ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1252
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
-
й уровень. Овладение пространством собственного тела. Соответственно, подуровнями яв- ляются:
-
ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство по Сечено- ву): напряжение — расслабление; -
ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например, голода, сытости); -
ощущения от взаимодействий тела с внешним от него пространством (границ собственного тела) (По мнению некоторых исследователей, этот подуровень следует отнести к уровню npCf-' стран- ственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела. Нам кажется возможным как то, так и другое решение в зависимости от того, «с какой стороны» оценивать эту границу тела. В опре- деленной степени условно мы отнесли данный подуровень к представлениям о собственном теле. Для решения задач практики подобное расхождение не представляется важным): сырости - сухости, так- тильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п., а также взаимодействия со взрослым, когда ребенка берут на руки (этот подуровень можно рассматривать в качестве естественного продолжения предыдущего подуровня, но его следует выделить для решения диагностических и кор- рекционных задач).
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 55
й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:
-
топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет); -
координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх- низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), то есть сторонность; -
метрические представления (представления, насколько далеко находится предмет).
Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространствен- ных взаимоотношений между объектами и собой (структурно-топологические представления).
-
й уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.
Данный уровень возникает, безусловно, на определенном этапе речевого развития, когда у ре- бенка вначале в импрессивном, а позже (иногда параллельно) в экспрессивном плане появляется воз- можность вербализации представлений 2-го уровня. Существует определенная последовательность по- явления в речи в первую очередь обозначений топологического плана и лишь позже — координатных и метрических. Появление этих представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). То есть собственно предлоги, обозначающие представле- ния об относительном расположении объектов как по отношению" к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка, соответственно, позже, чем этологически более ранние представления (верх, низ,близко, далекои т.п.).
-
й уровень. Лингвистические представления (пространство языка).
Этот уровень включает в себя формирование пространственных представлений (лингвистиче- ское пространство — пространство языка и мышления — когнитивный стиль мышления) и является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности (в данном слу- чае правомерно говорить исключительно о составляющей, а не о предпосылке). Этот уровень, корнями уходящий непосредственно в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непо- средственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.
Естественно, что все эти уровни развертываются, «прорастают» в ситуации развития ребенка, то есть во времени, и временной фактор (временной вектор по А.В. Семенович) присутствует на каждом уровне, придавая ему специфическое своеобразие полноценной картины мира. В то же время ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представ- лений вне развития произвольности психической активности и вне теснейшей взаимосвязи с эмоцио- нально-аффективной сферой.
Как уже не раз отмечалось, выделение отдельных составляющих позволяет упростить, сделать удобными, технологичными представления о базовых составляющих для проведения диагностической и коррекционной работы. Действительно, воздействуя на каждую отдельную составляющую на опреде- ленном уровне, мы опосредованно воздействуем на всю систему базовых предпосылок, которые, каза- лось бы, не имеют прямой связи с корректируемой. В то же время «за этим стоит системоорганизующая функция мозга и, в частности, то обстоятельство, что мера взаимовлияния двух явлений тем больше, чем
меньше функциональная дистанция между мозговыми структурами эти явления опосредующими»
(А.В. Семенович, С.О. Умрихин. Пространственные представление при отклоняющемся развитии. Ме- тодические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М., 1998. — С.50). Учет этого по- ложения при разработке коррекционных программ позволяет значительно повысить их эффективность, придать программам истинно интегративный характер.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 55
Базовая аффективная регуляция
Третьей, не менее важной, предпосылкой и составляющей формирования психической деятель- ности в онтогенезе является уровневая система базовой аффективной регуляции, разработанная в школе К.С. Лебединской - О.С. Никольской [18, 35]. Показано, что такая сложноорганизован-ыая многоуров- невая (4 уровня) аффективная (эмоциональная) регуляция также лежит в основе всей психической дея- тельности ребенка, включаясь в единый процесс его адаптации и регуляции поведения. Подобная слож- ная система реагирования формируется на самых ранних этапах онтогенеза и теснейшим образом свя- зана с формированием пространственно-временной организации на базе двигательной, сенсомоторной активности ребенка. В дальнейшем механизмы аффективной регуляции преобразуются, совершенству- ются и включаются в единый процесс адаптации. У каждого уровня аффективной регуляции есть своя смысловая задача, свой механизм регуляции, вклад в общую тоническую регуляцию. Они являются в своем роде «перво-единицами» эмоционально-аффективной сферы, составляющими единую сложно ко- ординированную структуру. На каждом из них решаются качественно различные задачи адаптации: они не могут подменить друг друга, а ослабление или усиление функционирования одного из них, выпаде- ние механизмов одного из уровней приводит к общей дезадаптации.
Таким образом, базовая аффективная регуляция может быть представлена в виде:
-
уровня полевой реактивности (1-йуровень); -
уровня аффективных стереотипов (2-йуровень); -
уровня аффективной экспансии (3-й уровень); -
уровня эмоционального контроля (4-йуровень).
Не вдаваясь детально в строение уровней базальной системы эмоциональной регуляции, межу- ровневых взаимодействий и вклада каждого из уровней в единую систему аффективной организации, кратко охарактеризуем каждый из уровней (Описание уровней базальной системы эмоциональной регу- ляции приводится по книге «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». / Под ред.