ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1253
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Психологический анамнез и его основные разделы
Общие положения
В соответствии с принципами интегративной диагностики сбор психологического анамнеза яв- ляется, с одной стороны, неотъемлемой частью построения психологической диагностической гипоте- зы, с другой — представляет из себя систему объективных данных, позволяющих предположить причи- ну возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.
Сбор психологического анамнеза безусловно может опираться на уже известные факты из исто- рии развития ребенка (например, факты, описанные врачом, то есть медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специ- фический набор «тем», по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, ранее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития.
Как правило, в образовательных учреждениях подробный врачебный анамнез отсутствует. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе центров психолого-педагогической и медико- социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с про- блемным ребенком. В таких случаях психолог буквально «вынуждается» ситуацией оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом слу- чае умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно преро- гативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, в особенности тогда, когда мы говорим о психологах, работающих с детьми с отклоняющимся развитием (т.е. специ- альных психологах).
Безусловно, до начала собственного обследования, в том числе сбора анамнеза, психологу необ- ходимо ознакомиться со всеми предыдущими данными обследования, если таковые имеются, и проана-
лизировать имеющиеся сведения со своей точки зрения.
В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ре- бенка [4, 15, 16, 25, 26], проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогичес-кого анамнеза. В отличие от взглядов Г.В. Бурменской с соавторами [4], использующими понятие «психоло- гический анамнез» вне связи с болезненным процессом как синоним «история индивидуального психи- ческого развития ребенка», мы в случае отклоняющегося развития считаем оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине, отчасти пе- ренося присущие ей принципы сбора и анализа анамнестических данных. В то же время в основу пси- хологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анали- за каждого этапа развития, квалификация развития деятельности и личности ребенка, широкий охват существенных условий его развития.
Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вы- членение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психиче- ского развития и условиях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположения о характере их формирова- ния, о тех «точках», «зонах», где происходили «сбои» или девиации их развития. Это позволяет более эффективно как построить диагностическую гипотезу, так и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно-развивающих программ.
В зависимости от уже имеющихся данных о развитии и собственной гипотезы специалиста в ка- ждом конкретном случае те или иные разделы предлагаемой схемы сбора психологического анамнеза могут либо сокращаться, либо еще более детализироваться.
С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характе- ристик родителей и семьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирования в целом.
Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия по- сторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Это время может быть эффективно использовано для то- го, чтобы ребенок сделал какие-либо проективные рисунки или, если психолог предполагает наличие выраженных отклонений в развитии, просто порисовал или поиграл в другом помещении.
В отдельных случаях, когда ребенок не может остаться в одиночестве, например, при обследова- нии ребенка младшего дошкольного возраста или без матери, допускается присутствие ребенка, но в этом случае также необходимо отвлечь его каким-либо интересным занятием. В случае, когда ребенок
«нарочито желает» присутствовать при обсуждении своих проблем, необходимо тщательным образом отслеживать все реакции ребенка на ту информацию, которую сообщают о нем его родители. В такой ситуации об отдельных «острых» моментах можно расспрашивать родителей иносказательно, в макси- мально завуалированной форме.
Вполне очевидно, что в психологическом анамнезе должна быть представлена семейная и соци- альная ситуация, на фоне которых протекало развитие ребенка в различные возрастные периоды. В то же время в представляемом нами подходе к сбору психологического анамнеза не предусматривается анализ истории развития семьи и ребенка (а также специфика взаимодействия в диаде «мать—ребенок») с позиции традиционного или современного психоанализа. Такой подход к истории развития «проблем- ного» ребенка и его семьи, безусловно, правомерен в рамках психотерапевтического взаимодействия, но, с нашей точки зрения, малоцелесообразен в деятельности психолога образовательного учреждения.
Как правило, беседа с родителями начинается с предъявления жалоб, и в начале обследования психолог должен отметить, с чьих слов (мамы, папы, бабушки, опекуна и т.п.) описывается история развития ребенка, хотя мы отдаем себе отчет в том, что все сведения, особенно если они подаются с
точки зрения только одного из родителей, достаточно субъективны и во многом определяются особен- ностями семьи.
При невозможности снятия анамнеза (в ситуации детского дома, отсутствия родителей в момент обследования при наличии их согласия на обследование и т.п.) более подробно описываются жалобы лиц, обратившихся за консультацией, и их наблюдения за ребенком. Точно так же обязательно должно быть зафиксировано, с чьих слов производится запись.
Условия и особенности протекания беременности и родов
В первую очередь, как правило, выясняются особенности протекания беременности как в физио- логическом (угроза выкидыша, повышенное артериальное давление, нефропатия, вирусные или инфек- ционные заболевания в этот период и т.п.), поскольку эти факторы часто определяют попадание ребен- ка в группу риска по неврологическим особенностям, а следовательно, по темпу и особенностям ранне- го психомоторного развития, выяснение которого является непосредственной сферой интересов психо- лога, так и в психологическом плане (наличие тревоги в период беременности, конфликтные отношения в семье, нежелательность беременности, социально неблагоприятные факторы, на фоне которых она протекала). Отмечается также наличие хронических заболеваний родителей, генетических предраспо- ложенностей, наследственных заболеваний с обоих сторон, множественные пороки развития у других членов семьи, предшествующие выкидыши, мертворождение и каких-либо зависимостей (табакокуре- ние, алкоголизм, наркотическая или токсикоманическая и т.п.).
Отмечается характер и особенности родов: сроки наступления родов (недоношенность или пере- ношенность), наличие осложнений в процессе родов, своевременность первого крика ребенка. Чрезвы- чайно важным, с нашей точки зрения, является показатель времени первого прикладывания ребенка к груди, поскольку это является одним из немногих объективных показателей состояния новорожденного. Исключения, безусловно, могут быть (в частности, при кесаревом сечении и других оперативных вме- шательствах), но в современной акушерской практике сроки первого прикладывания к груди являются прямым коррелятом состояния ребенка. Также выясняются сроки выписки ребенка и его матери из ро-
дильного дома - как объективная оценка благополучия протекания первых дней жизни новорожденного (исключением является задержка сроков выписки в связи с осложнениями у матери новорожденного).