (са – ас; ста; кса; сту – ста; аспа – асфа…) с детьми, испытывающими затруднения при произношении сложных по слоговому составу слов, а также с теми, у которых новые навыки с трудом автоматизируются.
Слова также подбираются различного слогового состава (сад, сани, листопад, сандалии). Трудные для произнесения слова произносятся по слогам, а затем слитно. При закреплении правильного произношения звуков в составе слов широко используются имеющиеся у логопедов предметные картинки. Ко времени введения в речь звуков с и с’ количество предметов, которые дети могут правильно назвать, уже достаточно велико, что дает возможность сравнительно широко проводить упражнения в интересной для детей игровой форме. Это могут быть игры в «Лото», «Чудесный мешочек», «Вертушку» (дети по очереди вращают стрелочку, а затем называют картинку, на которую она укажет). Это может быть называние взятых из стопки картинок. Несколько позднее это могут быть разнообразные упражнения, связанные с запоминанием картинок, их отбором на определенный звук и образованием множественного числа и т.д.
Упражнения в произнесении предложений также могут быть достаточно разнообразными. Вначале это повторение вслед за логопедом самых простых (Соня ест сливы), а затем и более сложных предложений с наиболее употребительными предлогами. Например: В миске много апельсинов и слив. Саня несет лейку с водой.
Дети учатся правильно строить предложения, давая полные ответы на вопросы: где? куда? откуда? с кем? над чем? и др. Так, например, с помощью картинок или демонстрации дети отвечают на вопросы: «Где стоит миска с апельсинами?» (Миска с апельсинами стоит на столе.) «Откуда упали кубики?» (Кубики упали со скамейки.) «В чем Соня несет воду?» (Соня несет воду в лейке.) «Куда входит Саня?» (Саня входит в автобус.) «Откуда Соня вынимает мясо?» (Соня вынимает мясо из сумки.) И т.д.
Кроме того, при проведении подгрупповых занятий могут быть использованы все те формы работы над составлением предложений, которые упоминаются при описании фронтальных занятий.
Большую роль в закреплении правильного произношения звуков играет заучивание наизусть потешек, загадок, стихов, коротких рассказов.
Наряду с произносительными упражнениями, которые при проведении подгрупповых занятий занимают одно из ведущих мест, логопед в зависимости от индивидуальных затруднений каждого из детей включает в занятия разнообразные, описанные в данном пособии, упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, а также на совершенствование навыков чтения, выкладывания слов из букв разрезной азбуки, письма. С учетом речевых пробелов каждого из детей в занятия вводятся упражнения, цель которых – развитие словаря и грамматического строя речи. Окончательное закрепление правильного произношения звуков осуществляется на фронтальных занятиях. Приведем примерный план фронтального занятия на звук с.