ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1239
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
Данный раздел психологического анамнеза имеет решающее значение для оценки характера формирования базовых составляющих психической деятельности (последовательность и особенности моторного развития как основная предпосылка формирования пространственных представлений у ре-
бенка, становление базальных уровней аффективной регуляции) на первом году жизни, и поэтому он должен быть проанализирован психологом с наибольшей тщательностью.
Необходимо проанализировать характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом: спокойным или беспокойным был ребенок, наличие проблем питания, сна и т.п. в этот период. Напри- мер, неустойчивость ритма «сон-бодрствование», условия засыпания, его длительность; характер реак- ции на мокрые пеленки, тесное пеленание или облегающую одежду (то есть изменение порогов так- тильной и проприоцептивной чувствительности). Отмечается наличие «страхов» раннего возраста: бо- язнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих, трудности привыкания к твердой пище, бо- лезненная реакция на изменение режима, наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия). В этой части анамнеза очень важно отметить характер реакции ребенка на другого чело- века.
риод.
Не менее важным является ретроспективная оценка эмоционального состояния матери в этот пе-
Одним из важных косвенных показателей состояния ребенка, отражающих его, являются сроки
проведения вакцинации (прививок) ребенка.
Также должны быть отмечены знаки, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни: наличие мышечной гипо- или гипертонии, частые срыгивания, тремор ручек, под- бородка, слишком ранние сроки вставания на ножки (до 7-ми месяцев), беспричинные пронзительные крики, судороги на фоне высокой температуры (фебрильные судороги).
Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их по- следовательность. Особое внимание должно быть уделено наличию или отсутствию периода ползания и срокам его возникновения.
В таком же ключе (сроки возникновения и последовательность) анализируется и психоэмоцио- нальное развитие: эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, появление страха чу- жого лица), характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игро- вых действий вокализацией и соответствующей мимикой). Важным показателем собственно эмоцио- нального развития ребенка в этом возрастном периоде является изменение характера игровой активно- сти в присутствии значимых лиц. Как важная характеристика отмечаются общий эмоциональный фон и преобладающие типы поведенческих реакций.
Оценивается понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации, сроки и особенности собственно речевого развития (гуление, лепет, первые слова, указы- вание частей тела). При оценке речевого развития также отмечаются речевые реакции ребенка и изме- нения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Отдельно отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни. В соответствии с нашими теоретическими представлениями о психическом развитии ребенка трудно переоценить значение ин- формации об этом периоде жизни для анализа последующих этапов развития и возможных проблем ре- бенка.
Оценка развития ребенка от 1-го года до 3-х лет
Выявляется, в первую очередь, где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с ма- терью, с другими родственниками, например с бабушкой, с няней или чужими людьми, в дошкольном учреждении. Доме ребенка и т.п.). В случае, если ребенок проходил этап социализации в детском саду, должны быть отмечены характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.
Также отмечаются значимые изменения в семейном и социальном статусе родителей, произо- шедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка (развод или смерть од- ного из родителей, рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства и т.п.)
Анализируются темпы, сроки и особенности речевого развития, в том числе возраст возникнове- ния местоимения «я», появление простой фразы, развернутой фразы, качество звукопроизношения, элементы словотворчества, знание элементарных детских стихов, «потешек» и т.п. В случаях «ненор- мативного» (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы при- влечения ребенком внимания взрослых, адекватное использование при этом мимики и жестов.
Далее выясняются особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навы- ков: характер привязанности и отношений к близким (в том числе степень независимости от них), осо- бенности игровой деятельности (какие предметы или игрушки вызывали наибольший интерес, в каких условиях и какие действия с ними производились). Например: охотно играл в кубики и складывал ана- логичные конструкции только в присутствии взрослого; предпочитал неигровые предметы (шуршание
газетами, пересыпание круп и т.п.). Отмечается наличие «феномена тождества» и его выраженность, характер взаимодействия со сверстниками, протекание начала «кризиса 3-х лет».
Для этого возрастного периода важно также оценить наличие и характер фобических проявлений (страхов), их стойкость и возрастную соотнесенность (типичность или атипичность имеющихся страхов для этого периода, их выраженность). В этом же разделе необходимо оценить такой важный показатель эмоционального благополучия, как сон: его особенности в этот период (скрип зубами во сне, психомо- торное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подобных проявлений), а также характер засыпания ребенка.
При необходимости отмечаются особенности познавательных интересов: просто воодушевленно возил машинки или интересовался ими и знал огромное количество автомобилей различных марок.
Анализируются сроки и характер развития различных сложных видов моторики (в первую оче- редь - общей: сформированность бега, возможности произведения реципрокных движений: марширова- ния, лазания вверх и вниз по лестнице, катания на велосипеде, а также других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития более дифференцированной моторики: самостоятельная еда, застегивание молний, попытки самостоятельного одевания-раздевания и т.п.).
Отмечаются сроки формирования самостоятельных навыков опрятности (в первую очередь — когда стали приучать к горшку и насколько трудно проходило формирование этого навыка).
Выясняются (со слов близких или из медицинской карты) особенности состояния здоровья ре- бенка, на фоне которого протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и гос- питализаций в этом возрастном периоде. Здесь же отмечаются признаки неврологического неблаго-
получия: неврогенные или просто частые рвоты, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подобные проявления, несомненно, не могут быть адекватно оценены пси- хологом, но отмечаются им как факторы, осложняющие психическое развитие ребенка.
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
Основные разделы и показатели психологического анамнеза этого периода тождественны пре- дыдущим. Так же отмечаются семейные и социальные условия, основные характеристики познаватель- ного, в том числе речевого, эмоционального и моторного, развития ребенка, состояние его здоровья на этом этапе в целом.
В то же время необходимо отметить «ведущие» показатели развития ребенка в этот период, ко- торые должны быть описаны и в случае выраженных особенностей детализированы. В любой последо- вательности должны быть освещены следующие особенности:
-
длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса 3-х лет»; -
адаптированность в детском учреждении: умение ладить со сверстниками, возможность адап- тации в детском коллективе, адаптация к требованиям социального окружения, наличие специфических реакций на посещение детского учреждения; -
особенности игры в целом как ведущей деятельности этого возраста. Для этого периода явля- ются также характерными дальнейшая латерализация функций и начало становления ведущих органов чувств и конечностей. Имеет смысл расспросить, отмечалось ли ранее и имело ли место в этот возрас- тной период стойкое предпочтение ребенком той или иной руки. Должно быть выяснено также наличие фактора левшества или амбидекстрии (отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Следует оговориться, что в нашей стране придается особое значение старшему дошкольному