Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1218

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

В.В. Лебединского, О.С. Никольской и др. — М.: МГУ, 1990). Следует также отметить, что предлагае- мая теория организации эмоциональной регуляции является, на наш взгляд, одним из немногих направ- лений специальной психологии, которые определяют на современном этапе развитие психологической науки в целом.

Первый уровень (уровень полевой реактивности) участвует в решении наиболее базальных задач защиты организма от влияния внешней среды. Его смыслом является организация аффективной предна- стройки к активному контакту с окружающим: наиболее примитивная оценка самой возможности кон- такта с внешним миром. Аффективное переживание на этом уровне, не имея еще положительной или отрицательной окраски, связано с общим ощущением комфорта или дискомфорта в психическом поле. Эта форма примитивной аффективной оценки ограничена непосредственной ситуацией, наименее энер- гоемка, но адекватна для решения определенного круга задач. Реагируя лишь на интенсивность, уро- вень полевой реактивности не оценивает качества воздействия, но реагирует, как это следует из самого названия, на «интенсивность психологического поля» в целом. Характерно, что, являясь наиболее при- митивным механизмом регуляции, этот уровень во многом определяет человеческое поведение в среде, обеспечивая индивиду безопасность и эмоциональный комфорт. В то же время первый уровень вносит важный вклад в организацию процесса творческого решения задач. Он обеспечивает .ощущение реше- ния как наития, где ощущение красоты, гармонии решения является первым сигналом его правильно- сти.

Аффективно значимыми на этом уровне являются впечатления динамики интенсивности внеш- них воздействий: движения, динамика интенсивности внешних воздействий, изменение пространствен- ных соотношений в окружающем. В ситуации необходимости поддержания душевного равновесия, сня- тия напряжения на основе элементарных впечатлений именно на первом уровне начинают формиро- ваться активные психотехнические приемы стабилизации аффективной жизни, которые в настоящее
время все больше входят в состав различных психотерапевтических и психокоррекционных систем.

Выполняя фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему, этот уровень обеспечивает тоническую регуляцию аффективных процессов.

Следующей ступенью углубления аффективного контакта со средой является второй уровень(уровень аффективных стереотипов). В раннем возрасте он играет важнейшую роль в отработке при- способительных реакций ребенка — пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью, в дальнейшем развиваясь как компонент сложных форм адаптации и определяя полноту и своеобразие чувственной жизни человека.

Основной задачей этого уровня является регуляция процесса удовлетворения соматических по- требностей. Он устанавливает аффективный контроль за функциями самого организма, упорядочивает психосоматические ощущения и аффективно связывает их с внешними сигналами. Конечным итогом реализации уровня стереотипов является эффективная адаптация субъекта к окружающему, выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ним.

Развитие этого уровня приводит к возникновению примитивной аффективной избирательности: оценке соответствия внешнего воздействия витальным нуждам организма, оценке комфорта или дис- комфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности. Оценка сигналов, исходящих из внешней и внутренней среды, приобретает качественный характер. Наиболее аффективно значимые сигналы внутренней среды соединяются с внешними впечатлениями, которые аффективно «насыщают- ся» и превращаются в значимые, окрашенные внутренним индивидуальным смыслом.

Важной характеристикой этого уровня аффективной организации является непереносимость, не- приятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни, нестабильностью окружающей среды. Можно сказать, что именно этот уровень аффективной организации закладывает основы формирования индивидуальности человека через выявление собственных пристрастий в сенсорных контактах со сре-

дой. Типом поведения, характерным для этого уровня, являются стереотипные реакции (накапливаемый в процессе онтогенеза арсенал индивидуальных стереотипов сенсорного контакта со средой), привычки, которым человек стремится следовать. Подобные аффективные стереотипы являются фоновым обеспе- чением самых сложных форм поведения человека, задавая аффективный смысл поведения и являясь ве- дущими по отношению к первому уровню.

Обеспечение активной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, достижение аф- фективно значимых целей через преодоление неожиданных препятствий осуществляется на следующей ступени развития эмоционального контакта со средой - третьем уровне (уровень аффективной экспан- сии). Приспособительным смыслом уровня является аффективная экспансия окружающего мира, овла- дение неизвестной, следовательно, опасной ситуацией и с помощью этого - через запуск исследователь- ского поведения, поиск преодоления трудностей - получение положительных эмоций успеха, чувства победы. Таким образом, разряжение доминанты опасности этой общей, положительно окрашенной эмоциональной оценкой дает дополнительный аффективный заряд переживания.

Активное взаимодействие с окружающим делает для индивида витально необходимой оценку своих сил, рождает потребность в столкновении с препятствием, но и дает информацию о границах соб- ственных возможностей. Таким образом, уровень экспансии оценивает силу воздействия субъекта на среду. Аффективные переживания этого уровня связываются тем самым с достижением желаемого, от- личаются большой силой и полярностью (не столько своей положительностью — отрицательностью, сколько стеничностью — астеничностью).

Аффективное переживание на третьем уровне теряет конкретную сенсорную окраску, проигры- вает в многообразии, но зато выигрывает в силе, напряженности, дифференцируя последние в системе:

«хочу — не хочу», «могу—не могу». Аффективная память уровня становится накопительницей нового знания о себе, создает аффективный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу развития уровня
притязаний.

Достижение аффективной цели может осуществляться в символическом плане (фантазии, рисун- ке, игре). Типом поведения здесь становится активная экспансия на окружающее. Субъект идет туда, где опасно, неприятно, поскольку препятствие на пути, неожиданные впечатления не пугают, а вызы- вают любопытство, порождают не страх, а гнев, агрессию. То есть задачей уровня экспансии является овладение меняющейся, динамической средой. Его аффективная оценка имеет доминирующее значе- ние, в известной степени подавляет отрицательные аффективные оценки ситуации другими уровнями.

Четвертый уровень (уровень эмоционального контроля) обеспечивает новый шаг в углублении и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жиз- нью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.

Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого челове- ка как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Она осуществляется появляющей- ся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Характер ориентировки по- зволяет оценить возможные эмоциональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно — их негативные реакции. Только четвертый уровень, реально опи- рающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную син- тонную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля чело- века над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпо-
сылки развития самооценки.

Аффективное переживание связывается с сопереживанием другому человеку, опосредовано им и тоже является уже собственно эмоциональным переживанием, начинает доминировать эмпатия одобре- ния или неодобрение других людей. В жизнь ребенка входит эмоциональное переживание «хорошо» и

«плохо», «смею не смею», «должен — не должен», чувство вины, удовольствия от похвалы.

Индивидуальный эмоциональный опыт фиксирует запреты и предпочтительные формы контакта с окружающим миром, отражающие опыт других людей. Этот уровень создает образ надежного, ста- бильного окружающего мира, защищенного за счет существования эмоциональных правил поведения, гарантирующих адаптацию без внезапных срывов от неожиданностей и превратностей. Именно на этом уровне поведение организуется по сложному кодексу этологических правил контакта. В случае неудачи в адаптации субъект на этом уровне уже не реагирует ни уходом, ни направленной агрессией — он об- ращается за помощью к другим людям.

В то же время, на наш взгляд следует провести некоторые различия между данным уровнем ба- зовой аффективной регуляцией и произвольностью собственной эмоциональной регуляции как высшего уровня произвольности психической активности. В первую очередь, они различаются своими задачами. Задача 4-го уровня — эмоциональный анализ ситуации, взаимодействий ребенка, а задача высшего уровня произвольности — адекватная регуляция своего поведения в соответствии с этой оценкой. Та- ким образом, теснейшая связь между ними все таки не означает их тождества.

Такое описание каждого из уровней важно потому, что данные составляющие определяют не только эмоционально-личностную структуру ребенка, характер его взаимоотношений с окружающей средой, но в огромной степени и мотивационно-волевые компоненты, «энергетизацию» и тонизацию всей его психической активности. С другой стороны, понимание, что подобная структура эмоциональ- ной регуляции присуща каждому ребенку, каждому из нас (впрочем, как и остальные составляющие