ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1204
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Этап 3 посвящен работе над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на
«ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его по- звоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению, в первую очередь, к собственному телу.
Работа на подэтапе 3Аначинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как «СЛЕВА», «СПРАВА»,
«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».
Примечание 1. Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным представлениям:
«ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «ВПЕРЕДИ», чередуя эти представления с тем, что освоено на 3-м этапе.
Примечание 2. Работу на этом этапе необходимо начинать с маркировки руки ребенка (как пра- вило, левой). В качестве маркировки могут выступать часы, браслеты, плетения из бисера или ниток (так называемые «фенечки»). Основным условием является то, что эти «маркеры» присутствуют посто- янно: ребенок не снимает их ни днем, ни ночью.
Продолжение подэтапа 3А характеризуется работой над теми частями собственного тела, кото- рые могут отражать метрические соотношения по оси:
«ПРАВО-ЛЕВО». На этом этапе используется комплекс заданий, требующих анализа располо- жения отдельных частей рук, а затем ног. В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребен- ка (соответственно ведущей ногой):
-
в отношении правой руки — то, что «ДАЛЬШЕ», то «ПРАВЕЕ»; -
в отношении левой руки — то, что «ДАЛЬШЕ», то, соответственно, «ЛЕВЕЕ».
По аналогии с этим комплексом заданий указанные представления отрабатываются и закрепля- ются соответственно на правой и левой ногах.
Подэтап ЗБ формирования пространственных представлений заключается в переходе к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «право-левой» ориентировки.
Отрабатываются представления: «СЛЕВА ОТ...», «СПРАВА ОТ...», «ЛЕВЕЕ, ЧЕМ...»,
«ПРАВЕЕ, ЧЕМ ...». Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным ранее представлениям:
«ВЫШЕ», «НИЖЕ», «НАД», «ПОД», «ПЕРЕД», «ЗА», «ДАЛЬШЕ», «БЛИЖЕ», чередуя эти про-
странственные представления (и их вербальные обозначения) с осваиваемыми в этот момент.
Заключительнаячастьраздела1
Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представле- ниями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «СЗАДИ» как в его метрической части — ближе ко мне (сзади), дальше от меня (сзади), так и координаторной части — сзади сверху,
сзадиснизу, сзадислева,сзади справа.
Комплекс контрольных заданий в целом аналогичен контрольным заданиям каждого этапа раз- дела. Необходимо обратить внимание на степень автоматизации и интероризации сформированных на- выков в целостном комплексе метрических и координатных представлений ребенка.
Примечание 1. Представление «СЗАДИ» рекомендуется формировать с детьми не младше 5- летнего возраста.
Примечание 2. В случае затруднений при выполнении ребенком тех или иных заданий предпо- лагается возврат к работе над формированием пространственных представлений с опорой на задания предыдущего, уже отработанного этапа.
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
Этап 4. Этот этап посвящен формированию в первую очередь числовых порядковых, временных и через них — иных квазипространственных и собственно лингвистических представлений. Таким об-
разом, именно на этом этапе формируется общность представлений о количественных пространственно- временных понятиях и их соотношениях. Одновременно происходит закрепление материала предыду- щих этапов.
На подэтапе 4А чрезвычайно важной является возможность закрепления числового ряда (или овладения им) через последовательное изображение тех или иных объектов в определенном направле- нии (слева-направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается яблоко, вторым — груша, третьим — банан, и так до десяти изображений. После чего стрелкой (вектором) слева-направо анализируется направление, в котором рисовались предметы. Далее определяется то, что было нарисо- вано «ДО» какого-либо из изображений и, соответственно, «ПОСЛЕ» него (рис 4.2).
Рис. 4.2.
По аналогии анализируется число «перед»каким-либо (то есть предшествующее число) и число
«после» какого-либо или «за» каким-либо (то есть последующее число). При этом акцент делается на том, что, определяя число «за каким-либо», мы движемся по ходу вектора (стрелки), а определяя число
«перед каким-либо», — как бы против стрелки (вектора) (рис. 4.3). Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ря- ду, а число «после (него)» — справа от него в числовом ряду.
Рис. 4.3.
После отработки этой темы необходимо (для детей школьного возраста) «опредмечивание» пе- рехода через десяток, то есть работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.
Удобно использовать для этого схему (рис. 4.4), на которой первый десяток изображен в виде части спирали, где каждое кольцо спирали представляет из себя соответствующий десяток, то есть раз- ряд числа. Особое внимание в данном случае должно уделяться «направлению» движения по вектору увеличения числа, где точно так же, как и в предыдущей схеме, число «за» будет находиться по ходу стрелки, а число «перед», соответственно, — против направления вектора. Опыт показывает, что такое
«опредмечивание» разряда существенно более доступно для понимания сущности разрядности числа, чем используемые в настоящее время «лесенки» или «линейки».
Рис.4.4.
Подэтап 4Б целесообразно начинать с анализа временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок обычно делает в первую очередь ПОСЛЕ того, как он проснулся, что дела- ет ПОСЛЕ этого и так далее.
Затем схематичным образом (см. рис. 4.5 а, б) прописывается распорядок дня, дается четкое на- правление хода времени. Со зрительной опорой на схему у ребенка формируется понятия «РАНЬШЕ»,
«ПОЗЖЕ», соответственно — «ДО» и «ПОСЛЕ», на конкретном материале распорядка дня.