ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 675
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Буква л
Загадки
Ползун ползет, иголки везет. (Еж.)
В воде купался, а сух остался. (Гусь.)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
Зимой
Была зима, но было тепло. В саду было много снега. Павел стал делать из снега куклу. Вот голова, а вот глаза. Славная кукла!
Заноза
Мила занозила ногу. Мила заплакала и показала ногу маме. Мама вынула занозу и смазала ногу йодом.
Кот
В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала. Молоко потекло. Кот лакал молоко.
Яблоко
В саду стояла яблоня. На яблоне много спелых яблок. Мила стояла под яблоней. Она не могла достать яблоки. Но вот одно яблоко упало. Мила подняла яблоко. Оно было спелое и сладкое.
Звуки л и л’
Кукла
Мама купила Клаве куклу. Клава назвала куклу Аллой. Клава сама связала Алле одеяло. Тепло будет Алле.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Стало тихо, тихо, тихо, спит в углу моя слониха.
Двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.
Лена искала булавку,
А булавка искала под лавку,
Под лавку залезать было лень,
Искала булавку весь день.
Клумба
У дома сад. Мила сделала в саду клумбу. Она посадила на клумбу тюльпаны. Мила сама полола тюльпаны и поливала их. Мама хвалила Милу.
Зима
Наступила зима. Выпал снег. Он хлопьями падал на землю. Лева выходит на улицу. На улице землю затянуло легким слоем льда. Лева ступил на лед, и он сломался. Подо льдом была вода.
Звуки л, л’, ш, ж
Белка
В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошел в лес и поймал маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка у Коли в клетке.
Умная галка
Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.
Ясли
Люба мала. Ее водят в ясли. В яслях много маленьких детей. У Любы тележка, а у Клавы кукла. Люба и Клава посадили куклу в тележку и стали ее катать. А у Коли лошадка. Коля сел на лошадку и поехал: «Но, но, лошадка!» Валя и Лена укладывают спать лохматого мишку. Весело детям в яслях.
Мишка-лакомка
Ходил медведь по лесу. Остановился косолапый, послушал, носом повел, слышит медведь – медом пахнет. Вкусный мед. Сунул медведь лапу в дупло и достал сладкий мед. Сосет медведь лапу и доволен. Полакомился медведь и пошел к себе в глубь леса.
Котик
У Милы был котик. Он был белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле теплые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок упал со стола на пол. Котик катал клубок по полу, толкал его лапками. Беляк катал, катал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, ай, какой ты шалун, Беляк!»
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Отработка звука ж и дифференциация звуков ж – ш и ж – з происходит в короткие сроки, если этому предшествует тщательная и длительная отработка звуков с и ш. Упражнения в дифференциации звуков с – з – ш - ж целесообразно перенести на более позднее время, что дает возможность свободнее подбирать материал. Предлагаемый ниже материал на эти звуки логопед использует по своему усмотрению.
План занятия, посвященного изучению звука ж и его дифференциации от звуков ш и з, не отличается от предыдущих, т.е. занятие обычно начинается с уточнения артикуляции и произношения, затем идет сравнение звуков, устанавливается, что звук ж – звонкий, его глухой парой является звук ш.
При сравнении звука ж со звуком з обращается внимание на различие в артикулировании – при произнесении звука ж язык поднимается кверху, при произнесении з – опускается за нижние зубы. Затем проводится закрепление звуков на материале слогов, слов, предложений, текстов.
Одновременно закрепляются знания и навыки, касающиеся анализа звукового состава слова. Повторяются те упражнения, о которых говорилось выше. Материал подбирается в соответствии с затруднениями, которые еще имеются у детей. Повторно включаются упражнения в анализе и синтезе слогов и слов со стечением согласных (школа, глаза и т.п.).
При закреплении правильного произношения звука ж включается предлог между. Проводятся различные упражнения.
В это же время в материал занятий вводятся сложные слова (одноэтажный, двухэтажный, пятиэтажный, многоэтажный и др.). Логопед обращается к детям: «Посмотрите на этот дом, к него один этаж – это дом одноэтажный. А если в доме два этажа? Как про него сказать одним словом? Какой он?» Логопед добивается правильного произношения составленных слов, затем они вводятся в предложения (Я живу в пятиэтажном доме).
В связи с закреплением правильного произношения звуков с – з – ш – ж внимание детей привлекается к образованию относительных прилагательных со значением принадлежности к материалу, из которого сделан предмет: стеклянный, -ая, -ое, -ые, бумажный, снежный и т.п. (см. занятие на звуки с – з – ш – ж).
Во время занятий дети выполняют все ранее упоминавшиеся упражнения: составление предложений из данных слов; распространение предложений; полные ответы на вопросы.
Закрепляются уже знакомые предлоги из и за. Проводится дифференциация этих предлогов с предлогом из-за (см. занятие на дифференциацию звуков з – ж), а также дифференциация предлогов из и из-под.
В это же время в упражнения вводятся некоторые глаголы с чередованием согласных в настоящем и прошедшем времени (стрижет – стриг, лижет – лизал, стережет – стерег).
Продолжается развитие умения ответить на вопросы по тексту, составить текст, пересказать его. Приведем примеры.
В данном примере заучивание текста сочетается с развитием умения дать полные ответы на вопросы, в то же время внимание детей привлекается к родственным словам.
1. Логопед зачитывает детям примерно такой текст:
В лесу. Миша и Женя пошли в лес за ягодами. На лесной опушке они увидели лесника. Лесник пошел с детьми в молодой лесок и показал, где много спелой лесной земляники.
2. Логопед предлагает детям послушать рассказ еще раз и выделить из него слова, сходные со словом лес. Выделяются слова лесник, лесок, лесной.
Детям указывается на сходство между этими словами – это родственные слова.
3. Детям предлагается отвечать на вопросы так, чтобы в ответе было слово лес или сходные с ним слова. Примерные вопросы: «Куда пошли Миша и Женя? Где дети увидели лесника? Куда пошел лесник с детьми? Что лесник показал детям?» После каждого ответа логопед спрашивает, какое слово (или слова) в предложении похоже на слово лес и что оно (или они) обозначает.
4. Пересказ текста.
5. Подведение итогов: еще раз детьми выделяются из текста слова, родственные со словом лес.
Составление рассказа из отдельных предложений с последующим его заучиванием. (Может быть использован при дифференциации ж – ш.)
1. Дети вслед за логопедом повторяют несколько предложений, которые им предлагается запомнить. Например: Он поймал ежика. Алеша был в лесу. Дома он дал ежику молока. Алеша понес ежика домой. Ежик долго жил у Алеши.
2. Детям предлагается подумать, с какого предложения следует начать рассказ (Алеша был в лесу.), а затем, как его продолжить.
При заучивании рассказов «В школьном саду», «Тузик и Жулька» и других рекомендуем включать упражнение в полных ответах на вопросы.
Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков з и ж.
Тема занятия: дифференциация ж и з.
Цель занятия: закрепление правильного произношения звуков ж и з в слогах, словах и предложениях с предлогами за, из-за; анализ и синтез слогов и слов со стечением согласных (повторение).
Примерный ход занятия
I. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Дети, сегодня мы будем повторять звуки ж и з. Скажите все звук ж (дети произносят звук ж), а теперь – з (дети произносят звук з)».
Затем логопед задает вопросы: «Чем похожи эти звуки?» (Звук ж звонкий и звук з звонкий.) «Какая разница между этими звуками?» (Когда мы говорим ж, язычок поднимается вверх, а когда говорим з – язычок опускается за зубки.)
II. Произнесение слоговых сочетаний из трех элементов. Развитие внимания и памяти.
Логопед говорит: «Дети, сейчас мы устроим соревнование, посмотрим, чья команда наберет больше очков. Надо внимательно слушать, я буду говорить слоги только один раз. Кто правильно повторит, тот получит очко».
Логопед вызывает отдельных детей. Каждому предлагается повторить новое слоговое сочетание, например: жба – зба – жба; зда – зда – жда; зго – жго – зго и т.п.
III. Различение слов, содержащих звуки ж и з.
С помощью предметных картинок, выставленных на наборном полотне, например: зубы, желуди, козы, жаба, лужа и др., дети выбирают слова со звуком ж, правильно их произносят, определяют место звука ж. Затем называют оставшиеся картинки. Устанавливается, что в каждом слове есть звук з, определяется место этого звука.
IV. Анализ слогов со стечением согласных (повторно, см. занятие на звук л).
На этом занятии подбираются слоги со звуками з и ж, детям предлагается дополнить примерно такие слоги: ба – зба; гу – жгу; да – жда; за – зба; т.е. звук добавляется или в начале слога или в середине.
Каждый раз после анализа и преобразования слога определяется, какой из звуков (ж и з) есть в слоге.
Упражнение может быть проведено в форме игры в «Живые звуки».
V. Образование родительного падежа множественного числа. (Проводится в форме игры в мяч.)
VI. Дифференциация предлогов за и из-за.
1. Детям предлагается класть предметы (медвежонка, обезьяну, козу, желудь, грузовик и т.п.) за шкаф (занавеску, стол, книги и т.п.) и запомнить, куда они их кладут. Действия оречевляются. (Я поставил грузовик за шкаф.)