ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1224
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Непосредственная работа с родителями строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами [28], характеризующейся в первую очередь тем, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом помощи, а с крайне не- гативным отношением как к процедуре взаимодействия со специалистом, так и к нему самому. Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование как этих проблем, так и рекомендаций специалистов. Работа психолога в такой ситуации требует от него специ- альных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными психотерапевтическими приема- ми. Технологии консультирования проблемных семей и работа с ними будет отражены в отдельном из- дании серии.
Дополнительно следует отметить, что удобно и технологично проводить повременную регистра- цию всех видов деятельности психолога, сконцентрировав подобную регистрацию в едином рабочем документе — Журнале регистрации (Приложение 11). Это позволяет структурировать всю деятельность психолога образовательного учреждения, контролировать выполнение направлений и видов работ, а также значительно облегчает составление статистических отчетов за определенные периоды времени.
В заключение перечислим те необходимые виды рабочей документации, которые, на наш взгляд, должен вести психолог:
-
Психологическое заключение по результатам углубленного обследования. -
Бланк коррекционной работы. -
Психологическое заключение по результатам динамического (промежуточного) обследования. -
Итоговое психологическое заключение. -
Журнал регистрации видов работ.
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
-
Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития
В своей трактовке типологии отклоняющегося развития мы исходим из ставших уже классиче- скими трудов В.В. Лебединского (1985) и В.В. Ковалева (1995), в свою очередь построенных на работах Г.Е. Сухаревой (1959) и Л. Каннера (1955). Классификацию В.В. Лебединского [19] можно считать наи- более отвечающей как по психологическому содержанию, так и по терминологии задачам выделения собственной классификационной и терминологической области специальной психологии. Плюсом классификации следует считать ее «прозрачность», то есть достаточную понятность ее терминологии для специалистов «смежных» профессий (медицинских работников, педагогов-дефектологов и др.).
Для полноты описания современных клинико-психологических классификаций нельзя не оста- новиться хотя бы на перечислении синдромов онтогенеза психики дезадаптивной части детской попу- ляции, используемых в рамках нейропсихологии детского возраста.
В основе данной классификации лежит деление на «синдромы несфор-мированности», «синдро- мы дефицитарности» и «атипию развития» [31, 34] (Предлагаемое деление методологически связано с учетом онтогенеза развития ребенка, при котором субкортикальные образования к концу первого года жизни практически завершают свое структурно-морфологическое развитие. Следовательно, строго го- воря, начиная с этого возраста, их состояние может обозначаться как «предпатологическое», «субпато- логическое», но никак не «несформированное». С точки зрения нейропсихологического языка описа- ния, «функциональная несформированность» может иметь место только там, где продолжается морфо- генез той или иной мозговой структуры).
Таким образом, нейропсихологическая классификация отклоняющегося развития принимает вид:
-
функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга; -
функциональная несформированность левой височной области; -
функциональная несформированность межполушарных взафимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело); -
функциональная несформированность правого полушания мозга; -
функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер); -
функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром; -
атипия психического развития.
Каждый из представленных синдромов определяет своеобразие всей совокупности психической феноменологии, «...целостный ансамбль психической деятельности ребенка, способный адекватно от- реагировать на те требования, которые ему предъявляет окружающий мир» [31].
Для нас является важным, что такие параметры, как квалификация актуального психического статуса, определение в ретроспективе (включая и внутриутробный период) времени и места «поломки», соотнесение ситуации развития ребенка с возрастными нормативами и идеальным уровнем развития всех ВПФ, должны быть описаны не только на языке психических процессов, но и на языке нейропси- хологии. В результате и образуется интегративный статус, позволяющий выбрать адекватные разви- вающие и коррекционные программы, соответствующие характеру онтогенеза ребенка.
В предлагаемой нами типологии отклоняющегося развития мы попытались создать систему соб- ственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграни- чивают содержательное поле деятельности психолога от содержания деятельности других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров). Наиболее удобно представить такую типологию в виде схемы (рис. 2.1).
Предлагаемая типология базируется на синдромальной диагностике как единице психологиче- ского диагноза, что находит подтверждение в высказываниях Л.С. Выготского: «Переход от симптомо- логической диагностики ... к клинической диагностике, основанной на определении внутреннего ходасамого процесса развития». И далее: «... синтетическая, динамическая картина тех проявлений, сово- купность которых мы называем личностью, входит в рамки исследования» (Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. Т 4. — М.: Педагогика, 1983. — С. 267-268). Таким образом, мы считаем возможным и правомер- ным говорить о синдромологическом анализе состояния ребенка, то есть отнесении его развития к той или иной категории (типу и виду) отклоняющегося развития. Необходимо только помнить, что отнесе-
ние к той или иной группе или типу отклоняющегося развития представляет собой исключительно ди-
намическуюоценку, не являясь «ярлыком», приклеенным к ребенку раз и навсегда.
В отечественной психиатрии и психологии [11,13,19] выделяются три основные группы собст- венно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие (послед- нее выступает скорее как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специфика феноменологических проявлений развития), определяемых, в первую очередь, спецификой, последова- тельностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.
Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функ- ций, их базовых составляющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка.
Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохро- нии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). В то же время следует отме- тить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, то есть не является абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося развития.
Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие повреждающего влия- ния на мозг того или иного фактора, искажающего в