ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1234
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
С детьми до 7-ми лет занятия по этому методу в целом проводятся довольно редко. Кататимно- имагинативная психотерапия возможна в этом возрасте только тогда, когда психотерапевт может дать ребенку, благодаря подчеркнуто суггестивному ведению, необходимое чувство безопасности и защи- щенности, компенсируя одновременно еще недостаточно зрелую структурную организацию «Я» ребен- ка и его защитных механизмов. По этой причине основная масса детей, в работе с которыми применяет- ся символдрама, относится к возрастной группе от 8-ми до 12-ти лет.
Эффективностьметода
-
Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психо- терапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества. -
Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на симво- лическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов. -
Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка. В игровой терапии, тоже очень важной в этом воз- расте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не
умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разоча- ровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытыва- ет конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается
только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссичес-ки обусловленные переживания собственной «грандиозности».
-
Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисова- ния удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма психологической коррекции, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизиро- вать коррекционный процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе коррекции. -
Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере рас- крывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения; -
Метод символдрамы является одним из немногих психотерапевтических методов, хорошо за- рекомендовавших себя в работе с детьми и подростками, направленным непосредственно на гармониза- цию аффективной сферы с учетом принципа замещающего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все большее число психологов, особенно психологов-практиков, убеждаются в необходимости теоретического переосмысления многих кажущихся незыблемыми основ. Огромный разрыв между тео- ретическими положениями, академическими представлениями о психическом развитии ребенка и реа- лиями современной жизни начинает сокращаться усилиями психологов образования, ориентированных в первую очередь на решение практических задач адаптации ребенка в образовательном пространстве.
Наиболее сложной проблемой остается проблема терминологии, относящейся к описанию детей с особенностями развития, трудностями обучения и воспитания. С одной стороны, традиционная тер- минология перестает удовлетворять практиков в связи с появлением принципиально новых феноменов отклоняющегося развития. С другой — появляются все новые и новые понятия и терминологические подходы без какого-либо адекватного и понятного соотнесения их с уже имеющимися, что усложняет и без того непростую ситуацию, не дает специалистам возможности разговаривать на едином, понятном друг другу языке.
Острота положения усугубляется еще и тем, что методология и конкретные технологии диагно- стической и непосредственно коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития продолжают оставаться на начальной стадии разработки, несмотря на то, что говорят об этом уже давно. То же можно сказать непосредственно и об инструментарии психолога-практика. До сих пор мы не можем окончательно определиться ни с каким-либо базовым минимальным комплектом методов и средств диагностики и коррекции, которым должен владеть психолог (тем более психолог, ориенти- рованный на работу с детьми с отклоняющимся развитием), ни с методологией анализа, оценки состоя-
ния ребенка и прогноза его дальнейшего развития. Теоретические подходы к решению этих вопросов, высказанные еще Л.С. Выготским, остаются до сих пор лишь благими пожеланиями.
Ответом на эти непростые вопросы и является эта книга. Мы ни в коей мере не присваиваем себе права на истину в последней инстанции. В своей книге мы попытались объединить классические и со- временные подходы к анализу и работе с проблемными детьми, дать «интегративное» видение не толь- ко самого ребенка и его развития, но и методологии работы с ним, опираясь на собственный опыт, опыт наших коллег и сотрудников.
Мы полностью отдаем себе отчет в том, что представленная концепция развития ребенка, введе- ние и учет понятия «базовые составляющие» как основной макроединицы анализа психического разви- тия ребенка в целом еще далеки от полного разрешения проблем и безусловно требуют дальнейшего уточнения и разработки.
Что касается предлагаемой нами типологии отклоняющегося развития, то разделение огромного разнородного массива проблемных детей на предлагаемые подгруппы и типы в определенной степени условно (впрочем, как и любая иная типология и классификация), так как часто мы наблюдаем сочетан- ные сложные комплексные случаи, которые можно лишь условно, выделяя ведущие признаки и харак- теристики, отнести к той или иной группе, тому или иному типу отклоняющегося развития. В то же время именно подобная типология позволила создать самые разнообразные практические технологии работы с детьми, начиная от построения диагностической гипотезы и оценки состояния ребенка с по- становкой психологического диагноза до адекватных в каждом конкретном случае развивающих и кор- рекционных тактик работы и технологий взаимодействия различных специалистов.
Сегодня можно говорить о создании своего рода методологии анализа развития ребенка
, осно- ванной на достижениях наиболее современных направлений психологии детства. В то же время безус- ловно остается и много нерешенных вопросов, требующих участия не только психологов, но и специ- алистов, работающих в смежных областях (тифло- и сурдопедагогов, логопедов, специалистов по рабо- те с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, неонатологов).
Авторы надеются, что представленные в книге подходы и практические технологии работы по- лезны и могут быть использованы в практической деятельности психологов различных направлений.
Приложение1