ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1229
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
даться и определенный сдвиг пропорций в развитии всех уровней, не приводящий в то же время к
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
Наличие же искажений в формировании (в первую очередь - базовых составляющих психическо- го развития) не только системы уровневой аффективной регуляции, но и других базовых составляющих, приводящее к искажению пропорций развития и когнитивной, и мотивационно-волевой, и аффективной сфер, позволяет выделить подгруппу так называемого -искаженногоразвития.
-
Дисгармоничное развитие
В свою очередь, в данной подгруппе развития можно выделить отдельные типы, характеризую- щиеся противоположной направленностью феноменологических проявлений, дисфункцией уровней аффективной регуляции и, соответственно, принципиально различной структурой реагирования детей в различных ситуациях, при воздействиях окружающей среды. Характер аффективного реагирования де- тей и положен в основу определяющих, «отличительных» понятий и обозначения выделяемых типов. Наиболее адекватной в терминологическом плане представляется собственно психологическое (экстра- и интрапунитивные эмоциональные реакции) {В данном случае имеется в виду терминология, предло- женная в рамках теории фрустрации С.Розенцвейгом, для выделения направленности реакций личности на окружение, внешнее препятствие (экстрапунитивная реакция) или на себя самого, с принятием вины и собственной ответственности (интрапунитивная реакция) (см. например, [3])}, а не традиционно пси- хиатрическое выделение.
При экстрапунитивном типе дисгармоничного развития в первую очередь обращает на себя внимание достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от нарочитой независимости до вы-
раженной демонстративности, порой демонстративной негативистичности. В более раннем возрасте (5- 7 лет) можно говорить о начале формирования негативистических и протестных форм поведения, эле- ментов демонстративности. Все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления ребенка.
Дети этого типа, как правило, достаточно работоспособны, но пресыщаемы однотипной деятель- ностью, что часто и вызывает агрессивные и про-тестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в этом случае будет высокой, часто чрезмерной (но хорошо контролируемой ребенком). При этом общий уровень познавательного развития в целом достаточный. Поскольку среди этих детей чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества (варианты атипичного развития, атипичного профиля функциональной ассиметрии), возможны специфические трудности в овладении школьными навыками (чтение, письмо, сложные счетные операции). В этих достаточно часто встречающихся слу- чаях можно говорить о сочетании парциальной несформированности ВПФ и экстрапунитивного типа аффективного реагирования.
Регуляция собственной деятельности соответствует возрастным показателям, а особую специфи- ку можно наблюдать в эмоционально-личностных проявлениях. У детей наблюдаются высокие притя- зания на успех, как правило, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), могут сознательно демонстрировать поведенческие реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто они бывают раздражительными, легко могут переходить от дисфории к эйфории.
В том случае, если имела место девиация из темпово задержанного развития в дисгармоничное (при неблагоприятных условиях развития — см. раздел 2.2.2., поскольку форма выражения себя и само- актуализация в этом случае идет за счет формирования именно неадекватного поведения по типу: «шу- та горохового», реже — «козла отпущения»), вероятно возникновение асоциальных форм поведения, как правило, группового характера.
В структуре базовых составляющих: произвольность психической активности, как правило, бы- вает сформирована в соответствии с возрастом, однако чем младше ребенок, тем вероятнее встречаются варианты невыраженной несформированности регуляторных функций (в том числе и на уровне произ- вольной регуляции двигательной активности). При преобладании демонстративных черт характера, вне зависимости от возраста, выявляется достаточная сформированность произвольного звена ВПФ.
Пространственные представления при данном типе дисгармоничного развития в целом развива- ются в соответствии с нормативной программой, и недостаточность в их развитии неспецифична для
этого типа развития. Как уже упоминалось, чаще всего это наблюдается при наличии знаков атипичного развития.
Наибольшую специфику можно наблюдать при анализе строения аффективной регуляции пове- дения — ее уровневой организации. В данном случае в первую очередь обращает на себя внимание ги- перфункция 3-го уровня (уровень эмоциональной экспансии) при своеобразии функционирования 4-го уровня аффективной регуляции (уровень эмоционального контроля), что выражается, с одной стороны, хорошей ориентацией в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе, а с другой — отсутствием собственно эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим лю- дям. При этом достаточно развит 1-й уровень (уровень полевых реакций) и можно говорить о невыра- женной гиперфункции 2-го уровня (уровня стереотипов). Последнее проявляется в отсутствии потреб- ностей в постоянстве окружения, поиске все новых социальных условий и «объектов» приложения сво- их эмоциональных экспансий.
В плане специальной психологической помощи таким детям необходима психокоррекционная / психотерапевтическая работа с целью гармонизации аффективной сферы (в данном случае можно гово- рить о предпочтении достаточно «жестких» психотерапевтических техник), семейная психотерапия. В случаях присоединения знаков атипичного развития может быть показана двигательная нейропсихоло- гическая коррекция. В тяжелых случаях дисгармоничного развития этого типа необходимо привлечение
врача-психиатра.
В случае адекватно подобранной коррекции, возможности адекватной «легализации» демонстра- тивности ребенка в социально приемлемых формах и успешной работы с ближайшим окружением ре- бенка (в том числе и с педагогами) прогноз развития достаточно благоприятен.
Наиболее типичными диагнозами других специалистов для детей и подростков этого типа разви- тия являются: «формирование личности по истерическому типу», «неврозоподобные реакции», «харак- терологические и пато-характерологические реакции» — для детского возраста, «психопатия воз- будимого типа», «патологическое формирование личности», «истерический невроз» — для подростко- вых возрастов (по МКБ-9), «расстройство поведения — (F91), в частности, вызывающее оппозиционное расстройство» — (F91.3) (по МКБ-10) и т.п.
Ведущим специалистом в данном случае следует считать психолога или психотерапевта. При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию, — психиатра.
Интрапунитивныйтипхарактеризуется принципиально противоположными реакциями ре- бенка и, соответственно, чертами аффективно-личностного развития.
Это дети, как правило, робкие и неуверенные в себе. Даже внешне они выделяются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Речевая активность, как правило, низкая. Дети достаточно трудно вступают в контакт, ищут взглядом поддержки, одобрения со стороны близких, а в их отсутст- вие — со стороны других взрослых. Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрас- ту, однако у одного и того же ребенка могут значительно разниться в зависимости от ситуации, в кото- рой предъявляются задания, и стиля общения взрослого с ним. В неблагоприятных случаях могут быть крайне замедленны, вплоть до полного ступора, «КПД» их деятельности может быть крайне низким. И наоборот: дети могут показывать достаточно высокие результативность и даже темп деятельности в си- туации одобрения и поддержки.
Чаще, чем в среднем по популяции, встречаются случаи неустоявшейся латерализации или ла-
тентное левшество, что осложняет процесс овладения школьной программой, еще более усугубляя не- уверенность и тревожность ребенка.
Совершенно естественно, что при данном типе дисгармоничного развития можно говорить о сверх- или суперконтроле (сверхкритичности) за своей деятельностью, то есть, как правило, о высоком развитии регуляторных функций. При этом, помимо высокой тревожности, неуверенности в своих си- лах, часто встречаются навязчивости, элементы ритуализации, инертность способов эмоционального взаимодействия. Вполне очевидно, что в данном варианте развития все эмоциональные реакции на- правлены как бы «вовнутрь», даже в случаях психомоторного возбуждения, обусловленного диффузной тревогой, страхом.
К этому типу детей относятся все варианты психосоматического развития, особенно очевидно это проявляется в том случае, когда происходит девиация из неравномерно задержанного типа развития
(дисгармонический инфантилизм), когда причиной темповой задержки психического развития являлись соматическая ослабленность или заболевание ребенка.
Об особенностях формирования базовых составляющих при этом типе психического дизонтоге- неза можно сказать следующее. По отношению к произвольной регуляции поведения, как уже было ска- зано, при данном варианте можно говорить о, по крайней мере, достаточном ее уровне (если мы гово- рим о произвольной регуляции собственной деятельности), в том числе когнитивного звена ВПФ; часто можно говорить о высоком уровне развития функции программирования и контроля собственной дея- тельности, что выражается в сверхкритичности, проявляющейся порой в навязчивых движениях, ритуа- лах, даже мыслях как защитных механизмах компенсации сверхнапряжения. В то же время уровень произвольной регуляции эмоционального состояния часто бывает сформирован недостаточно, смыкаясь в своих проявлениях со спецификой формирования структуры аффективной регуляции поведения.