Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1254

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

2А. При гипофункции уровня


а)Ребенокиспытываетчрезмернуючувствительностьккачествусенсорныхвпечатленийисобственномусоматическомусостоянию:

имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи, не принимает новых или незнакомых блюд, отказывается их принимать;

  • не любит расставаться с привычной одеждой;

  • боится перепадов температуры, пищу принимает только той температуры, к которой привык;

  • не сможет заснуть в непривычной обстановке;

  • часто жалуется на недомогание, не переносит малейшей боли,

  • быстро устает, невынослив, часто жалуется на усталость;

  • часто испытывает немотивированный страх за собственное здоровье;

  • испытывает страх темноты, одиночества, высоты, незнакомых людей и обстоятельств.

б)Ребенокиспытываетдискомфортвнестабильных,меняющихсяобстоятельствах:

струдом привыкает к режиму в детском саду, школе, чувствителен к изменениям в нем;

  • с трудом привыкает к новому учителю, новому коллективу;

  • не любит перемен, новых впечатлений, не стремится к ним;

  • капризничает, отказывается от работы или проявляет агрессию при переключении на новый вид деятельности.

в)Ребенокиспытываеттрудностиидискомфортвовзаимодействиииобщениисдругимилюдьми:

не склонен к сотрудничеству, особенно,
если оно протекает в непривычных для ребенка об- стоятельствах;

  • имеет низкую коммуникативность;

  • испытывает чрезмерную потребность во внимании и одобрении;

  • излишне привязан к людям, жалеющим его;

  • имеет склонность к защитным, компенсаторным реакциям и, в случаях отрицательной оценки его деятельности, наказаний, раскачивается, сосет палец, теребит предметы и т.д;

  • часто замкнут, неразговорчив, одинок или имеет таких же, как он, приятелей.

г)Проявляетрядособенностейвповедении:

имеет часто пониженное настроение;

  • раздражителен, ворчлив;

  • неуверен в собственных действиях, требуется значительная стимуляция для того, чтобы ребе- нок продолжил неудавшееся дело;

  • имеет низкую самооценку;

  • чувствителен к ритмическим впечатлениям, любит музыку.

2Б. При гиперфункции уровня


а)Испытываетособоевлечениекразнообразнымсенсорнымвпечатлениямизатрудняетсявоценкесобственныхфизиологических потребностей:

не имеет устойчивых привычек в еде, всеяден, любит обильную, вкусную пищу, прожорлив;

стремится к интенсивным, ярким сенсорным впечатлениям (любит смотреть, на огонь, дождь

и т.д.);


  • имеет тягу к неприятным впечатлениям, не брезглив, может взять с пола пищу и съесть ее;

  • не боится боли, вынослив.

б)Испытываетпроблемывпроцессевзаимодействияиобщениясдругимилюдьми:

агрессивен по отношению к близким, учителям в тех случаях, когда ему не позволяют осуще- ствить влечение, задуманное действие;

  • нечувствителен к нуждам других, если они противоречат удовлетворению собственных;

  • не переносит активности других людей, стремится ограничить их активность.

в)Проявляетрядособенностейвповедении:

нетерпелив, ригиден;

  • склонен к стереотипным аффективным реакциям в случаях давления со стороны других;

  • может быть конформным, если хочет добиться своего;

  • проявляет мнимую любознательность.

  1. йуровень(уровеньаффективнойэкспансии)

3А. При гипофункции уровня


а)Ребенокиспытываетзначительныезатрудненияв
решениипроблемныхситуаций:

не интересуется новыми заданиями;

  • быстро пресыщается, теряет цель, отвлекается, отказывается от деятельности, если она вызы- вает трудности;

  • требуется постоянная 0'рганизация деятельности, стимуляция для продолжения деятельности в сложных, трудных для ребенка обстоятельствах, самостоятельно работу в случаях затруднения не продолжает;

  • испытывает страх перед незнакомыми, новыми, неизвестными обстоятельствами;

  • не может принять решение, сделать выбор, пассивен;

  • склонен к фантазиям на тему успехов, преодоления преград, риска.

б)Испытываетзатруднениявобщенииивзаимодействиисдругими людьми:

имеет низкую коммуникативность;

  • внушаем, некритичен;

  • испытывает чрезмерную потребность во внимании, поддержке, стимуляции, в стенических эмоциональных проявлениях других людей;

  • стремится к стандартным, привычным взаимоотношениям;

  • использует способность других людей к сопереживанию с целью заставить их выполнять его желания;

  • сверхосторожен в восприятии отрицательной оценки.

в)Имеетрядличностныхособенностей:

изнежен, испытывает чрезмерную чувствительность к оценке отрицательных впечатлений;

  • труслив;

  • не уверен в себе, имеет неадекватную самооценку.

3Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок затрудняется в понимании смысла ^взаимодействия, испытывает трудности в контактах с окружающими:
легко вступает в контакт, но к взаимодействию не стремится;

  • проявляет кратковременную заинтересованность в заданиях;

  • легко заражается состоянием другого человека;

  • склонен привлекать внимание к себе любыми средствами;

  • подчиняется требованиям только при интенсивной эмоциональной оценке деятельности, под угрозой наказания;

  • часто проявляет негативизм;

  • требует постоянной и интенсивной оценки деятельности (при этом не чувствителен к ее зна- ку), интенсивного, постоянного внимания к нему;

  • часто провоцирует конфликты между другими, испытывает от этого удовольствие.

б) Имеет ряд личностных особенностей:


склонен к воровству, вранью, бродяжничеству;

  • испытывает стремление к опасным, рискованным поступкам, не испытывает страха высоты, темноты;

  • испытывает влечение к отрицательным впечатлениям;

  • испытывает удовольствие от роли «бандита», негодяя.

  1. йуровень(уровеньэмоциональногоконтроля)

4А. При гипофункции уровня


а)Ребенокиспытываеттрудностивкоммуникацииичрезмернуюзависимостьотэмоциональ-нойоценки другихлюдей:

проявляет низкую активность в контакте;

  • ошибается в определении знака эмоциональной оценки в процессе общения, проявляя особую чувствительность к взгляду, голосу, тактильному контакту, дистанции в общении;

  • стремится к привычному кругу общения;

  • проявляет особую ранимость во взаимоотношениях;

  • испытывает постоянную потребность в положительной оценке, во внимании;

  • проявляет неуверенность в правильности своего поведения, постоянно нуждается в подтвер- ждении этой правильности;

  • постоянно обращается за помощью к взрослым, несамостоятелен;

  • испытывает чрезмерную, симбиотическую связь с матерью;

  • испытывает тревогу, страх, отказывается от деятельности при отсутствии эмоционального со- участия близких в своих переживаниях;

  • в деятельности больше ориентируется не на результаты труда, а на их оценку.