Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1237

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


Консультативно-диагностическаядеятельность

Индивидуальный первичный прием


1. Сбор психолого-педагогического анамнеза

15-20

15-20

20-25

До 25

До 25

2. Обследование ребенка

25-45

40-60

45-90

45-90

60-105

3. Консультирование родителей

15-25

15-25

30-35

30-35

30-35

4. Анализ результатов и написание заключения

от 30 до 60 минут

Индивидуальный повторный прием

1. Обследование ребенка при повторном (динамическом)

приеме

25-30

25-40

30-45

30-45

40-55

2. Консультирование родителей

15-20

15-20

15-30

15-30

до 30

3. Анализ результатов и написание заключения

от 20 до 50 минут

Работа со специалистами


1. Консультирование специалистов (совместная консуль-

тация)

20-35

20-35

20-35

25-40

25-40

2. Обсуждение ребенка на Консилиуме

до 30

до 30

до 40

до 40

до 45

Групповые формы работы

1. Групповая диагностика

-

до 30

до 40

до 45

до 60

2. Анализ и написание заключения по групповой диаг- ностике

до 30 минут на каждого ребенка от 3 до 5

часов на групповой анализ (на группу 12- 15 человек)


Приложение
Ориентировочные временные нормативы коррекционной работы и наполняемость групп для программ формирования произвольной регуляции (программа ФПР) и пространственных пред- ставлений (программа ФПП)

Возраст детей годах)

3,5-5

5-6*

6-7**

7-8

8-10

Продолжительность занятия мин)

ФПР Индивидуальная работа

15-20

20-25

ок. 30

30-35

35-40




Групповая работа

20-25

25-30

30-40

40-45

45-60

ФПП Индивидуальная работа

-

15-20

ок. 30

30-40

30-40




Групповая работа

20-25

25-30

30-40

40-45

40-45





    • Для детей до 5-6-ти лет данные программы являются развивающими и проводятся только в рамках игровых моментов.

** Для детей 6-7-ти лет и старше данные программы могут быть как развивающими, так и коррекци- онными.


Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы


Возраст детей годах)

3,5-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-10

Наполняемость групп

Программа ФПР

3-4

3-5

4-6

6-7*

6-7*

6-7*

Программа ФПП

4-5

4-6

5-7

6-8

8-10

8-12




    • При работе по формированию произвольной регуляции деятельности (ФПР) в паре с ассистен- том количество детей в группе может быть увеличено на 30%.

Приложение 7

Заключение по результатам психологического обследования


(первичное)

Ф.И.О. ребенкаВозраст

Школа / (Д/сад)Класс (группа)

Запрос специалистов / родителей



Внешний вид и поведение в ситуации обследования



Темп работы и работоспособность




Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций



Особенности речевого развития



Особенности латерализации




Характеристика моторики, в т.ч. графической деятельности (рисунок, письмо)


Характеристика внимания




Особенности запоминания, мнестической деятельности




Сформированность пространственных представлений




Понимание сложных речевых конструкций, употребление предлогов



Характеристика
интеллектуального развития




Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации




Эмоционально-личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий




Заключение психолога




Вероятностный прогноз развития




Рекомендации


ДатаПодпись психолога

Приложение 8