Файл: Протокол Научный руководитель к п. с н.,доцент ТаратенкоО. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 437

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения младших школьников с ОВЗ

Учет ограниченных возможностей здоровья при обучении детей

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью

Выводы

Глава 2. Опытная работа по коррекции индивидуальных затруднений младших школьников с ОВЗ

умственной отсталостью

Характеристика ученика с легкой умственной отсталостью

Входная диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты входной диагностики мышления Е. И. Рогова

Критерии оценивания работы

Критерии оценивания работы

Результаты диагностики отклонений развития мышления (методики Л. М. Шипицыной)

Входная диагностика

Спецификация контрольной работы по русскому языку

Описание программы индивидуальных развивающих занятий для ученика 2 класса с легкой умственной отсталостью

Критерии оценивания

Календарно-тематическое планирование

Итоговая диагностика мышления (методики Е.И.Рогова)

Результаты итоговой диагностики мышления (Е. И. Рогова)

Результаты итоговой диагностики отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Динамика развития и достижений предметных результатов

Сравнительный анализ результатов диагностик мышления (Е. И. Рогова)

Динамика результатов диагностики уровня развития мышления

Сравнительный анализ результатов диагностик отклонений развития мышления (Л. М. Шипицыной)

Входная и итоговая

Динамика результатов диагностики отклонений развития

Сравнительный анализ диагностик предметных достижений по

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Содержание

Занятие 1

усовершенствование его коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

В отдельных случаях индивидуальные развивающие занятия с детьми становятся необходимостью. В первую очередь это касается детей с недостатками в физическом, психологическом или умственном развитии, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья, а также часто болеющих детей, неусидчивых, возбудимых и др. Индивидуальные занятия с такими детьми позволяют корректировать знания и навыки, помогают им управлять собственными психическими процессами. В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются дети с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами.

Основное преимущество индивидуальной формы занятий заключается в возможности подбирать приемы воспитания в соответствии с уровнем развития конкретного ребенка. Продолжительность и темп индивидуальных занятий более гибкий по сравнению с фронтальными занятиями.

Индивидуальные и групповые развивающие занятия отличает психология воспитания и позиция педагога. Если в процессе группового занятия воспитатель играет роль наставника, то во время индивидуальных занятий он становится одновременно партнером, что позволяет ребенку проявить больше инициативы.

Как правило, индивидуальная программа развития реализуется поэтапно. На первом этапе происходит развитие эмоционального общения с элементами предметно-игровой деятельности. Следующий этап заключается

в вырабатывании у ребенка начального опыта в какой-либо сфере. На третьем этапе дети знакомятся с эталонами (цвет, форма, величина) и учатся применять их на различных предметах и
игрушках. Все этапы индивидуальной работы должны быть тесно взаимосвязаны, переход между ними должен быть постепенным.

Содержание индивидуальных занятий состоит из трех условных блоков:

  • развитие психической деятельности (мышления, памяти, внимания, восприятия). Особое внимание необходимо уделять зрительно- предметным, акустическим и кожно-кинетическим восприятиям;

  • развитие пространственно-временных представлений. Здесь внимание нужно акцентировать на употреблении предлогов и наречий, которые обозначают пространственное и временное отношение;

  • развитие моторики. Существует множество игр и упражнений для развития пальцев рук и кистей.

Психолог Н. П. Локалова предлагает следующую структуру индивидуальных развивающих занятий:

  1. Вводная часть создание положительного эмоционального фона. Учитель создает условия для положительного настроя ученика, проявляет заинтересованность (предлагает улыбнуться, говорит добрые слова и т.д). Ученик фиксирует свое настроение в специальном дневнике;

  2. Основная часть – выполнение заданий и упражнений, направленных на развитие психических процессов, мелкой моторики, фонематического слуха, слогового анализа;

  3. Заключительная часть рефлексия и самоанализ. Ученик вместе с учителем подводит итоги занятия, оценивает свою работу, ученик фиксирует свое настроение в специальном дневнике [36].

Таким образом, обучение детей с ОВЗ возможно в нескольких формах: в группе или индивидуально, в специальном коррекционном учебном


заведении, в специально выделенном коррекционном классе или инклюзивно

29

(т.е. при совместном обучении детей без отклонений в состоянии здоровья и детей, имеющих некие ограничения возможностей). Содержание обучение детей с ОВЗ определяется специальными коррекционными образовательными программами, адаптированными образовательными программами или индивидуальным планом.

Индивидуализация процесса обучения детей с ОВЗ является важным средством, способствующим развитию, коррекции и обучению детей с ОВЗ. Особую роль в индивидуальной работе играет специально организованная индивидуальная поддержка ребенка. Эта поддержка может осуществляться в разных формах обучения детей с ОВЗ, например, по индивидуальному образовательному маршруту, с тьюторским сопровождением или на индивидуальных развивающих занятиях.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Средства и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью


Определенные отклонения в физическом и умственном развитии учащихся с интеллектуальным недоразвитием создают трудности в достижении образовательной цели, порождают противоречия между стремлениями учеников и их возможностями. Поэтому процесс обучения и воспитания умственно отсталых детей имеет четкую коррекционную направленность. Коррекционное обучение требует специальной организации учебного процесса.

Обучение детей с ОВЗ должно проводиться по индивидуальному плану, каждый ребенок должен быть обеспечен медико-социальным и психолого- педагогическим сопровождением.

К средствам коррекционного обучения и развития детей с ОВЗ относится особая структура урока, специально подобранные задания и упражнения.

Основной формой организации обучения в школе является урок. В специальной педагогике показано, что именно во время его проведения при

обучении детей с ОВЗ реализуется коррекционно-развивающая цель. Большое значение при этом имеют, соответственно подобранные и коррекционно- направленные методы обучения учащихся. Это означает, что любой метод или прием, кроме дидактической цели, должен решать и коррекционную, направленную на развитие ребенка. На первых порах для того, чтобы обучение было возможным и эффективным, необходимо создать такие условия, при которых наличие
дефекта не препятствует усвоению знаний («приспособление к дефекту»). В организации учебной деятельности учитывается уровень знаний, темп работы, динамика утомляемости, устойчивость внимания, произвольность психических процессов ребенка [70].

Перед каждым уроком учитель должен решить, какой психический процесс (внимание, память, речь, мышление, восприятие, воображение) или эмоционально-волевая сфера будет корректироваться именно на этом уроке. На одном уроке невозможно корректировать сразу все сферы личности ребенка, поэтому в зависимости от типа, структуры, содержания урока определяется его коррекционная цель. Она должна быть конкретной. Если это коррекция речи, то какая именно его сторона: фонетическая, лексическая или грамматическая подлежат при этом коррекции. Возможно, учитель будет корректировать один из видов речевой деятельности. Если коррекция будет направлена на мышление, то необходимо определить, какое именно (понятийное, образное, словесно - логическое, предметно - практическое), если на мыслительные операции, то какие (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение). Эти моменты учитель должен предусмотреть и конкретизировать, чтобы достичь на уроке поставленной цели.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью снижены познавательные возможности. По сравнению с нормальными детьми в них ослаблено регулирование своими действиями и усилиями, является значительное нарушение процессов работоспособности. Все это обуславливает особую логику учебного процесса на уроке.

В специальной педагогике определена примерная