Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1206

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ



Особенности эмоцио Может наблюдаться самый широкий спектр Может наблюдаться достаточно широкий спектр

нально-личностного развития

аффективных проявлений: от полного отсут

ствия до выраженных вариантов аффективных и эмоционально-личностных реакций. В боль шей степени для этого типа отклоняющегося развития, особенно в первое время после по вреждения, характерны эмоциональная ла

бильность, аффективная неустойчивость в це лом, парадоксальность аффективного реагиро вания. Со временем эти проявления могут либо в той или иной степени нивелироваться (при компенсации повреждения и адекватном меди каментозном лечении), либо нарастать и при обретать брутальный, в некоторых случаях

аффективных и эмоционально-личностных про явлений: от эмоциональной «вялости», общего

снижения аффективного и эмоционального тону са до выраженной аффективной неустойчивости, возбудимости. Подобные особенности, в свою очередь, напрямую влияют на специфику как игровой, так и познавательной деятельности, учебную мотивацию, обучаемость ребенка в целом. Характерным для этой группы детей яв- ляется то, что аффективная сфера и эмоцио- нально-личностное развитие ребенка в целом наиболее «ригидны» и с трудом поддаются кор- рекции. Это со временем может приводить к

необратимый характер (патологическое форми- патологическому формированию личности ре- рование личности, психопатоподобные прояв- бенка

ления). В ситуации, когда то или иное повреж- дение имеет тяжелые инвалидизирующие по- следствия, то в сочетании с достаточно поздни- ми сроками повреждения (в возрасте после 7-9 лет) часто отмечаются глубокие аффективные реакции, результатом которых могут явиться выраженные депрессивные состояния.

Необходимая развиваю- В первую очередь следует отметить адекватное Среди психолого-педагогических рекомендаций ще-коррекционная рабо- лечение, наличие психолого-педагогического на первом месте стоит необходимость (при лю-

та сопровождения в соответствии с типом повреж- бом виде коррекционной работы и собственно дения. Показана коррекционная работа, осно- учебы ребенка) учета особенностей работоспо- ванная на нейропсихологическом подходе, собности, темповых характеристик и особенно- групповая психотерапевтическая работа с деть- стей аффективного реагирования. Важнейшим ми (реже индивидуальная), в большей степени правилом следует считать оптимальность психокоррекционная работа с родителями ре- подчас и минимизация!) учебных нагрузок для


бенка

данного ребенка, напрямую зависящая от харак- тера поврежден ий

Другие специалисты, Ведущим специалистом является врач (невро- Показана коррекционная работа, основанная на

необходимые ребенку

лог, врач восстановительного лечения, по пока- нейропсихологическом подходе, психокоррек- заниям психиатр, врачи других специализаций). ционная работа с родителями и ребенком. Ве- Вторым по значению специалистом для данно- дущим специалистом является врач (невролог, го типа отклоняющегося развития следует счи- врач восстановительного лечения, по показани- тать нейропсихолога. Также необходим клини- ям психиатр, врачи других специализаций), спе- ческий психолог, психотерапевт, специальный циальный педагог (дефектолог), нейропси-холог педагог (дефектолог) соответствии с типом

поражения)

Приложение4

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

  1. йуровень(уровеньполевойреактивности)

1А. При гипофункции уровня


а)Ребенокчувствителенкинтенсивностиизмененийвпроцессеконтактаивзаимодействиясдругимилюдьми:

чувствителен к резкой перемене силы голоса;

  • не переносит неожиданного (например, с незнакомым человеком) зрительного контакта, так- же для него труден длительный зрительный контакт с другими людьми;

  • чувствителен к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;

  • испытывает беспокойство, напряжение, если кто- либо резко меняет дистанцию во время об- щения (садится близко, касается коленями);

  • замирает, капризничает или отказывается работать при быстрой смене видов деятельности.

б)Ребенокчувствителенкинтенсивностиизмененийврасположенииокружающихобъектоввпроцессеосвоенияжизненного пространства:

  • не любит находиться в пустых, слишком просторных помещениях;

  • боится маленьких, закрытых помещений;

  • любит порядок, подолгу раскладывает вещи на парте, пытается, как бы все расклассифициро- вать, разложить по группам.

в)Чрезмерночувствителенккачествусенсорныхвпечатлений:

  • не любит или боится слишком громких звуков, вида сильного пламени, яркого света, даже не- значительных перепадов температуры;


г)Вповеденииребенкачащевсегопроявляютсяследующиеособенности:

  • боится новых впечатлений;

  • боязлив, нерешителен при смене обстоятельств, не уверен в собственных силах часто пере- страховывается в оценке возможных сложностей или трудностей;

  • стремится следовать заведенным правилам, легко усваивает их, часто свой отказ или страх мотивирует именно тем, что это противоречит порядку;

  • чаще имеет пониженное настроение, быстро возникают перепады в настроении;

  • любит играть один.

1Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок не испытывает дискомфорт при интенсивных изменениях в окружающем во время взаимодействия и общения с другими:
не устает от случайных и частых контактов с другими людьми, может подолгу находиться среди незнакомых людей, в толпе;

  • не боится прикосновений чужих людей;

  • нечувствителен к изменению дистанции во время общения;

  • нечувствителен к отрицательной эмоциональной оценке.

б)Нечувствителенккачествусенсорныхвпечатлений:

— устойчив к холоду, голоду, боли;

  • неразборчив в еде;

  • не имеет выраженных сенсорных привычек;

  • стремится к частой смене впечатлений;

в)Ребенокнечувствителенкинтенсивномуизменениюобъектоввокружающемвовремяос-военияпространства:

не боится высоты, достаточно ловко карабкается, залезает
на высоко расположенные предме- ты, любит смотреть вниз с высоты;

не испытывает страха в просторном или тесном помещении;

г)Вповедениичащевсегопроявляютсяследующиеособенности:

любит частые перемены во внешних обстоятельствах;

  • не боится оказываться на новом месте, любит находиться один, в том числе в новых, незнако- мых местах;

  • склонен к бродяжничеству подростковом периоде особенно);

  • неадекватно оценивает свои возможности, недостаточно критичен;

  • с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить;

  • имеет повышенное настроение.

  1. йуровень(уровеньаффективныхстереотипов)