Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1255

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

Рис. 4.5.



Далее на аналогичной схеме прописываются последовательности:

    • времени суток (рис. 4.5е);

    • времен года (рис. 4.6 а): анализируется, какое время года было «ДО», какое «ПОСЛЕ», ка- кое «МЕЖДУ»;

    • дней недели (рис. 4.66);

    • месяцев в году (рис. 4.6в).



Рис. 4.6.



Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их ак- туализации. Например, понимание конструкций:

    • после какого времени года наступает...

    • перед каким временем суток бывает... И т.п.

Примечание. Для детей дошкольного возраста последовательность «Месяцы года» не анализи- руется, так как, по современным нейропсихологическим данным, в этом возрасте дети испытывают трудности удержания порядка элементов даже при их относительно небольшом объеме (6-7 элементов). В качестве контрольного материала можно использовать анализ прочитанных текстов или рече-

вых конструкций, содержащих определенную последовательность событий, «событийный» анализ се- рии последовательных сюжетных картин (особенно в случае выявления суженного объема слухо- речевого запоминания).
Этап 5. На этом этапе формируются навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов (рис. 4.7). Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до ...», «что
после ...», то есть что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь, после

сформированного представления по этим позициям, отрабатывается узнавание времени на всем цифер- блате.

Примечание. Этот этап целиком опирается на прочное усвоение этапов 1-3, но может потребо- вать более длительного времени при работе с леворукими детьми.

На этом же этапе проводится работа по пропедевтике трудностей решения задач на время, рас- стояние и т.п.


Рис.4.7.
Этап 6 посвящен формированию сравнительных степеней прилагательных. Формируется пони- мание и анализ континуумов качества рамках работы с антонимами).

На этом этапе прорабатываются пространственные признаки качества, начиная с уже знакомых и отработанных пространственных понятий, таких как «ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ», «ШИРОКИЙ- УЗКИЙ», «ТОНКИЙ-ТОЛСТЫЙ» и т.п.

Далее проводится работа с эмоционально значимыми понятиями в парах: «ДОБРЫЙ—ЗЛОЙ»,

«ХОРОШИЙ—ПЛОХОЙ» через все пространство (континуум) заданного качества.

Аналогичным образом проводится работа по формированию сравнительных степеней прилага- тельных, наречий (маленький;чутьбольше,чем...;еще больше,чем...; большойи т.п.)

Этап 7 является завершающей частью программы и представляет собой серию заданий, в кото- рых необходимо не только понимание, но использование, формирование ребенком сложных речевых конструкций. Предполагается работа с инвертированными или пассивными речевыми конструкциями. Так, например, дети должны успешно справляться с заданиями типа « Закончи предложение »:

    • Перед тем как прийти домой,...

    • Перед тем как идти гулять, я...

    • Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял...

    • Вместо того, чтобы надеть сапоги, я...


Кроме того, на этом этапе можно предлагать вопросы типа:

    • Что длиннее: час или сутки ?

    • Что короче: день или секунда ?

    • Что длится меньше: перемена или урок ?

    • Какое время года бывает перед осенью ?

    • Какой день недели бывает перед средой ?

    • После какого дня недели наступает пятница ?

    • Какой месяц является первым месяцем зимы?

    • Какой месяц является последним месяцем весны?

Примечание. Для детей с различными вариантами тотального недоразвития высших психиче- ских функций занятия по данной программе могут продолжаться и в средней школе ввиду сложности программы для указанной категории детей.

Таким образом, предложенная программа не ограничивается формированием пространственных представлений, позволяет, помимо этого, решать и такие задачи, как:

  1. развитие вербального анализа и вербально-логического мышления;

  2. работа над расширением словарного запаса и увеличением объема общей осведомленности ребенка;

  3. коррекция ошибок оптико-пространственного типа, слитного написания предлогов в письмен- ной речи;

  4. ориентация во временных представлениях, в пространстве времени, , временных интервалах;

  5. коррекция трудностей понимания сложных грамматических конструкций, в том числе инвер- тированных, пассивных, пространственно-временных и квазипространственных;

  6. профилактика трудностей овладения числовым рядом, решением математических задач, в том числе задач на движение;

  7. развитие умения работать со схемами и планами;

  8. развитие навыков самостоятельной творческой работы.
      1. Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания


Как уже указывалось, работа по гармонизации аффективной сферы, формирование и коррекция иерархии уровней базовых аффективных составляющих должны лежать в основе всей работы психоло- га с эмоционально-личностной сферой ребенка, «выстраивания» его межличностных отношений.

Все социально-личностное становление ребенка является естественным продолжением форми- рования в раннем возрасте и дальнейшим «наращиванием» базальной структуры аффективных регуля- ций, базовых аффективных составляющих всей психической деятельности человека.

В этой связи становится максимально актуальной не только развивающе-коррекционная работа с

«верхними» феноменологическими уровнями эмоционально-личностной сферы и межличностных от- ношений детей и подростков, но и, в первую очередь, гармонизация базальной аффективной сферы как основы поведения и сознания человека.

Поэтому мы рассматриваем систему коррекционной работы О. С. Никольской как наиболее эф- фективную программу развития и коррекции эмоционально-личностной сферы детей применительно не только к детям с РДА, на модели которого она и была создана, но и к самым различным категориям де- тей с отклоняющимся развитием. Фактически эта система не имеет противопоказаний к использованию, так как у любого ребенка, к какому бы типу развития он ни относился, должна быть сформирована как гармоничная система базальной аффективной регуляции, так и ее высшие компоненты — непосредст- венно эмоционально-личностная сфера. На наш взгляд, современных аналогов, сравнимых по глубине проработки и «технологичности», нет ни в нашей стране, ни за рубежом.

Теснейшим образом к данной системе регуляции аффективно-эмоциональной сферы примыкает и одно из современных направлений глубинно-психологически ориентированной психотерапии, извест- ное как «кататимное переживание образов (символдрама)». В качестве метафоры можно охарактеризо-
вать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символ- драма является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Практика работы отдельных образовательных центров г. Москвы и некоторых образовательных учреждений коррекционного типа показала, что этот метод наиболее «интегративно» и адекватно может быть использован для работы с различными типами отклоняющегося развития, показывает хорошие ре- зультаты и, что самое главное, может быть эффективно «встроен» в образовательное пространство. Рас- сматривая его с точки зрения гармонизации уровневой аффективной организации развития ребенка, следует отметить, что этот метод как никакой другой реализует (пусть даже в несколько другой системе и другом режиме) основные положения и принципы этого подхода. Поэтому мы сочли необходимым выделить этот метод коррекционной работы в отдельный раздел.

Основы программы по формированию базовой аффективной регуляции (гармонизация уровневойрегуляцииаффективнойсферыпоО.С. Никольской)(Основы уровневого подхода к развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы и базовой аффективной регуляции ребенка приводятся в сокращенном варианте по монографии «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской и др., - М.: МГУ, 1990)

Поскольку данная программа представляет собой чрезвычайно многогранную, развернутую и детально проработанную систему, в настоящей работе описаны лишь основные, наиболее существен- ные моменты ее построения. В наши задачи не входит конкретное описание программы, разработанной

в школе К.С. Лебединской - О.С. Никольской. Отсылаем заинтересованного читателя к работам этой школы [18, 35 и др.].

В условиях психологической работы с эмоционально-личностной сферой ребенка важно обра-