Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1238

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


/Под общей ред. М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.

  1. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.: ИНТОР. 1997.

  2. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспек- ты работы психолога-консультанта). — Ж. «Семейная психология и семейная терапия», 1998, 1.

  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Интегративный подход к психологической диагностике откло- няющегося развития. В сб. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998г.// М., 1998.

  4. Семаго НЛ. Современные подходы к формированию пространственных представлений у де- тей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. /Ж. Дефектология,

  1. - М.: Школа-Пресс, 2000.

    1. Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.// «Таврический журнал психиатрии». Т. 3. 1999, № 3.

    2. Семенович А.В., Архипов Б.А. Методологические аспекты нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития. В сб.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняюще- гося развития. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Совре- менная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специ- альной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998г.// М., 1998.

    3. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся разви- тии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.

    4. Схема нейропсихологического обследования детей. /Под ред. А.В. Семенович. - М.: МГПУ,


1998.

    1. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Николь-

ская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Изд-во МГУ, 1990.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Раздел1.Основные принципы и методологические подходы к работе психолога с проблем- ными детьми 8

    1. Общие положения 8

    2. Понятие «отклоняющееся развитие» 14

    3. Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка 21

      1. Произвольность психической активности 25

      2. Пространственные и пространственно-временные представления 28

      3. Базовая аффективная регуляция 31

    4. Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми 36

Раздел 2. Типология отклоняющегося развития. 44

    1. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития 44

    2. Группа недостаточного развития 48

      1. Тотальное недоразвитие 49

      2. Задержанное психическое развитие 55

      3. Парциальная несформированность высших психических функций 59

    3. Группа асинхронного развития 68

      1. Дисгармоничное развитие 69

      2. Искаженное развитие 75

    4. Дефицитарное развитие 79

    5. Поврежденное развитие 80

Раздел3.Основы интегративиой диагностики отклоняющегося развития 85

    1. Общие вопросы интегративной диагностики 85

    2. Основные положения проведения психологического обследования 87

      1. Психологический анамнез и его основные разделы. 88

      2. Тактика проведения психологического обследования 95

      3. Технология проведения психологического обследования и его основные разделы . 98

    3. Анализ результатов психологической диагностики 105

      1. Общие замечания по проведению анализа 105

      2. Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования 105

      3. Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического развития ребенка 111

    4. ехнология составления заключения по результатам психологического обследования 115

      1. Общие положения 115

      2. Технология составления общей части психологического заключения 116

      3. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции 118


Раздел4.Методология развивающе-коррекционной работы с детьми с отклоняющимся развитием 122

    1. Теоретико-методологические основы развивающе-коррекционной работы 122

    2. Основные направления современной развивающей и коррекционной работы 126

      1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе 127

      2. Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование базовых со- ставляющих психического развития ребенка (произвольности психической активности и пространст- венных представлений) 131

      3. Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аф- фективной регуляции поведения и сознания 145

      4. Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) 149

Заключение 154

тия


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения1-3.Сводная таблица основных характеристик групп отклоняющегося разви-
Приложение1.Группа недостаточного развития. 156

Приложение2.Группа асинхронного развития 166

Приложение3.Группа поврежденного развития. 178

Приложение4.Карта наблюдения за поведением ребенка 184

Приложение5.Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познава-

тельной и эмоционально-личностной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста 190

Приложение6А,Б.Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психо- лога образовательного учреждения 194, 195

Приложения7-11.Рекомендуемая рабочая документация психолога

Приложение7.Заключение по результатам психологического обследования 196

Приложение8. Лист коррекционных занятий 198

Приложение9.Заключение по итогам динамического обследования 199

Приложение10.Итоговое психологическое заключение 200

Приложение11. Журнал регистрации видов работ 201

Литература 202