ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1223
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
«переходит» на операционально-технологический уровень организации психических процессов. Суще- ствование таких базовых предпосылок (составляющих) психического развития показало свою практи- ческую эффективность как в диагностической, так и в коррекционной работе и находит свое подтвер- ждение в подходах А.В. Семенович и О.С. Никольской.
Описанию этих теоретико-методологических подходов и современной психологической терми- нологии посвящен первый разделкниги.
Во втором разделе представлены основные современные клинико-психологические классифика- ции проблемных детей, авторская психологическая типология отклоняющегося развития, характерные особенности выделяемых групп и типов детей как с точки зрения феноменологии, так и анализа струк- туры и характеристик их развития. Использование такой типологии дает в руки психолога собственный
«инструмент» анализа, позволяет определить границы содержания его деятельности, взаимодействия с другими специалистами.
Предлагаемые варианты отклоняющегося развития основываются на выделении устойчивых по- казателей развития ребенка, к которым относятся в первую очередь базовые составляющие психическо- го развития. Для каждого из предлагаемых типов отклоняющегося развития может быть определен спе- цифический профиль сформированности каждой из трех базовых составляющих и их уровней. Описа- ние основных феноменологических проявлений и характеристик каждого из предлагаемых типов в структуре четырех основных групп отклоняющегося развития: недостаточного, асинхронного, дефици- тарного и поврежденного — в табличном варианте приведены в Приложениях 1, 2, 3.
Такое детальное описание структуры психического развития, детализация основных показателей и характеристик предоставляет возможность реализовать один из принципов деятельности психолога — его координирующие функции. То есть мы считаем возможным и необходимым
, опираясь на современ- ные исследования различных психологических школ и направлений, говорить о технологии последова- тельности включения специалистов, участвующих в сопровождении ребенка в образовательном про- странстве, в коррекционную работу. Тем самым психолог (естественно, обладающий достаточным опы- том практической работы в образовании) способствует реализации принципа: «нужный специалист — в нужное время», становясь не руководителем, но координатором для создания эффективной системы со- провождения ребенка, создания основы для «педагогики успеха» (Е.И. Казакова).
Выделение наиболее существенных показателей психического развития ребенка для каждого ти- па закреплено в названии данного варианта, что дает возможность считать его психологическим диаг- нозом. Поскольку выделение каждого конкретного типа отклоняющегося развития основывается на учете не только феноменологических проявлений, характерных для этого варианта развития, но и всей иерархии структуры психического развития, мы считаем возможным говорить о типологическом пси- хологическом диагнозе в том смысле, в каком это понималось Л.С. Выготским.
Третий раздел посвящен технологиям, связанным с проведением углубленного диагностическо- го обследования. Как уже отмечалось, мы исходим из необходимости интегративного подхода к диаг- ностике. Предлагаемые принципы построения диагностического обследования, лежащие в основе этого интегративного подхода, дают участникам диагностического процесса возможность эффективно и с наименьшими затратами времени и сил определить структуру и специфику развития ребенка.
Пожалуй, наиболее важной составляющей диагностического обследования является психологи- ческий анамнез, которому уделено наиболее пристальное внимание. Анализ литературы показал, что часто при оценке истории развития ребенка недостаточно учитываются важные показатели раннего мо- торного развития, роль соотнесения их с этапами речевого развития и процессом овладения пространст- вом в ортогональной системе координат.
Важными составляющими психологического обследования являются тактика и непосредственно
сама технология его проведения.
В качестве методического обеспечения мы считаем принципиально важным использование клас- сических отечественных патопсихологических методов, которые отрабатывались поколениями психо- логов и дефектологов. Мы не считаем нужным «гоняться» за модными, престижными зарубежными тестами или придумывать все новые и новые методики, стараясь перещеголять друг друга в оригиналь- ности. Все, что необходимо для серьезного глубокого психологического обследования, уже определено нашими предшественниками: С.Я. Рубинштейн, В.М. Коганом, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, другими отечественными педагоггами и психологами. Нужно только «увидеть» в старом, не раз «опробованном» методе новые возможности определения тех или иных особенностей развития ребенка, правильно оце- нить и проанализировать полученные результаты. Наиболее часто используемые и эффективные для углубленного обследования детей методики и тесты приведены в Приложении 5. Именно с этой точки зрения и описывается обобщенный анализ результатов психологического обследования детей дошколь- ного и младшего школьного возраста.
Принципиально новым является оценка сформированности уровневых структур базовых состав- ляющих (предпосылок), предлагаемая авторами в качестве одной из наиболее важных единиц анализа.
Нам показалось необходимым рассмотреть и технологию составления психологического заклю- чения, результатом которого должен стать психологический анализ и вероятностный прогноз развития ребенка. Практика работы в различных образовательных структурах показала, что многие психологи, особенно не имеющие достаточного опыта диагностической работы, с большим трудом могут составить заключение по результатам психологического обследования, которое и было бы понятно другим спе- циалистам, и позволяло бы самому психологу сформулировать наиболее важные рекомендации родите- лям и педагогам, создать собственные или использовать имеющиеся коррекционные программы. За- ключительная часть раздела посвящена проблеме выработки психологического диагноза, который по-
зволяет сделать вероятностный прогноз развития и дать рекомендации по психолого-медико- педагогическому сопровождению ребенка.
В четвертом разделе книги приведены некоторые развивающе-коррекционные программы, ко- торые, на наш взгляд, наиболее эффективно реализуют интегративный подход к коррекционной работе. Каждая представленная программа в той или иной степени использует принцип замещающего развития (онтогенеза), который в настоящее время является наиболее прогрессивным методологическим подхо- дом к работе с детьми. Разработанный в школе нейропсихологии детского возраста (о которой мы не раз еще будем упоминать в нашей книге), этот принцип наиболее близок к реализации классического понимания Л.С. Выготским «зоны ближайшего развития».
К сожалению, рамки книги не позволяют привести программы, представленные в этом разделе, полностью. Отметим только, что они оказались наиболее эффективными и востребованными в образо- вательных учреждениях разного типа, в первую очередь — в образовательных центрах для детей, нуж- дающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Как и в предыдущих наших книгах, мы сочли необходимым дать в приложениях практические наработки, непосредственно касающиеся деятельности психолога образовательного учреждения: реко- мендуемые временные нормативы для различных видов работ, образцы рабочей документации, которые уже получили распространение среди психологов-практиков.
Мы отдаем себе отчет в некоторой конспективности затронутых сложных проблем, недостаточ- ной разработанности отдельных направлений. Несомненно, предлагаемый подход к психическому раз- витию ребенка и теоретико-методологические разработки носят дискуссионный характер, поэтому ав- торы будут признательны за все критические замечания по изложенным проблемам проникновения в структуру отклоняющегося развития. В свою очередь, мы хотели бы выразить благодарность за сделан- ные замечания и поправки А.В. Семенович, сотрудникам нейропсихологического отдела Комплекса со-
циальной помощи детям и подросткам МКО — за помощь в работе. Особая глубокая признательность сотрудникам Центра «Детство» МКО и лично В.И. Лубовскому за неоценимую консультативную по- мощь и сопровождение нашей работы.
...Создать педологическую клинику трудного детства и означает эмпирически и теоретически выделить и описать богатства их каузально-динамических связей, во всей полноте их кондиционально- генетической обусловленности, основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномаль- ного ребенка Л.С. Выготский«Диагностикаразвитияи педологическаяклиника»