Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1


Индивидуальное сопровождение развития ребенка строится на следующих принципах:

    1. Консультативный характер совета. Рекомендации, которые получают родители или ребенок, должны носить консультативный характер. Основная идея сопровождения развитие у ребенка самостоятельности в решении насущных проблем. Сопровождающий может дать совет, как выйти из этой ситуации, но не имеет права обязывать детей действовать определенным образом. Ответственность за решение лежит на родителях и ребенке.

    2. Первостепенное значение интересов детей. На развитие проблемной ситуации влияет не только социальная среда ребенка, но и особенности его личности. Другими словами, при решении проблемы дети часто оказываются неправы. Справедливость требует объективного разрешения ситуации, но сопровождающий не должен забывать о том, что на стороне взрослого человека свой жизненный опыт, которым ребенок не обладает. На стороне ребенка, как правило, только он сам.

    3. Непрерывность сопровождения. Сопровождающий должен оказывать гарантированную помощь на каждом этапе решения проблемы. Специалист перестает поддерживать ребенка только тогда, когда проблема полностью решена или подход к решению становится очевидным. Этот принцип также означает, что детям из группы риска, таким как сироты, гарантируется профессиональная помощь на протяжении всего периода образования.

    4. Многопрофильная поддержка. Учитель, детский психолог, родители и другие специалисты должны работать в команде, используя общие методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа обслуживающего персонала должна быть скоординированной, только в этом случае может быть достигнут желаемый результат и эффективное решение проблемы детей [82].


Отмечая «индивидуальные образовательные потребности» аномальных детей педагоги и психологи понимают, что потребности познавательной, мотивационной, эмоциональной и волевой сферы таких школьников имеют особые характеристики, обусловленные природой дефекта развития, для

коррекции которого требуются особые условия в процессе обучения и воспитания.

Этими условиями, по мнению И. А. Юрловской, являются:

  • определённые организационные формы обучения;

  • определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);

  • содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;

  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут [83].

Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель-дефектолог, логопед, педагоги и психолог. Каждый специалист ставит собственный диагноз, более четко определяет одну из проблем, тогда как остальные проблемы решаются на заднем плане, но постоянно подразумеваются. Результаты всех направлений диагностики отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка».

Далее педагог определяет объем содержания и определённую последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранную для конкретного ученика, разрабатывает индивидуальную образовательную программу, подбирает дидактический материал и реализует программу. При этом учитываются познавательные возможности конкретного ученика, конкретные условия образовательного процесса в учебной организации [26].

Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребенка

с ОВЗ является специальная индивидуальная карта поддержки развития и обучения, которая отражает все этапы коррекционного и развивающего процесса по отношению к конкретному ребенку. В ходе реализации индивидуальный образовательный маршрут может быть скорректирован.

Рефлексивно-оценочныйэтаптакже предусматривается индивидуальным образовательным маршрутом. Соотнесение результатов комплексной диагностики, результатов обучения и повторной психолого-

педагогической диагностики позволяет сделать вывод о динамике развития

ребенка, продвижении в предметных результатах и эффективности выбранных средств обучения, частности индивидуального образовательного маршрута.

  1. ТьюторскоесопровождениедетейсОВЗопределяется индивидуальными психолого-педагогическими особенностями каждого ребенка.

Основными формами тьюторства являются индивидуальные и групповые консультации [67]. При выборе конкретной формы необходимо соблюдать требования гибкости и изменчивости по отношению к ребенку. Представим эти формы более подробно.

Индивидуальная консультация (беседа) как одна из форм тьюторства представляет собой обсуждение важных вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого ребенка. Целью такого разговора является активизация каждого учащегося с учетом именно его способностей, характеристик его характера, коммуникативных навыков и т. д. для дальнейшей работы по формированию и реализации их образовательной программы. Для каждой
консультации подбираются индивидуальные вопросы, устанавливаются диалогические и эмоционально комфортные отношения. Результатом должен быть не только образовательный (определенный шаг в индивидуальной образовательной программе), но и эмоциональный эффект, позволяющий провести более глубокий анализ образовательной ситуации каждого учащегося в будущем [45].

Групповоеконсультированиеорганизовано для учеников с аналогичными проблемами или образовательными потребностями. Во время этой консультации тьютор выполняет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную [45].

Мотивационная работа заключается в определении уровня мотивации учащихся к развитию их познавательного интереса, в сопоставлении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей при построении индивидуальных образовательных программ.

Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее эффективности, умение вести диалог, организацию продуктивного общения между репетитором и группой и членами группы между собой.

Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, поиск конструктивного решения проблемы, анализ и понимание каждым ребенком самого себя и своих собственных действий, действий группы.

Другой формой может выступать учебный тьюторский семинар. На этом уроке используются методы интерактивного и коррекционного обучения, направленные на получение опыта использования модельных ситуаций при построении индивидуальных образовательных программ. Это может происходить дистанционно или лично быть указанным в учебной программе.
Цель развитие способностей ребенка, активизация познавательной деятельности, применение теоретических знаний на практике, внедрение активных методов обучения: деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, тематические исследования, тренинги, мозговой штурм, критическое чтение. и написание и т. д. Приблизительно 1 раз в месяц в удобное для учащихся время, одобренное администрацией школы.

Еще одной из форм тьюторства является тренинг. Это использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенций или формирования конструктивного поведения. В процессе работы необходимые навыки не только усваиваются и запоминаются, но и применяются на практике. Он основан на групповом взаимодействии, направленном на индивидуальное развитие участников тренинга. В тьюторстве чаще используются коммуникативные и мотивационные тренинги [45].

  1. ИндивидуальныеразвивающиезанятиясдетьмисОВЗ

Индивидуальный подход в воспитании и обучении позволяет наиболее полно учесть личностные характеристики ребенка и реализовать его

индивидуальные возможности, раскрыть творческий потенциал. Индивидуальные развивающие занятия с детьми должны ориентироваться на преодоление имеющихся проблем и предупреждение возможных трудностей. Такие занятия проводятся по отдельно составленной и подобранной программе, которая обычно включает элементы игр и упражнений, направленных на физическое и творческое развитие ребенка,