ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1214
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
2А. При гипофункции уровня
а)Ребенокиспытываетчрезмернуючувствительностьккачествусенсорныхвпечатленийисобственномусоматическомусостоянию:
— имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает новых или незнакомых блюд, отказывается их принимать;
-
не любит расставаться с привычной одеждой; -
боится перепадов температуры, пищу принимает только той температуры, к которой привык; -
не сможет заснуть в непривычной обстановке; -
часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли, -
быстро устает, невынослив, часто жалуется на усталость; -
часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье; -
испытывает страх темноты, одиночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств.
б)Ребенокиспытываетдискомфортвнестабильных,меняющихсяобстоятельствах:
— струдом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в нем;
-
с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу; -
не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним; -
капризничает, отказывается от работы или проявляет агрессию при переключении на новый вид деятельности.
в)Ребенокиспытываеттрудностиидискомфортвовзаимодействиииобщениисдругимилюдьми:
— не склонен к сотрудничеству, особенно,
если оно протекает в непривычных для ребенка об- стоятельствах;
-
имеет низкую коммуникативность; -
испытывает чрезмерную потребность во внимании и одобрении; -
излишне привязан к людям, жалеющим его; -
имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям и, в случаях отрицательной оценки его деятельности, наказаний, раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т.д; -
часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей.
г)Проявляетрядособенностейвповедении:
— имеет часто пониженное настроение;
-
раздражителен, ворчлив; -
неуверен в собственных действиях, требуется значительная стимуляция для того, чтобы ребе- нок продолжил неудавшееся дело; -
имеет низкую самооценку; -
чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку.
2Б. При гиперфункции уровня
а)Испытываетособоевлечениекразнообразнымсенсорнымвпечатлениямизатрудняетсявоценкесобственныхфизиологических потребностей:
— не имеет устойчивых привычек в еде, всеяден, любит обильную, вкусную пищу, прожорлив;
— стремится к интенсивным, ярким сенсорным впечатлениям (любит смотреть, на огонь, дождь
и т.д.);
-
имеет тягу к неприятным впечатлениям, не брезглив, может взять с пола пищу и съесть ее; -
не боится боли, вынослив.
б)Испытываетпроблемывпроцессевзаимодействияиобщениясдругимилюдьми:
— агрессивен по отношению к близким, учителям в тех случаях, когда ему не позволяют осуще- ствить влечение, задуманное действие;
-
нечувствителен к нуждам других, если они противоречат удовлетворению собственных; -
не переносит активности других людей, стремится ограничить их активность.
в)Проявляетрядособенностейвповедении:
— нетерпелив, ригиден;
-
склонен к стереотипным аффективным реакциям в случаях давления со стороны других; -
может быть конформным, если хочет добиться своего; -
проявляет мнимую любознательность.
-
йуровень(уровеньаффективнойэкспансии)
3А. При гипофункции уровня
а)Ребенокиспытываетзначительныезатрудненияв
решениипроблемныхситуаций:
— не интересуется новыми заданиями;
-
быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается, отказывается от деятельности, если она вызы- вает трудности; -
требуется постоянная 0'рганизация деятельности, стимуляция для продолжения деятельности в сложных, трудных для ребенка обстоятельствах, самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает; -
испытывает страх перед незнакомыми, новыми, неизвестными обстоятельствами; -
не может принять решение, сделать выбор, пассивен; -
склонен к фантазиям на тему успехов, преодоления преград, риска.
б)Испытываетзатруднениявобщенииивзаимодействиисдругими людьми:
— имеет низкую коммуникативность;
-
внушаем, некритичен; -
испытывает чрезмерную потребность во внимании, поддержке, стимуляции, в стенических эмоциональных проявлениях других людей; -
стремится к стандартным, привычным взаимоотношениям; -
использует способность других людей к сопереживанию с целью заставить их выполнять его желания; -
сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки.
в)Имеетрядличностныхособенностей:
— изнежен, испытывает чрезмерную чувствительность к оценке отрицательных впечатлений;
-
труслив; -
не уверен в себе, имеет неадекватную самооценку.
3Б. При гиперфункции уровня
а) Ребенок затрудняется в понимании смысла ^взаимодействия, испытывает трудности в контактах с окружающими:— легко вступает в контакт, но к взаимодействию не стремится;
-
проявляет кратковременную заинтересованность в заданиях; -
легко заражается состоянием другого человека; -
склонен привлекать внимание к себе любыми средствами; -
подчиняется требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания; -
часто проявляет негативизм; -
требует постоянной и интенсивной оценки деятельности (при этом не чувствителен к ее зна- ку), интенсивного, постоянного внимания к нему; -
часто провоцирует конфликты между другими, испытывает от этого удовольствие.
б) Имеет ряд личностных особенностей:
— склонен к воровству, вранью, бродяжничеству;
-
испытывает стремление к опасным, рискованным поступкам, не испытывает страха высоты, темноты; -
испытывает влечение к отрицательным впечатлениям; -
испытывает удовольствие от роли «бандита», негодяя.
-
йуровень(уровеньэмоциональногоконтроля)
4А. При гипофункции уровня
а)Ребенокиспытываеттрудностивкоммуникацииичрезмернуюзависимостьотэмоциональ-нойоценки другихлюдей:
— проявляет низкую активность в контакте;
-
ошибается в определении знака эмоциональной оценки в процессе общения, проявляя особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении; -
стремится к привычному кругу общения; -
проявляет особую ранимость во взаимоотношениях; -
испытывает постоянную потребность в положительной оценке, во внимании; -
проявляет неуверенность в правильности своего поведения, постоянно нуждается в подтвер- ждении этой правильности; -
постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен; -
испытывает чрезмерную, симбиотическую связь с матерью; -
испытывает тревогу, страх, отказывается от деятельности при отсутствии эмоционального со- участия близких в своих переживаниях; -
в деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их оценку.