Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1256

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

всегда является заключение, как бы обобщающее размышления психолога. В то же время оправдала се- бя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной предлагаемая нами примерная схема та- кого анализа.

Поскольку подробные схемы анализа для детей различных возрастных групп уже приводились нами [26], в настоящем пособии описана схема в ее обобщенном виде.
      1. Общая схема анализа результатов углубленного психологического обследования


Поведениеребенкавпроцессеобследования

Описывается специфика поведения ребенка в процессе работы с психологом: принятие ситуации обследования или совместной игры, особенности вступления в контакт, ориентированность на взрослых и их реакции или на самостоятельную работу, критичность к результатам выполнения того или иного задания. Отмечается темп работы ребенка, характеристики его работоспособности. Анализируется за- интересованность в правильном выполнении заданий, ведущий тип мотивации. Обязательно отмечают- ся проявления элементов негативного отношения к самому обследованию или ко взрослым или только к определенным видам «работы», а также характер взаимодействия со специалистом.

Сведения об игре ребенка психолог получает из анамнестической части Карты развития, задавая интересующие его вопросы о характере игры (самостоятельной, групповой). Игра оценивается как с позиции ее возрастной соотнесенности, так и с точки зрения ее проективности. Возможен анализ характера игры в процессе обследования. Оцениваются творческие и эмоциональные ее характеристи- ки, особенности использования тех или иных игровых материалов либо отсутствие игрового компонен- та деятельности (как в процессе обследования, так и по описаниям родителей или воспитателя).

Характердеятельности


Оцениваются возможности целенаправленной деятельности ребенка, сосредоточения его на кон- кретном задании (игре). Отмечается импульсивность в выполнении заданий или, наоборот, инертность или ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры), степень ориентации на родственников, а также возможность критически отнестись к результатам выполнения того или ино- го задания, адекватность реакций на неуспех или похвалу. Обязательно отмечаются изменения характе- ра и стиля деятельности на фоне признаков утомления.

Работоспособность

В процессе всего обследования отмечаются колебания работоспособности, время, в течение ко- торого ребенок может достаточно продуктивно и целенаправленно работать, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик деятельности (например, возникновение импуль- сивности или резкой расторможенности). Также отмечаются изменения эмоционального фона (прояв- ления плаксивости, неадекватного смеха, негативизма как результата утомления).

Моторнаяловкость

Анализируется в первую очередь общая моторная ловкость, «уклюжесть» ребенка: способность делать ритмические и координированные движения, марширование, бег на месте, различные виды прыжков, а также умение бросать и ловить мяч, играть в «ладушки» (перекрестные поочередные дви- жения) и т.п. Анализ этих характеристик дает возможность оценить такой уровень произвольной регу- ляции, как произвольность двигательной сферы.

Особое внимание уделяется анализу сформированностй мелкой мотори-ки (скоординированным движениям пальцев, манипуляциям с мелкими предметами, а также моторным навыкам в графической деятельности: соотносительные размеры отдельных частей рисунка или письма, характер прорисовки линий, их четкость и «твердость»). Здесь необходимо отметить такие важные особенности, как умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне (застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и т.п.).

Определение

доминантностифункционированияпарныхоргановчувств.Выявлениеведущейруки,ноги, глаза, уха

Эта информация имеет важное значение для анализа причин как несформированности простран- ственных представлений, так и следствий этого: нарушений чтения, письма и счета в начальной школе. Определяется ведущие рука, нога, ухо, глаз по имеющимся в арсенале специалиста методам; при этом оценивается соответствие или различие между рукой, которой ребенок рисует, ест, пишет и т.п., и вы- явленными ведущими — рукой, глазом, ухом.

Особенностивнимания

Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения вни- мания по ряду признаков в заданиях игрового характера, связь устойчивости внимания с объемом вос- приятия (например, значительные трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного ма- териала) и временем работы ребенка, а также временем суток и разных посторонних шумов и помех, наличие флуктуации внимания и характер изменения его на фоне утомления, возбуждения или негати- визма ребенка. Эти параметры дают нам информацию, в том числе и об уровне сформированности про- извольной регуляции ВПФ.
Характеристикаречи

При оценке речевых параметров психолог должен отметить (не присваивая себе прав на логопе- дическое обследование) речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная), качество звукопроизно- шения, объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами. Анализируется сте- пень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи так называемых

«детских» слов («бибика» и т.п.). Необходимо особое внимание обратить на сформированность диало-

гической речи в режиме «вопрос — ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициа- ции речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов.

Следует обратить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказывания.

Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет
ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком).

Сформированностьсоциально-бытовойориентировки

Определяется уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родствен- никах, их родственных отношениях и т.п. Кроме того, выясняются знания ребенка о настоящем (воз- раст, адрес или место проживания, имя, отчество воспитателя, родителей и т.п.). Выявляется сформиро- ванность представлений об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на действенном уровнях.

Особенностимнестическойдеятельности

Анализируются объем непосредственной слухоречевой памяти, скорость запоминания, полнота отсроченного воспроизведения, наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосред- ственном, так и в отсроченном воспроизведении.

Оценивается возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка ме- тодов, сопоставляется объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно. Определяет- ся наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы), способности к удержанию пос- ледовательности ряда стимулов. При необходимости строится кривая запоминания, определяются осо- бенности зрительной, тактильной, двигательной, других видов памяти.

Примечание. Непосредственно перед началом исследования высших психических функций це- лесообразно выявление объема слухоречевой памяти, а также способности к удержанию ряда слухоре- чевых стимулов и влияния фактора интерференции мнестических следов на восприятие усвоенного ма- териала. Это необходимо сделать для тактики подачи инструкций психологом в условиях выраженного сужения объема слухоречевого запоминания.

Сформированностьпредставленияопространственныхивременныхотношениях

Оцениваются знания ребенка о взаиморасположении объектов в пространстве, правильный показ или правильное употребление предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения, на кон- кретных предметах (см. раздел 3.3.3.), называние ребенком наиболее часто употребляемых предлогов,
Сформированность представлений ребенка о некоторых временных соотношениях. Анализируются возможность актуализации сериальных (автоматизированных) рядов (времена года, месяцы, дни неде- ли, время суток, в том числе и в варианте «что перед ?..», «что после?..»), возможность создания сравни- тельных степеней прилагательных (близко — ближе, темно — темнее и т.п.), понимание и формирова- ние квазипространственных характеристик.

Гнозис

Одним из основных показателей анализа является оценка сформирован-ности зрительного гно- зиса, особенностей восприятия отдельных деталей или целостной картины в целях дифференциации невозможности воспринять предложенные рисунки (в том числе последовательность событий, сюжет- ные картинки и т.п.) или невозможности выполнить предложенные задания с тем же стимульным мате- риалом, для определения причин ошибок при работе с материалом тетрадного и учебного листа. Анали- зируется специфика зрительного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных «зашумленных» или недорисованных предметов.
Интеллектуальноеразвитие

При условии сформированности зрительного гнозиса, достаточности объема слухоречевой памя- ти, отсутствии интерферирующих влияний определение уровня актуального интеллектуального разви- тия и анализ результатов работы с методиками, направленными на исследование интеллектуальной сферы, производится стандартным способом в соответствии с методическим обеспечением психолога и возрастной соотнесенностью каждой конкретной методики. Определяется уровень сформированности (его соответствие возрасту) наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления, пони-

мание рассказов со «скрытым» смыслом, метафор, поговорок, осознание причинно-следственных от- ношений, умение обобщать, прогнозировать, креативность мышления и т.п.

Обязательно отмечаются такие специфические характеристики мышления, как самостоятель- ность, активность, абстрактность или оригинальность. Учитываются особенности и характерные черты мыслительной деятельности ребенка: критичность мышления,