ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1247
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Семаго Н.Я.,Семаго М.М.
Проблемные дети:
Основы диагностической
и коррекционной работы психолога
Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.: илл. (Библиотекапсихолога-практика)
В книге изложены методологические принципы и основы деятельности психолога, работающего с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Приведена со- временная классификация и типология отклоняющегося развития. Описаны основные принципы и тех- нологии диагностической и коррекционной работы, составления заключений и ведения рабочей доку- ментации психолога образования. Методическое пособие адресовано психологам в системе общеобра- зовательных школ, педагогам-психологам специальных образовательных учреждений для обучения де- тей с отклонениями в развитии, специалистам ПМПК, психологам в составе учреждений здравоохране- ния и социальной защиты. Пособие может быть использовано для подготовки студентов факультетов психологии и специальной психологии педагогических университетов и институтов, а также в системе повышений квалификации работников образования в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому
ВВЕДЕНИЕ
Представляемая на профессиональный суд книга является результатом более чем двадцатилетне- го совместного практического опыта работы авторов с различными категориями детей. Изначально ав- торы не ставили задачи создать какую-либо новую теорию, представить некое теоретическое обобще- ние. Мы просто консультировали детей и, работая с ними, пытались делать это максимально эффектив- но. По мере накопления опыта нам все время приходилось сталкиваться с трудностями, которые, с од-
ной стороны, снижали эффективность работы, а с другой — не находили объяснения в литературе. Мы видели и чувствовали, что дети меняются, а методы диагностики и программы коррекции не совсем подходят к современным детям. И, несмотря на то, что за последние 8-10 лет на нас (впрочем, как и на всех психологов) обрушился вал самой разнообразной психологической литературы, мы не смогли най- ти в ней ответов почти ни на один наш «практический» вопрос.
Поэтому мы попытались сами, используя наиболее адекватные для целей психологического ис- следования методы, как классические, так и авторские, опираясь на созданные теоретические концеп- ции психического развития ребенка, собственный опыт и собственные представления, создать целост- ное, интегративное понимание психического развития, обосновать и построить именно в этом ключе технологичные и эффективные программы развития и коррекции детей с проблемами развития. Суть такого подхода заключается в возможности в рамках психологической диагностики «увидеть» весь спектр проблем ребенка: от медицинских и логопедических до социальных и педагогических. При этом безусловно предполагается «доля» участия в помощи ребенку каждого из специалистов.
Подобный интегративный подход оказался особенно продуктивным именно сейчас, когда стало более четким понимание всей структуры развития ребенка в широком смысле этого слова, появились новые составляющие и единицы анализа его развития.
Еще одним доводом в пользу необходимости этой книги явились новые направления в психоло- гии, которые, с нашей точки зрения, буквально «взорвали» современную детскую психологию на поро- ге нового столетия. Не учитывать и не использовать их в своей повседневной практике современный психолог уже не имеет права. Примером таких теорий, с нашей точки зрения кардинально изменивших подходы к анализу развития ребенка, являются различные направления нейропсихологии детского воз- раста, которые явились логическим продолжением нейропсихологии А.Р. Лурия.
Нейропсихология детского возраста как наука о формировании мозговой организации психиче-
ских процессов в онтогенезе представлена работами основоположников Детской нейропсихологии Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной, А. В. Семенович. Ими разработаны основные методологические подходы нейропсихологического анализа детского развития.
Одной своей стороной нейропсихология детского возраста «...обращена к законам превращения ансамблей мозговых систем и подсистем (дискретных, асинхронно и гетерохронно развивающихся) в единый комплекс опосредования целостного поведения человека, с другой стороны, она создана (по
А.Р. Лурия) как системно-динамический, факторный подход к строению и анализу развития каждой психической функции в ее соотнесении с работой различных зон мозга» [31].
Нейропсихологический подход является не только и не столько феноменологическим; в первую очередь он ставит перед собой «...задачу нахождения в многослойной структуре дизонтогенетического явления исходного, первичного патогенного фактора, служащего базисом для возникновения того или иного типа отклоняющегося развития, следствием которого и являются различные варианты учебной и поведенческой дезадаптации ребенка» (там же).
В рамках этого подхода А.В. Семенович и ее сотрудниками предложены такие понятия, как «от- клоняющееся развитие», «принцип замещающего онтогенеза», о которых мы еще не раз упомянем на страницах нашей книги. Такой подход в корне изменяет понимание причин и характера развития ребен- ка, позволяет принципиально иным путем построить систему развивающей и коррекционной работы.
Наиболее важным и продуктивным для работы психолога является описание вариантов (синдро- мов) онтогенеза психики в той части детской популяции, которая «подходит» под понятие «отклоняю- щееся развитие» (см. раздел 1). Понятие «синдром» в данном контексте представляется наиболее адек- ватным, поскольку в нейропсихологической парадигме существует понятие «синдромо-логия индиви- дуальных различий». Лежащие в основе каждого из синдромов патогенные факторы суть отражение не-
состоятельности определенных звеньев психической деятельности ребенка вследствии их несформиро- ванности. Базисом для последней является тот или иной вариант незрелости и искажения формирования их мозговой организации. Более подробно на нейропсихологических синдромах как основе одной из современных классификаций отклоняющегося развития мы остановимся во второмразделе.
Следует отметить, что одним из наиболее важных понятий, предложенных в школе А.В. Семено- вич, является понятие атипии психического развития [32], когда происходит трансформация всех со- ставляющих психического онтогенеза, что не только обусловливает специфическую феноменологию, но и часто является одним из факторов, определяющим современное состояние детей с отклоняющимся развитием и вероятностный прогноз развития ребенка. Наличие фактора левшества констатирует спе- цифические характеристики мозговой организации психических процессов: отсутствие «стандартной» дифференциации внутри- и межполушарных связей, отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга, существенную специфику всей нейропсихологической схемы онтогенеза. Все это приводит к различным негативным феноменологическим проявлениям, школьной и социальной дезадаптации ребенка. Учет подобных феноменов в структуре нейропсихологического подхода к атипичному онтогене-
зу необходим и продуктивен не только в отношении диагностической и коррекционной работы, но и, как уже отмечалось, с точки зрения клинико-психологического прогнозирования.
Другой теорией, которая легла в основу наших представлений и подходов к технологиям работы с детьми, является созданный в научной школе К.С. Лебединской, О.С. Никольской анализ аффектив-
ной сферы как целостного класса базальных явлений, являющихся необходимым условием адаптации и реализации психического развития ребенка и жизненной программы индивида в целом с точки зрения ее (аффективной сферы) уровневой организации. Анализ аффективной организации поведения и созна- ния с точки зрения системы базовой уровневой регуляции дает возможность практической реализации мысли Л.С. Выготского о единстве интеллектуального и аффективного в организации и самых простых, и самых сложных форм психической жизни.
Использование этих подходов к анализу аффективной сферы дает возможность построить чрез- вычайно эффективную диагностическую и коррекционную работу, еще раз подтверждая тезис необхо- димости интегративного подхода к анализу развития ребенка.
Нельзя не упомянуть и того, что в основе предлагаемых нами взглядов на психическое развитие ребенка лежат непреложные законы развития, описанные Л.С. Выготским. В то же время новые направ- ления исследований и используемые подходы упомянутых школ при анализе современных особенно- стей психического развития детей позволили нам несколько по-иному взглянуть на базовые понятия отечественной психологии. Мы предлагаем вниманию читателей такое понимание идей Л.С. Выготско- го, которое по своей сути является своеобразным методологическим «возвратом» к таким понятиям, как
«зона ближайшего развития», «первичный» и «вторичный» дефекты и некоторым другим. Мы считаем, что предлагаемые нами подходы к этим основополагающим понятиям отечественной психологии и пе- дагогики нисколько не отрицают, а наоборот, «опредмечивают» теоретические постулаты Л.С. Выгот-
ского, возвращают нас к тому, что на самом деле было представлено в его взглядах. Обоснованием на- шего толкования и является настоящая книга.
Особое внимание уделено в работе такой выделяемой нами структурной «макроединице» психи- ческого развития ребенка, как система базовых предпосылок (составляющих) психического развития ребенка. Проявляясь уже на самых ранних