ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1238
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
/Под общей ред. М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.
-
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. — М.: ИНТОР. 1997. -
Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспек- ты работы психолога-консультанта). — Ж. «Семейная психология и семейная терапия», 1998, № 1. -
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Интегративный подход к психологической диагностике откло- няющегося развития. В сб. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. //Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998г.// М., 1998. -
Семаго НЛ. Современные подходы к формированию пространственных представлений у де- тей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. /Ж. Дефектология, №
-
- М.: Школа-Пресс, 2000.-
Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.// «Таврический журнал психиатрии». Т. 3. 1999, № 3. -
Семенович А.В., Архипов Б.А. Методологические аспекты нейропсихологической диагностики отклоняющегося развития. В сб.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняюще- гося развития. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Совре- менная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специ- альной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998г.// М., 1998. -
Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся разви- тии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М., 1998. -
Схема нейропсихологического обследования детей. /Под ред. А.В. Семенович. - М.: МГПУ,
-
1998.
-
Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Николь-
ская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел1.Основные принципы и методологические подходы к работе психолога с проблем- ными детьми 8
-
Общие положения 8 -
Понятие «отклоняющееся развитие» 14 -
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка 21-
Произвольность психической активности 25 -
Пространственные и пространственно-временные представления 28 -
Базовая аффективная регуляция 31
-
-
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми 36
Раздел 2. Типология отклоняющегося развития. 44
-
Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития 44 -
Группа недостаточного развития 48-
Тотальное недоразвитие 49 -
Задержанное психическое развитие 55 -
Парциальная несформированность высших психических функций 59
-
-
Группа асинхронного развития 68-
Дисгармоничное развитие 69 -
Искаженное развитие 75
-
-
Дефицитарное развитие 79 -
Поврежденное развитие 80
Раздел3.Основы интегративиой диагностики отклоняющегося развития 85
-
Общие вопросы интегративной диагностики 85 -
Основные положения проведения психологического обследования 87-
Психологический анамнез и его основные разделы. 88 -
Тактика проведения психологического обследования 95 -
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы . 98
-
-
Анализ результатов психологической диагностики 105-
Общие замечания по проведению анализа 105 -
Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования 105 -
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического развития ребенка 111
-
-
ехнология составления заключения по результатам психологического обследования 115-
Общие положения 115 -
Технология составления общей части психологического заключения 116 -
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции … 118
-
Раздел4.Методология развивающе-коррекционной работы с детьми с отклоняющимся развитием 122
-
Теоретико-методологические основы развивающе-коррекционной работы 122 -
Основные направления современной развивающей и коррекционной работы 126-
Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе 127 -
Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование базовых со- ставляющих психического развития ребенка (произвольности психической активности и пространст- венных представлений) 131 -
Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аф- фективной регуляции поведения и сознания 145 -
Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) 149
-
Заключение 154
тия
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения1-3.Сводная таблица основных характеристик групп отклоняющегося разви-
Приложение1.Группа недостаточного развития. 156
Приложение2.Группа асинхронного развития 166
Приложение3.Группа поврежденного развития. 178
Приложение4.Карта наблюдения за поведением ребенка 184
Приложение5.Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познава-
тельной и эмоционально-личностной сфер детей дошкольного и младшего школьного возраста 190
Приложение6А,Б.Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психо- лога образовательного учреждения 194, 195
Приложения7-11.Рекомендуемая рабочая документация психолога
Приложение7.Заключение по результатам психологического обследования 196
Приложение8. Лист коррекционных занятий 198
Приложение9.Заключение по итогам динамического обследования 199
Приложение10.Итоговое психологическое заключение 200
Приложение11. Журнал регистрации видов работ 201
Литература 202