ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1256
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Поскольку подробные схемы анализа для детей различных возрастных групп уже приводились нами [26], в настоящем пособии описана схема в ее обобщенном виде.
-
Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования
Поведениеребенкавпроцессеобследования
Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психологом: принятие ситуации обследования или совместной игры, особенности вступления в контакт, ориентированность на взрослых и их реакции или на самостоятельную работу, критичность к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, характеристики его работоспособности. Анализируется за- интересованность в правильном выполнении заданий, ведущий тип мотивации. Обязательно отмечают- ся проявления элементов негативного отношения к самому обследованию или ко взрослым или только к определенным видам «работы», а также характер взаимодействия со специалистом.
Сведения об игре ребенка психолог получает из анамнестической части Карты развития, задавая интересующие его вопросы о характере игры (самостоятельной, групповой). Игра оценивается как с позиции ее возрастной соотнесенности, так и с точки зрения ее проективности. Возможен анализ характера игры в процессе обследования. Оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристи- ки, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонен- та деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям родителей или воспитателя).
Характердеятельности
Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на кон- кретном задании (игре). Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот, инертность или ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или ино- го задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Обязательно отмечаются изменения характе- ра и стиля деятельности на фоне признаков утомления.
Работоспособность
В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение ко- торого ребенок может достаточно продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик деятельности (например, возникновение импуль- сивности или резкой расторможенности). Также отмечаются изменения эмоционального фона (прояв- ления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма как результата утомления).
Моторнаяловкость
Анализируется в первую очередь общая моторная ловкость, «уклюжесть» ребенка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрестные поочередные дви- жения) и т.п. Анализ этих характеристик дает возможность оценить такой уровень произвольной регу- ляции, как произвольность двигательной сферы.
Особое внимание уделяется анализу сформированностй мелкой мотори-ки (скоординированным движениям пальцев, манипуляциям с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности: соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).
Определение
доминантностифункционированияпарныхоргановчувств.Выявлениеведущейруки,ноги, глаза, уха
Эта информация имеет важное значение для анализа причин как несформированности простран- ственных представлений, так и следствий этого: нарушений чтения, письма и счета в начальной школе. Определяется ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.п., и вы- явленными ведущими — рукой, глазом, ухом.
Особенностивнимания
Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения вни- мания по ряду признаков в заданиях игрового характера, связь устойчивости внимания с объемом вос- приятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного ма- териала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разных посторонних шумов и помех, наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негати- визма ребенка. Эти параметры дают нам информацию, в том числе и об уровне сформированности про- извольной регуляции ВПФ.
Характеристикаречи
При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопе- дическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизно- шения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами. Анализируется сте- пень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых
«детских» слов («бибика» и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диало-
гической речи в режиме «вопрос — ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициа- ции речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.
Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания.
Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет
ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).
Сформированностьсоциально-бытовойориентировки
Определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родствен- никах, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняются знания ребенка о настоящем (воз- раст, адрес или место проживания, имя, отчество воспитателя, родителей и т.п.). Выявляется сформиро- ванность представлений об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на действенном уровнях.
Особенностимнестическойдеятельности
Анализируются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосред- ственном, так и в отсроченном воспроизведении.
Оценивается возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка ме- тодов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяет- ся наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы), способности к удержанию пос- ледовательности ряда стимулов. При необходимости строится кривая запоминания, определяются осо- бенности зрительной, тактильной, двигательной, других видов памяти.
Примечание. Непосредственно перед началом исследования высших психических функций це- лесообразно выявление объема слухоречевой памяти, а также способности к удержанию ряда слухоре- чевых стимулов и влияния фактора интерференции мнестических следов на восприятие усвоенного ма- териала. Это необходимо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объема слухоречевого запоминания.
Сформированностьпредставленияопространственныхивременныхотношениях
Оцениваются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный показ или правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, на кон- кретных предметах (см. раздел 3.3.3.), называние ребенком наиболее часто употребляемых предлогов,
Сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотношениях. Анализируются возможность актуализации сериальных (автоматизированных) рядов (времена года, месяцы, дни неде- ли, время суток, в том числе и в варианте «что перед ?..», «что после?..»), возможность создания сравни- тельных степеней прилагательных (близко — ближе, темно — темнее и т.п.), понимание и формирова- ние квазипространственных характеристик.
Гнозис
Одним из основных показателей анализа является оценка сформирован-ности зрительного гно- зиса, особенностей восприятия отдельных деталей или целостной картины в целях дифференциации невозможности воспринять предложенные рисунки (в том числе последовательность событий, сюжет- ные картинки и т.п.) или невозможности выполнить предложенные задания с тем же стимульным мате- риалом, для определения причин ошибок при работе с материалом тетрадного и учебного листа. Анали- зируется специфика зрительного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных «зашумленных» или недорисованных предметов.
Интеллектуальноеразвитие
При условии сформированности зрительного гнозиса, достаточности объема слухоречевой памя- ти, отсутствии интерферирующих влияний определение уровня актуального интеллектуального разви- тия и анализ результатов работы с методиками, направленными на исследование интеллектуальной сферы, производится стандартным способом в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методики. Определяется уровень сформированности (его соответствие возрасту) наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления, пони-
мание рассказов со «скрытым» смыслом, метафор, поговорок, осознание причинно-следственных от- ношений, умение обобщать, прогнозировать, креативность мышления и т.п.
Обязательно отмечаются такие специфические характеристики мышления, как самостоятель- ность, активность, абстрактность или оригинальность. Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка: критичность мышления,