ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1217
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Показаниякиспользованиюпрограммы
В качестве развивающей данная программа успешно может быть использована при работе с детьми (как дошкольного, так и младшего школьного возраста) с обоими вариантами задержанного раз- вития, а также трудно переоценить эффективность ее использования для работы с детьми дошкольного возраста с дефицитарным развитием.
Более того, как показывает практика, ее использование с этой же целью эффективно при работе с
«условно нормативными» детьми старшего дошкольного возраста.
В качестве коррекционной программа ФПП используется как основная при следующих типах отклоняющегося развития:
-
парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального, вербально- логического типа; -
парциальная несформированность ВПФ смешанного типа; -
тотальное недоразвитие всех типов (в случае аффективно-неустойчивого типа только после работы, направленной на формирование произвольной регуляции деятельности); -
дефицитарное развитие у детей младшего школьного возраста; -
«мягкие» варианты искаженного развития преимущественно эмоционально-аффективной сферы (4-я группа РДА по О.С. Никольской); -
дисгармоничное развитие, осложненное парциальной несформированностью.
ПротивопоказаниякиспользованиюпрограммыФПП
Нецелесообразно использовать программу в работе с детьми с искаженным развитием преиму- щественно когнитивной сферы (пусть даже имеющих «пробелы» в развитии пространственных пред- ставлений), поскольку это может привести к провоцированию новой сферы сверхценных увлечений и интересов, еще более искажая тем самым всю структуру
психического развития ребенка.
Описаниепрограммы
Программа делится на 2 раздела, включающих 7 последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными и пространственно-временными представлениями в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических пред- ставлений (пространство языка), наиболее поздно усваиваемых ребенком (то есть наиболее сложных).
Каждый этап разделен на несколько «тем», каждая из которых представляет собой работу на раз- личных «уровнях» с обязательной соответствующей вербализацией всех представлений. Такими уров- нями являются:
-
уровень пространства собственного тела; -
уровень расположения объектов по отношению к собственному телу; -
взаимоотношения внешних объектов между собой; -
лингвистическое пространство включая временные представления (пространство языка — квазипространственные характеристики).
Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления данного этапа, и только в этом случае допускается переход к следующему этапу программы. Такая организация про- граммы оптимальна с точки зрения нормативного развития функций, реализации принципа замещающе- го развития.
Каждый этап программы включает серии контрольных и сенсибилизированных заданий, в том числе интермодальных, позволяющих определить степень интероризации сформированных представле- ний и закрепления их в речи ребенка, актуального использования.
В соответствии с возрастом детей и учетом ведущего типа мотивации (игровая, соревнователь- ная, мотивация достижения, обучения, поощрения или избежания наказания) разрабатывается и вид проведения
занятий.
Работа начинается с уровня тела (формирование схемы тела и соматогнозиса) с переходом к уровню овладения анализом пространственных взаимоотношений объектов во внешнем пространстве (в том числе рабочим пространством). Работа над овладением квазипространственными (языковыми) представлениями должна осуществляться только при условии овладения пространственными представ- лениями и свободной ориентации ребенка на предыдущих уровнях.
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
Этап 1. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси).
На подэтапе 1А работа начинается перед зеркалом с анализа расположения частей лица по па- раметрам:
-
выше всего; ...;
ца).
-
ниже всего: ...; -
выше, чем: ... ; -
ниже, чем: ... .
В сопоставлении с этими представлениями в работу вводятся предлоги:
«НАД», «ПОД», «МЕЖДУ»:
-
что находится над ?.. -
что находится под ?..
Анализируются различия между этими представлениями (в отношении характеристик частей ли-
На подэтапе1Бв аналогичном ключе анализируется положение других частей тела:
-
рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо); -
непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот); -
ног (стопа, голень, колено, бедро).
Работа точно так же проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через
этап движения, прощупывания (на уровне тактильных и проприоцептивных ощущений), а затем с за- крытыми глазами.
Предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей, вводятся в указанном выше по-
рядке.
На подэтапе1Восновным является отработка и анализ расположения объектов во внешнем про-
странстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), но также непосредст- венно по вертикальной оси.
Через представления «ВЫШЕ, ЧЕМ...», «НИЖЕ, ЧЕМ...», предлоги «НАД», «ПОД» и
«МЕЖДУ» анализируется взаиморасположение объектов, напоминается различие между «ВЫШЕ» и
«НАД», а также «НИЖЕ» и «ПОД».
Примечание 1. В этой части работы удобно использовать конструктивные материалы (в частно- сти, конструкторы «ЛЕГО»).
Примечание 2. Если данная работа проводится в рамках развивающей программы с детьми до- школьного возраста, то на протяжении первого этапа параллельно с формированием пространственных представлений осуществляется работа над закреплением представлений о цвете, геометрических фигу- рах и их относительных размерах, качестве материала, из которого они изготовлены и т.п.
Этап 2 посвящен работе по формированию представлений о собственном теле (продолжение ра- боты над схемой тела), объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси) — вначале только по формированию пространства «впереди».
Основными дидактическими материалами также являются конструктор «ЛЕГО», магнитная дос- ка, фланелеграф.
На подэтапе2Апри активном участии детей анализируется, что «нельзя описать словами
«ВЫШЕ»,_«НИЖЕ»,_«НАД»,_«ПОД»'>«ВЫШЕ», «НИЖЕ», «НАД», «ПОД» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении».
После этого возможен переход к объектам во вне и введение представления: «БЛИЖЕ К...»,
«ДАЛЬШЕ ОТ ...». В дальнейшей работе на подэта-пе 2А анализ расположения объектов в горизон- тальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту (отсчет ведется от соб- ственного тела).
Далее необходимо провести ряд упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «ВЫШЕ»,
«НИЖЕ» в горизонтальную плоскость (то есть «рабочую» плоскость стола, учебной парты).
Примечание 1. Момент перехода от вертикальной оси (вертикальной организации пространства) к горизонтальной (пространства, в котором в основном и проходит учебная деятельность ребенка) явля- ется одним из наиболее важных, ключевых моментов овладения пространственными представлениями.
Примечание 2. Лишь после полного овладения горизонтальным пространством «впереди» воз- можен анализ метрической относительности расположения объектов («по отношению ко мне», «по от- ношению к человеку напротив меня»).
На подэтапе2Бпо аналогии с переходом от понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» к понятиям «НАД»,
«ПОД» отрабатываются (вначале на уровне тела — в первую очередь рук — и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «ПЕРЕД» и «ЗА».
Подэтап2Взаключается в переходе анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ
«бокового» горизонтального положения. Работа происходит точно так же, начиная с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» (в данном случае на этом этапе еще не важно: слева или справа), но анализируемые с позиций близости: