Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1223

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

этапах развития как система предпосылок, в дальнейшем она

«переходит» на операционально-технологический уровень организации психических процессов. Суще- ствование таких базовых предпосылок (составляющих) психического развития показало свою практи- ческую эффективность как в диагностической, так и в коррекционной работе и находит свое подтвер- ждение в подходах А.В. Семенович и О.С. Никольской.

Описанию этих теоретико-методологических подходов и современной психологической терми- нологии посвящен первый разделкниги.

Во втором разделе представлены основные современные клинико-психологические классифика- ции проблемных детей, авторская психологическая типология отклоняющегося развития, характерные особенности выделяемых групп и типов детей как с точки зрения феноменологии, так и анализа струк- туры и характеристик их развития. Использование такой типологии дает в руки психолога собственный

«инструмент» анализа, позволяет определить границы содержания его деятельности, взаимодействия с другими специалистами.

Предлагаемые варианты отклоняющегося развития основываются на выделении устойчивых по- казателей развития ребенка, к которым относятся в первую очередь базовые составляющие психическо- го развития. Для каждого из предлагаемых типов отклоняющегося развития может быть определен спе- цифический профиль сформированности каждой из трех базовых составляющих и их уровней. Описа- ние основных феноменологических проявлений и характеристик каждого из предлагаемых типов в структуре четырех основных групп отклоняющегося развития: недостаточного, асинхронного, дефици- тарного и поврежденного — в табличном варианте приведены в Приложениях 1, 2, 3.

Такое детальное описание структуры психического развития, детализация основных показателей и характеристик предоставляет возможность реализовать один из принципов деятельности психолога — его координирующие функции. То есть мы считаем возможным и необходимым
, опираясь на современ- ные исследования различных психологических школ и направлений, говорить о технологии последова- тельности включения специалистов, участвующих в сопровождении ребенка в образовательном про- странстве, в коррекционную работу. Тем самым психолог (естественно, обладающий достаточным опы- том практической работы в образовании) способствует реализации принципа: «нужный специалист — в нужное время», становясь не руководителем, но координатором для создания эффективной системы со- провождения ребенка, создания основы для «педагогики успеха» (Е.И. Казакова).

Выделение наиболее существенных показателей психического развития ребенка для каждого ти- па закреплено в названии данного варианта, что дает возможность считать его психологическим диаг- нозом. Поскольку выделение каждого конкретного типа отклоняющегося развития основывается на учете не только феноменологических проявлений, характерных для этого варианта развития, но и всей иерархии структуры психического развития, мы считаем возможным говорить о типологическом пси- хологическом диагнозе в том смысле, в каком это понималось Л.С. Выготским.

Третий раздел посвящен технологиям, связанным с проведением углубленного диагностическо- го обследования. Как уже отмечалось, мы исходим из необходимости интегративного подхода к диаг- ностике. Предлагаемые принципы построения диагностического обследования, лежащие в основе этого интегративного подхода, дают участникам диагностического процесса возможность эффективно и с наименьшими затратами времени и сил определить структуру и специфику развития ребенка.

Пожалуй, наиболее важной составляющей диагностического обследования является психологи- ческий анамнез, которому уделено наиболее пристальное внимание. Анализ литературы показал, что часто при оценке истории развития ребенка недостаточно учитываются важные показатели раннего мо- торного развития, роль соотнесения их с этапами речевого развития и процессом овладения пространст- вом в ортогональной системе координат.

Важными составляющими психологического обследования являются тактика и непосредственно

сама технология его проведения.

В качестве методического обеспечения мы считаем принципиально важным использование клас- сических отечественных патопсихологических методов, которые отрабатывались поколениями психо- логов и дефектологов. Мы не считаем нужным «гоняться» за модными, престижными зарубежными тестами или придумывать все новые и новые методики, стараясь перещеголять друг друга в оригиналь- ности. Все, что необходимо для серьезного глубокого психологического обследования, уже определено нашими предшественниками: С.Я. Рубинштейн, В.М. Коганом, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, другими отечественными педагоггами и психологами. Нужно только «увидеть» в старом, не раз «опробованном» методе новые возможности определения тех или иных особенностей развития ребенка, правильно оце- нить и проанализировать полученные результаты. Наиболее часто используемые и эффективные для углубленного обследования детей методики и тесты приведены в Приложении 5. Именно с этой точки зрения и описывается обобщенный анализ результатов психологического обследования детей дошколь- ного и младшего школьного возраста.

Принципиально новым является оценка сформированности уровневых структур базовых состав- ляющих (предпосылок), предлагаемая авторами в качестве одной из наиболее важных единиц анализа.

Нам показалось необходимым рассмотреть и технологию составления психологического заклю- чения, результатом которого должен стать психологический анализ и вероятностный прогноз развития ребенка. Практика работы в различных образовательных структурах показала, что многие психологи, особенно не имеющие достаточного опыта диагностической работы, с большим трудом могут составить заключение по результатам психологического обследования, которое и было бы понятно другим спе- циалистам, и позволяло бы самому психологу сформулировать наиболее важные рекомендации родите- лям и педагогам, создать собственные или использовать имеющиеся коррекционные программы. За- ключительная часть раздела посвящена проблеме выработки психологического диагноза, который по-
зволяет сделать вероятностный прогноз развития и дать рекомендации по психолого-медико- педагогическому сопровождению ребенка.

В четвертом разделе книги приведены некоторые развивающе-коррекционные программы, ко- торые, на наш взгляд, наиболее эффективно реализуют интегративный подход к коррекционной работе. Каждая представленная программа в той или иной степени использует принцип замещающего развития (онтогенеза), который в настоящее время является наиболее прогрессивным методологическим подхо- дом к работе с детьми. Разработанный в школе нейропсихологии детского возраста которой мы не раз еще будем упоминать в нашей книге), этот принцип наиболее близок к реализации классического понимания Л.С. Выготским «зоны ближайшего развития».

К сожалению, рамки книги не позволяют привести программы, представленные в этом разделе, полностью. Отметим только, что они оказались наиболее эффективными и востребованными в образо- вательных учреждениях разного типа, в первую очередь — в образовательных центрах для детей, нуж- дающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Как и в предыдущих наших книгах, мы сочли необходимым дать в приложениях практические наработки, непосредственно касающиеся деятельности психолога образовательного учреждения: реко- мендуемые временные нормативы для различных видов работ, образцы рабочей документации, которые уже получили распространение среди психологов-практиков.

Мы отдаем себе отчет в некоторой конспективности затронутых сложных проблем, недостаточ- ной разработанности отдельных направлений. Несомненно, предлагаемый подход к психическому раз- витию ребенка и теоретико-методологические разработки носят дискуссионный характер, поэтому ав- торы будут признательны за все критические замечания по изложенным проблемам проникновения в структуру отклоняющегося развития. В свою очередь, мы хотели бы выразить благодарность за сделан- ные замечания и поправки А.В. Семенович, сотрудникам нейропсихологического отдела Комплекса со-
циальной помощи детям и подросткам МКО — за помощь в работе. Особая глубокая признательность сотрудникам Центра «Детство» МКО и лично В.И. Лубовскому за неоценимую консультативную по- мощь и сопровождение нашей работы.

...Создать педологическую клинику трудного детства и означает эмпирически и теоретически выделить и описать богатства их каузально-динамических связей, во всей полноте их кондиционально- генетической обусловленности, основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномаль- ного ребенка Л.С. Выготский«Диагностикаразвитияи педологическаяклиника»