Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 688

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Звук и буква р

Изучаются на 23-й неделе обучения. Буква л исключена.

Во время усвоения буквы р происходит дальнейшее закрепление навыка чтения слов всех знакомых детям структур (рак, рама, мороз, ракета, парта, кран, трава, редиска); кроме того, включаются отдельные слова более сложного состава. Осуществляется постепенный переход от слогового к слитному чтению. Усложняется состав предлагаемых для чтения предложений.

При усвоении детьми буквы р могут быть выполнены следующие упражнения.

В начале первого занятия детям предлагается вспомнить слова со звуками р и р’.

Вариант.

Логопед произносит слова со звуком р или р’. В этом случае используются более сложные (чем подбираемые детьми) по структуре слова, например: табуретка, кормушка, пряники, берёза, простыня, аквариум, зарядка и т.п.

Ребенок должен четко произнести слово и назвать тот из звуков, который есть в составе слова, т.е. р или р’.

После показа буквы р дети получают по две заглавных и по четыре строчных буквы, они рассматривают их и убирают в кармашки касс.

Следующий этап – чтение прямых слогов с твердым и мягким звуком р (ры – ри; ра – ря…) с устным добавлением до слов, а также чтение слов по таблице.

Могут быть проведены следующие упражнения с разрезной азбукой (используются как на фронтальных, так и на подгрупповых занятиях).

1. Упражнения с целью дальнейшего усвоения слогов со стечением согласных.

Детям предлагается выкладывать прямой слог. Затем в него добавляется первая или средняя буква. После этого слог добавляется до слова (можно устно). Приведем примеры: ры – кры – крыша, крыса; ра – кра – кран, крапива; ря – пря – пряник и т.п.

2. Для выкладывания из букв разрезной азбуки берутся примерно такие слова: грибы, пряники, ребёнок, редиска, кормушка, грузовик, трактор (отстающим детям дается более легкий материал).

3. Упражнения с целью закрепления навыка анализа слов со стечением согласных.

а) при проведении упражнения используются картинки с неполными надписями – пропускается слог со стечением согласных. Дети выкладывают слова полностью.

Примерные картинки: крыша (… -ша); груши (… -ши); труба (… -ба); грибы (… -бы); пряник (… -ник); сторож (… -рож); краска (… -ка); трактор (…-тор). (Гласные можно выделить красным цветом.) Для того чтобы дети работали самостоятельно, на наборное полотно выставляется по две картинки – для первых и вторых рядов. После того как будет сложено по три-четыре слова, слова читаются.


б) детям предлагается выбрать с помощью картинок и сложить из букв разрезной азбуки слова, в которых в первом слоге два согласных звука. Примерные картинки: трава, ракета, грибы, труба, рубашка, груша, радуга, пряник.

4. Упражнения в закреплении навыка письма слов с мягкими звуками (проводится так же, как описано выше). Примерные картинки: ребята (ре… -та); дерево (де… -во); берёза (бе… -за); крапива (кра… -ва). Внимание детей постоянно привлекается к тому, что после мягких согласных пишутся буквы и, я, е, ё.

5. Упражнение с целью закрепления полученных ранее сведений о том, что звонкий звук в конце слова не слышен, а слышен только перед гласными: морозы – мороз; сторожа – сторож; грибы – гриб.

Слоги для чтения: ры, ра, ро, ру, рэ, ри, ря, рё, ре.

Слоги и слова для чтения: ра – кра – кран; ро – кро – крот; ру – гру – груша; ры – кры – крыша; ри – гри – грибы; ря – пря – пряник; ре – кре – кресло.

Слова для чтения: рак, рыба, руки, рама, куры, горы, шары, река, кран, крот, гру-ша, тру-ба, тра-ва, пря-ник, гри-бы, ра-ке-та, ра-ду-га, ба-ра-бан, па-ро-воз, ре-бё-нок, пря-ни-ки, о-ре-хи, де-ре-во.

Примерные предложения для чтения, выкладывания из букв разрезной азбуки, письма: У Шуры два шара. За домом парк. В парке берёзы. Боря ест пряник. Серёжа косит траву. Мама кормит кур.

Тексты для чтения: 1. Пионеры. У дома Серёжа и Борис. Они пи-о-не-ры. У Серёжи топор. Серёжа рубит дрова. Потом он у-бе-рёт мусор. У Бориса краска. Борис красит забор. Потом он по-кра-сит ворота. 2. Во дворе. Это двор. На дворе куры. У дома кор-муш-ка. Утром Вера идёт на двор. Она несёт кра-пи-ву и крупу. Это корм для кур.

Перед чтением текста 1 выкладываются слова красит, покрасит, пионеры, уберёт, перед чтением текста 2 – кормушка, крапива.

Усвоение детьми буквы р дает возможность логопеду выборочно пользоваться имеющимися букварями.


Звук и буква й

Усвоение звука и буквы й происходит на 23-й неделе обучения.

При усвоении детьми буквы й (звук йот) могут быть проведены следующие упражнения.

I. В начале занятия логопед показывает детям карандаш и произносит предложение. Это мой карандаш. Во время произнесения он интонационно выделяет слово мой. Затем предлагает детям произнести это слово хором.

Логопед обращает внимание детей на краткое произнесение звука й (йот) в разных словах (мой, твой, май, дай и т.д.). Логопед предлагает детям произносить эти слова. Постепенно он добивается правильного и отчетливого произнесения каждым ребёнком звука йот в конце слов.

II. Производится анализ слова мой. Выясняется, что в этом слове один слог. Логопед говорит о том, что звук й не образует слога и является согласным.

III. Логопед показывает детям букву й. При этом он говорит: «Эта буква называется й краткая, над ней значок, обозначающий краткость». Дети получают по четыре строчных буквы й, рассматривают их и убирают в свои кассы.

IV. Произношение, анализ, выкладывание слов май, сарай, трамвай с делением их на слоги. Внимание детей привлекается к тому, что во всех этих словах звук й находится в конце слов, что это согласный звук.

V. Произношение, анализ и выкладывание слов со звуком й в середине слова (майка, зайка, лейка). Слова делятся на слоги. Внимание детей обращается на то, что звук й находится в конце слога. Делается вывод – буква й бывает только в конце слога (слова).

VI. Кроме отдельных слов для выкладывания и письма, могут быть использованы примерно такие предложения: Это мой карандаш. Это твой пенал. Мой дядя – герой. Ой, какой мороз! У Димы змей. У Вали лейка.

VII. Для чтения может быть использован следующий материал.

Прочитать (по таблице или с доски) слова, обозначающие действия (налей, вымой, сделай, спой, нарисуй, покатай), и составить с ними предложения (устно). При этом дается образец: Лена, налей, пожалуйста, мне молока.

Аналогично проводится упражнение в чтении «слов-признаков» и в подборе к ним (устно) «слов-предметов». Например, к слову белый подбираются слова снег, сахар, халат, мел. Соответственно составляются предложения: Белый снег. Белый сахар. Белый халат. Белый мел.


Затем детям предлагается прочитать текст рассказа «Полкан и зайка»: У куста зайка. А за сосной Полкан. Полкан увидел зайку. Зайка – скок в кусты. Полкан за ним. А зайка ускакал.

Материал, который может быть использован логопедом при сопоставлении звуков й (йот) и и (второе занятие на букву й).

I. На столе выставлены две картинки. На одной изображен сарай, на другой – сараи.

Логопед говорит: «Послушайте внимательно и угадайте, какую картину я назову». Затем он произносит слово сарай. Дети указывают на соответствующую картинку. Потом логопед спрашивает: «А теперь какую?» - и произносит слово сараи. Дети указывают на картинку с изображением сараев.

Логопед произносит слова сарай – сараи два-три раза. Потом просит сказать, кто догадался, какие звуки в конце этих слов.

II. Проводится анализ слов сарай и сараи. Слова выкладываются из букв разрезной азбуки. Обращается внимание на то, что в слове сарай – два гласных звука (а, а) и два слога; в слове сараи – три гласных звука (а, а, и) и три слога.

III. Детям предлагается внимательно слушать и выделять слово (или слова) со звуком й. Для сравнения даются слова со звуком и, например: змей, малина, майка; трамваи, сарай, кубики; зайка, змеи, сараи и т.п.

IV. Можно предложить детям находить слово (или слова) со звуком й в составе предложения. Примерные предложения: Это мои майки. Дети сделали змей. Перед едой руки мой. Наши бойцы – герои. У Кати голубой шар. Дима пилит доску пилой. Мимо меня идёт трамвай. Под кустами живут змеи.

V. Упражнения в выкладывании слов из букв разрезной азбуки.

Дети под диктовку логопеда выкладывают слова в два столбика. В один столбик помещаются слова с буквой й, а в другой – с буквой и. Примерные слова: зайка, липа, май, Нина, майка, кубики.

Вариант.

Детям раздаются карточки (или на доске пишутся слова), в которых пропускаются буквы и или й. Дети вписывают недостающие буквы.

Для чтения используются отдельные слова, предложения (указанные в первом занятии), тексты.


Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Произношение – три раза в неделю; грамота – два раза в неделю

Третий период обучения

Третий период обучения длится три месяца (март, апрель, май). Этот период охватывает 25 – 36-ю недели обучения.

В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, во время которых окончательно ликвидируются все имеющиеся у детей пробелы в устной речи, чтении и письме.

Во время специальных фронтальных занятий происходит развитие словаря и связной грамматически правильной речи (одно-два в неделю). Один-два раза в неделю проводятся занятия по произношению и три раза – по грамоте.

На подгрупповые занятия объединяются по четыре – шесть детей со сходными затруднениями (устная речь, чтение, письмо).

Формирование произношения и развитие речи.

Фронтальные занятия проводятся один-два раза в неделю; подгрупповые – ежедневно.

Начало третьего периода используется логопедом для закрепления произношения звуков с – з –ш – ж и р – р’- л – л’. Затем до конца апреля планируется закрепление правильного произношения звуков ч, ц, щ и дифференциация их от сходных звуков (см. план на с.). В мае занятия планируются по усмотрению логопеда.

Сокращение количества фронтальных занятий по произношению не означает, что теперь меньше внимания обращается на правильность и четкость произношения звуков в составе слов любого слогового состава и общее звучание речи. Дело в том, что в связи с закончившейся к этому времени постановкой звуков больше времени на закрепление правильного произношения звуков и слов сложного звуко-слогового состава может быть отведено в часы индивидуальных занятий. Кроме того, любые занятия как по развитию речи, так и по грамоте, а также все занятия, проводимые воспитателем, одновременно способствуют закреплению правильного произношения звуков, совершенствованию внятной, четкой, неторопливой, выразительной речи.

Грамота.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю; подгрупповые – по усмотрению логопеда.