Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1209

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ


Методикидляисследованияхарактераработоспособностииособенностейвнимания:

методика Пьерона-Рузера (для детей 5,5-9 лет);

  • стандартная корректурная проба (буквенная) (для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет);

  • Счет по Крепелину (модификация Р.Шульте);

  • Таблицы Шульте (черно-белые, красно-черные) (для детей с 7-8-ми лет).

Исследованиеособенностейзрительногогнозиса(Исследование специфики зрительного восприятия традиционно проводится в нейропсихологии детского возраста. Тестовые изображения ведут свое начало от классических исследований А.Р. Лурия и представлены в соответствующих методических пособиях [8,22 и др.])

Тестовые материалы, ориентированные на детей, начиная с 3,5-4-летнего возраста. Буквенный гнозис предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения.

Методика «Разрезные фигуры»


Комплект разрезных картинок (6 серий), с различными усложняющимися составляющими час- тями (от 2-х до 8-ми частей различной конфигурации) (для детей от 3-х до 7-8-ми лет).

Методика «Кубики Кооса»


Используется, начиная с 3-летнего возраста, верхний диапазон не ограничен, зависит о сложно- сти предъявляемого узора.

Методикидляисследованияневербальногоивербально-логическогомышления(Методи- ческий инструментарий должен быть представлен для исследования каждой характеристики речемыслительной деятельности как в вербальном, так и невербальном (в виде изображений) плане. Желательно, чтобы тестовые материалы были доступны для детей от 3,5--летнего возраста (в основном невербальные материалы), от 6-7-летнего возраста - материалы, представленные в вербальном плане):

— установление логических связей и отношений между понятиями (подбор парных аналогий, простые и сложные аналогии);

  • исследование сформированности обобщающих операций (выделение существенных призна- ков, исключение понятий, исключение предметов «4-й лишний»);

  • понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыс- лом, понимание прочитанных текстов, сюжетных картин, составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (серии из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок).

Методикидляисследованиясформированностипространственныхи

квазипространст-венныхпредставлений(Традиционно рассматриваемое в контексте нейропсихологического и логопедического исследования нами выделяется в самостоятельное исследование, необходимое для оценки сформированности пространственных представлений как одной из базовых составляющих психического развития. Комплект тестовых материалов этого раздела представлен в [8]):

Исследование пространственных и квазипространственных (лингвистических) представлений проводится в логике их формирования в онтогенезе и ориентировано на детей от 2,5 до 7-8-ми лет.

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоцио- нально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка

Методика рисуночной фрустрации С. РозенцвейгаМодифицированный вариант для детей от 4 до 14-ти лет.

Детский личностный вопросник Р.Кеттела (CPQ) Адаптированный модифицированный вари- ант детского личностного вопросника для детей 8-12 лет.

МетодикаСОМОР

Методика субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР) (для детей 3,5-12-ти лет).

Детскийапперцептивныйтест(САТ.) Вариант для детей от 3 до 10 лет.

Методика«Контурный(САТ. —Н)Модифицированный вариант для детей 3—10 лет.

Рисованный апперцептивный тест (PAT) Используется для детей предподросткового возраста (10-14-ти лет).

Методика«Рука»:

модифицированный вариант теста «Рука» Э.Вагнера для детей 4,5-11-ти лет;

вариант для детей
от 12 лет (изд. «Иматон»),

Методика «Метаморфозы»


Модификация теста «Метаморфоз» Ж. Руайер для детей от 4,5-летнего возраста. Верхний предел не ограничен.

Методика «Эмоциональные лица»


Авторская методика исследования собственной эмоциональной регуляции и оценки эмоций дру- гих. Ориентирована на детей 3-12 лет.

Карта наблюдений за поведением ребенка


Дает возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития. Ориентирована на детей 1,5-12 лет.

Рисуночные проективные тесты


Предполагается возможность проведения психологом-практиком интерпретации различных ри- суночных тестов, включая «Пиктограммы», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное»,

«Рисунок своей семьи», «Кинетический рисунок семьи» и т.п. Как проективные тесты могут быть ис- пользованы только в условиях сформированной графической деятельности ребенка.

Цветовой тест отношений (ЦТО)


Модификация 8-цветового теста М. Люшера — цветовой тест отношений (ЦТО) для оценки эмоционального отношения к себе и значимым лицам. В комплекте с методикой СОМОР может быть использован для проведения социометрических исследований в дошкольных и школьных образователь- ных учреждениях, детских домах. Используется для детей, начиная с 4,5-5-летнего возраста.

Приложение
Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психолога образовательного учреждения (в минутах)

Виды работ психолога

Возраст детей годах)

3-5

5-6

6-7

7-8

8-10