Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1216

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

Лист коррекционных занятий


Ф.И.О. ребенкаВозраст

Класс (группа)Дата начала занятий

Специалист по коррекционной работе

(фио разборчиво, специальность, должность)

Краткий план коррекционной работы

(по мере необходимости в течение учебного года план уточняется)


Взят на индивидуальные / групповые занятия


Период занятий

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

ИТОГО

Количество занятий /

пропусков

















Динамика состояния ребенка в процессе работы: На «_»г.




На «_»г.




На «_»г.




На «_»г.




Результативность коррекционной работы соответствии со статусом ребенка на момент окон-

чания занятий).



Рекомендации по дальнейшей работе:



ДатаПодпись специалиста

Приложение 9

Заключение по итогам динамического обследования


Ф.И.О. ребенкаВозраст

Класс (группа)Дата на момент обследования

Основная задача (цель динамического обследования)




Поведение в ситуации повторного обследования


Динамика изменения операциональных характеристик деятельности и регуляторных функций


Динамика изменения показателей ВПФ


Динамика изменения мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер


Дополнительно


Дальнейшие рекомендации



ДатаПсихолог



чение)

Приложение 10

Итоговое психологическое заключение


Ф.И.О. ребенкаВозраст на момент обследования

Класс (группа)Дата

Статус на момент начала психологического сопровождения (первичное психологическое заклю-



Начальные рекомендации по коррекционной работе




Направления, длительность и форма проведенной коррекционной работы




Динамика изменения показателей ВПФ, развитие мотивационно-волевой и эмоционально- личностной сферы




Психологическое заключение (статус на настоящий момент)




Дальнейшие рекомендации




ДатаПсихолог

Приложение 11

Журнал регистрации видов работ




п/п



Фамилия, имя ребенка/ класс (группа)

Первичное об- следование

Повторное об- следование

Групповая диаг- ностика

Индивидуальная коррекционная работа

Групповая кор- рекционная ра- бота

Консультация педагог / родит.

Проведение кон- силиума

Общешкольные мероприятия

Посещение уро- ков

Дополнительные виды работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




24 сентября


+









+





+(пед.)


+






+(матем)




1

Иванов Петя




+

2

Васин Коля




+

3

Петров Игорь

+




4

Степанов Митя

+




5

Киселева Оля

+




6

Орлова Ирина




+

7

Посещение 2-го «Г»










25сентября







1

...







2











Технология ведения журнала. 1. Регистрируется дата заполнения, то есть тот день, когда психо- лог проводит какие-либо виды работ.

  1. Под последовательными номерами в графе 2 регистрируются фамилии, имена детей, с кото- рыми в этот день работал психолог, их класс/ группа, а также фамилия, имя ребенка, по поводу которо- го проводился Консилиум, консультация и т.п.

  2. В графе, соответствующей тому виду работ, который проводит психолог с данным ребенком, отмечается любым способом (например, знаком «+») факт проведения обследования, коррекционной работы, консультации и т.п.

  3. В ситуации групповой коррекционной работы (графа 7) под последовательными номерами пе- речисляются все дети, участвующие в корр. работе. В ситуации работы с целым классом/группой реги- стрируется только наименование класса/группы.

  4. В графе 10. Общешкольные мероприятия кратко отмечается характер мероприятия (педсовет, родит, собрание, семинар и т.п.).

  5. В графе 11. Посещение уроков отмечается предмет, на котором присутствовал психолог, а в графе 2 — отмечается класса (группы).

  6. В графе 12 отмечаются другие, не перечисленные в журнале проведенные виды работ психо- лога, а также факт написания заключения, резюме по коррекционной работе, заключения для родите- лей, протокола консилиума и т.п.

  7. В конце отчетного периода (неделя, месяц, полугодие) подсчитывается суммарное количество каждого вида работ в соответствующих графах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./Под. ред. К.С. Ле- бединской. — М., 1982.

  2. АнуфриевА.Ф.Психологический диагноз: Система основных понятий. М.: МГОПИ


«Альфа», 1995.

  1. БурлачукЛ.Ф.,МорозовС.М.Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб.: Питер, 1999. (Серия «Мастера психологии»).

  2. БурменскаяГ.В.ссоавт.Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психиче- ского развития детей. — М.: МГУ, 1990.

  3. ВыготскийЛ.С.Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амона- швили, 1996.

  4. ВыготскийЛ.С.Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 4, 5. /Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педаго- гика, 1983, 1984. (Акад. Пед. наук СССР).

  5. Дети с временной задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер.

М.: Педагогика, 1971.

  1. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы де- тей дошкольного и младшего школьного возрастов. Библиотека психолога-практика. Авт.-сост. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.

  2. ЖурбаЛ.Т.,МастюковаЕ.М.Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.

М., 1981.

  1. ИовчукН.М„СеверныйАА.Депрессия у детей и подростков. М.: Школа-Пресс, 1999.

  2. ИсаевД.Н.Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

  3. Карабанова ОА. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

  4. КовалевВ.В. Психиатрия детского возраста. М.: 1995.

  5. Комплексная методика психомоторной коррекции./Под ред. А.В. Семенович. М.: 1998.

  6. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре /Под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: НИИ семьи, 1998.

  7. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова M.Р., Пахомова АЛ., Полонская Н.Н. и др. Психоло- го-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: Пособие для адм. шк., пе- дагогов и шк. психологов. Кн. 1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского; Образовательный центр «Пе- дагогический поиск», 1997.

  8. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. — М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  9. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные прояв- ления. — М.: Просвещение, 1991.

  10. ЛебединскийВ.В.Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985.

  11. ЛёйнерX.Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М.: «Эйдос». 1996.

  12. Лубовский В.И. Дифференциальная диагностика нарушений развития. Проблемы и перспек- тивы. В сб.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. // Ма- териалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в обра- зовании». 25-27 ноября 1998г. // М., 1998.

  13. Нейропсихология детского возраста. Альбом. — М., 1997.

  14. Обухов Л.Я. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М.: «Владос», 1998.

  15. Психологическая диагностика детей и подростков. /Под ред. К.М. Гуревича. М., 1995.

  16. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.

  17. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов.