Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1252

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени.

  1. й уровень. Овладение пространством собственного тела. Соответственно, подуровнями яв- ляются:

  • ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов (темное мышечное чувство по Сечено- ву): напряжение — расслабление;

  • ощущения, идущие от внутреннего «мира» тела (например, голода, сытости);

  • ощущения от взаимодействий тела с внешним от него пространством (границ собственного тела) (По мнению некоторых исследователей, этот подуровень следует отнести к уровню npCf-' стран- ственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела. Нам кажется возможным как то, так и другое решение в зависимости от того, «с какой стороны» оценивать эту границу тела. В опре- деленной степени условно мы отнесли данный подуровень к представлениям о собственном теле. Для решения задач практики подобное расхождение не представляется важным): сырости - сухости, так- тильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п., а также взаимодействия со взрослым, когда ребенка берут на руки (этот подуровень можно рассматривать в качестве естественного продолжения предыдущего подуровня, но его следует выделить для решения диагностических и кор- рекционных задач).
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:


  • топологические представления (представления о том, где находится тот или иной предмет);

  • координатные представления: о нахождении предметов с использованием сочетания «верх- низ», с понятием «с какой стороны» (от тела), то есть сторонность;

  • метрические представления (представления, насколько далеко находится предмет).

Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространствен- ных взаимоотношений между объектами и собой (структурно-топологические представления).
  1. й уровень. Уровень вербализации пространственных представлений.


Данный уровень возникает, безусловно, на определенном этапе речевого развития, когда у ре- бенка вначале в импрессивном, а позже (иногда параллельно) в экспрессивном плане появляется воз- можность вербализации представлений 2-го уровня. Существует определенная последовательность по- явления в речи в первую очередь обозначений топологического плана и лишь позже — координатных и метрических. Появление этих представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). То есть собственно предлоги, обозначающие представле- ния об относительном расположении объектов как по отношению" к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка, соответственно, позже, чем этологически более ранние представления (верх, низ,близко, далекои т.п.).
  1. й уровень. Лингвистические представления (пространство языка).



Этот уровень включает в себя формирование пространственных представлений (лингвистиче- ское пространство — пространство языка и мышления — когнитивный стиль мышления) и является наиболее сложной и поздно формирующейся составляющей психической деятельности (в данном слу- чае правомерно говорить исключительно о составляющей, а не о предпосылке). Этот уровень, корнями уходящий непосредственно в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непо- средственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.

Естественно, что все эти уровни развертываются, «прорастают» в ситуации развития ребенка, то есть во времени, и временной фактор (временной вектор по А.В. Семенович) присутствует на каждом уровне, придавая ему специфическое своеобразие полноценной картины мира. В то же время ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представ- лений вне развития произвольности психической активности и вне теснейшей взаимосвязи с эмоцио- нально-аффективной сферой.

Как уже не раз отмечалось, выделение отдельных составляющих позволяет упростить, сделать удобными, технологичными представления о базовых составляющих для проведения диагностической и коррекционной работы. Действительно, воздействуя на каждую отдельную составляющую на опреде- ленном уровне, мы опосредованно воздействуем на всю систему базовых предпосылок, которые, каза- лось бы, не имеют прямой связи с корректируемой. В то же время «за этим стоит системоорганизующая функция мозга и, в частности, то обстоятельство, что мера взаимовлияния двух явлений тем больше, чем
меньше функциональная дистанция между мозговыми структурами эти явления опосредующими»

(А.В. Семенович, С.О. Умрихин. Пространственные представление при отклоняющемся развитии. Ме- тодические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М., 1998. — С.50). Учет этого по- ложения при разработке коррекционных программ позволяет значительно повысить их эффективность, придать программам истинно интегративный характер.
      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   55

Базовая аффективная регуляция


Третьей, не менее важной, предпосылкой и составляющей формирования психической деятель- ности в онтогенезе является уровневая система базовой аффективной регуляции, разработанная в школе К.С. Лебединской - О.С. Никольской [18, 35]. Показано, что такая сложноорганизован-ыая многоуров- невая (4 уровня) аффективная (эмоциональная) регуляция также лежит в основе всей психической дея- тельности ребенка, включаясь в единый процесс его адаптации и регуляции поведения. Подобная слож- ная система реагирования формируется на самых ранних этапах онтогенеза и теснейшим образом свя- зана с формированием пространственно-временной организации на базе двигательной, сенсомоторной активности ребенка. В дальнейшем механизмы аффективной регуляции преобразуются, совершенству- ются и включаются в единый процесс адаптации. У каждого уровня аффективной регуляции есть своя смысловая задача, свой механизм регуляции, вклад в общую тоническую регуляцию. Они являются в своем роде «перво-единицами» эмоционально-аффективной сферы, составляющими единую сложно ко- ординированную структуру. На каждом из них решаются качественно различные задачи адаптации: они не могут подменить друг друга, а ослабление или усиление функционирования одного из них, выпаде- ние механизмов одного из уровней приводит к общей дезадаптации.

Таким образом, базовая аффективная регуляция может быть представлена в виде:

  1. уровня полевой реактивности (1-йуровень);

  2. уровня аффективных стереотипов (2-йуровень);

  3. уровня аффективной экспансии (3-й уровень);

  4. уровня эмоционального контроля (4-йуровень).

Не вдаваясь детально в строение уровней базальной системы эмоциональной регуляции, межу- ровневых взаимодействий и вклада каждого из уровней в единую систему аффективной организации, кратко охарактеризуем каждый из уровней (Описание уровней базальной системы эмоциональной регу- ляции приводится по книге «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция». / Под ред.