Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1226

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


б)Имеетрядличностныхособенностей:

внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, часто попадает под аффективное давление других людей;

  • мнителен, недоверчив к предложениям других людей;

  • излишне зависим от принятых норм поведения;

  • не терпит нарушений в принятых им взаимоотношениях.

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:


легко вступает в контакты с людьми, испытывает удовольствие от общения со случайными людьми, легко заражается их состоянием;

  • допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая усталости от общения с людьми;

  • не требователен к качеству общения;

  • под влиянием других может легко преодолевать трудности, но может и легко отказаться от принятого решения;

  • испытывает огромную потребность в «симпатии» со стороны всех других людей.

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:


конформен;

  • несамостоятелен, труслив;

  • слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.

Примечание. Несмотря на то, что сбор подобных сведений занимает много времени, он не мо- жет быть полностью исключен из работы психолога, так как мало что может сравниться с ценностью сведений, получаемых при сборе анамнеза. К тому же некоторые сведения могут быть получены уже в период адаптации к детскому коллективу или какой-либо иной ситуации.

Анализируя симптомы, выявленные у ребенка в процессе наблюдения за ним в естественных ус- ловиях, характер этих проявлений согласно положениям об уровневой организации эмоциональной ре- гуляции можно прийти к заключению о характере дисфункций базальной системы аффективной регу- ляции. Сопоставляя эти представления с результатами психологической диагностики и сведениями, по- лученными из анамнеза, можно описать психологическую структуру эмоциональных особенностей ре- бенка и, самое главное, разработать для него индивидуальный вариант коррекционной программы, ос-

нованный на понимании значения пропорционального развития и системного иерархичного строения уровней аффективной регуляции в онтогенезе.

Приложение 5

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной


и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста

Предлагаемое диагностическое обеспечение представляет собой достаточно небольшой и наибо- лее эффективный и адекватный комплект апробированных в течение длительного периода методик и тестов, с помощью которого можно оценить параметры состояния когнитивной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, включая его межличностные отношения. В данном Прило- жении приводится лишь перечисление диагностикумов с возрастным соотнесением каждого метода ис- следования. Краткие описания методик и пояснения приводятся в разделе 3. Детальное описание пред- лагаемых методов исследования имеется в соответствующей литературе, руководствах по использова- нию конкретных методик и тестов.

Разделение методического обеспечения на методики для исследования когнитивной сферы и эмоционально-личностной достаточно условно, поскольку в рамках интегративного подхода большин- ство психологических методик может быть использовано как для тех, так и для других целей.

Каждая методика и тест, входящие в предлагаемый набор, характеризуются следующими показа- телями:

  1. имеют длительный срок апробации на достаточной по численности популяции детей в нашей стране, включая детей с различными типами отклоняющегося развития;

  2. представляют неизменяемые в течение длительного периода (некоторые клинические мето- дики - начиная с 30-40-хх годов) тестовые изображения, технологии предъявления и обработку, что мо- жет говорить о данных методах как о стандартизированных;

  3. практически каждая методика или тест охватывает возрастной диапазон от 3,5-4-х лет до 13- 15-летнего возраста, тем самым, реализуя единый методический подход к исследованию какой-либо ха- рактеристики психического развития ребенка;

  4. для каждой используемой методики или теста получены качественные (в некоторых случаях и количественные) условно-нормативные показатели, характеризующие современную популяцию детей;

  5. авторские методы исследования создавались с учетом особенностей современных детей, в том числе детей с отклоняющимся развитием и также апробированы на достаточном количестве детей (от 500 до 1,5 тысяч);

  6. практически все предлагаемые методики и тесты обладают полифункциональностью, то есть способностью оценивать самые различные показатели состояния и характеристик деятельности ребен- ка, в то же время с преимущественной ориентацией на определенную характеристику той или иной сферы психического развития. Несомненно, что для адекватного и эффективного владения предлагае- мым инструментарием необходимы специальная подготовка и опыт работы. Отметим также, что реко- мендуемый набор диагностикумов нисколько не отрицает возможности использования психологом ка- кого-либо иного инструментария.


Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности


Вкладныеразноцветныестаканчики(коробочки,пирамидки)Комплекты от 3-х до 10-ти разно- цветных вкладных элементов используются для детей начиная с 1,5-2-летнего возраста.

Методика«ДоскиСегена» нашей стране используются доски №1, №3, №4, №5) (для детей от 3-х до 6-7-ми лет.

«СтандартныепрогрессивныематрицыДж.Равена:

цветной вариант (серии: А, Ав, В);

  • черно-белый вариант (серии: A, B, C, D, E).

(Методика используется для детей и подростков, начиная с пятилетнего возраста.)

Методика«Классификацияпредметов»:

  • серия 1 (для детей 3,5-5 лет);

  • серия 2 (для детей 5-8 лет);

  • серия 3 (для детей от 8 лет).

МетодикаВыготского-Сахаровадляисследованияуровнясформированностипонятийногомышления:

  • модифицированный вариант для детей 3-7 лет;

  • стандартный вариант (для детей старше 8-ми лет).

Методика«Классификацияобъектовподвумпризнакам»(методикаВ.М.Когана):

  • вариант (5х5) для детей 4-7 лет;

  • вариант (7х7) для детей 7-10 лет.

Методикидляисследованиямнестическойдеятельности:

методика «10 слов» (по А.Р. Лурия) (для детей от 7-ми лет);

  • методика «Запоминание двух групп слов» (для детей от 4,5 лет);

  • методика опосредованного запоминания (методика А.Н. Леонтьева) (для детей 4,5-8 лет);

  • методика «Пиктограмма» (для детей от 9-ти лет);

  • методики для исследования зрительной (тактильной) памяти.