ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1209
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие «отклоняющееся развитие»
Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка
Произвольность психической активности
Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми
Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Группа недостаточного развития
Задержанное психическое развитие
Парциальная несформированность высших психических функций
«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].
ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Психологический анамнез и его основные разделы
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие
История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста
История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет
Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)
Технология проведения психологического обследования и его основные разделы
Анализ результатов психологической диагностики
Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка
Технология составления заключения по результатам психологического обследования
Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:
Технология составления общей части психологического заключения
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)
Показания к использованию программы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)
Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений
«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».
Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений
б) Имеет ряд личностных особенностей:
а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:
б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:
Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной
Карта наблюдений за поведением ребенка
Индивидуальный первичный прием
Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы
Заключение по результатам психологического обследования
Методикидляисследованияхарактераработоспособностииособенностейвнимания:
— методика Пьерона-Рузера (для детей 5,5-9 лет);
-
стандартная корректурная проба (буквенная) (для детей, умеющих опознавать буквы, начиная с 7-8-ми лет); -
Счет по Крепелину (модификация Р.Шульте); -
Таблицы Шульте (черно-белые, красно-черные) (для детей с 7-8-ми лет).
Исследованиеособенностейзрительногогнозиса(Исследование специфики зрительного восприятия традиционно проводится в нейропсихологии детского возраста. Тестовые изображения ведут свое начало от классических исследований А.Р. Лурия и представлены в соответствующих методических пособиях [8,22 и др.])
Тестовые материалы, ориентированные на детей, начиная с 3,5-4-летнего возраста. Буквенный гнозис предъявляется детям, овладевшим началами письма и чтения.
Методика «Разрезные фигуры»
Комплект разрезных картинок (6 серий), с различными усложняющимися составляющими час- тями (от 2-х до 8-ми частей различной конфигурации) (для детей от 3-х до 7-8-ми лет).
Методика «Кубики Кооса»
Используется, начиная с 3-летнего возраста, верхний диапазон не ограничен, зависит о сложно- сти предъявляемого узора.
Методикидляисследованияневербальногоивербально-логическогомышления(Методи- ческий инструментарий должен быть представлен для исследования каждой характеристики речемыслительной деятельности как в вербальном, так и невербальном (в виде изображений) плане. Желательно, чтобы тестовые материалы были доступны для детей от 3,5--летнего возраста (в основном невербальные материалы), от 6-7-летнего возраста - материалы, представленные в вербальном плане):
— установление логических связей и отношений между понятиями (подбор парных аналогий, простые и сложные аналогии);
-
исследование сформированности обобщающих операций (выделение существенных призна- ков, исключение понятий, исключение предметов — «4-й лишний»); -
понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыс- лом, понимание прочитанных текстов, сюжетных картин, составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом (серии из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок).
Методикидляисследованиясформированностипространственныхи
квазипространст-венныхпредставлений(Традиционно рассматриваемое в контексте нейропсихологического и логопедического исследования нами выделяется в самостоятельное исследование, необходимое для оценки сформированности пространственных представлений как одной из базовых составляющих психического развития. Комплект тестовых материалов этого раздела представлен в [8]):
Исследование пространственных и квазипространственных (лингвистических) представлений проводится в логике их формирования в онтогенезе и ориентировано на детей от 2,5 до 7-8-ми лет.
Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей эмоцио- нально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка
Методика рисуночной фрустрации С. РозенцвейгаМодифицированный вариант для детей от 4 до 14-ти лет.
Детский личностный вопросник Р.Кеттела (CPQ) Адаптированный модифицированный вари- ант детского личностного вопросника для детей 8-12 лет.
МетодикаСОМОР
Методика субъективной оценки межличностных отношений (СОМОР) (для детей 3,5-12-ти лет).
Детскийапперцептивныйтест(САТ.) Вариант для детей от 3 до 10 лет.
Методика«Контурный(САТ. —Н)Модифицированный вариант для детей 3—10 лет.
Рисованный апперцептивный тест (PAT) Используется для детей предподросткового возраста (10-14-ти лет).
Методика«Рука»:
— модифицированный вариант теста «Рука» Э.Вагнера для детей 4,5-11-ти лет;
— вариант для детей
от 12 лет (изд. «Иматон»),
Методика «Метаморфозы»
Модификация теста «Метаморфоз» Ж. Руайер для детей от 4,5-летнего возраста. Верхний предел не ограничен.
Методика «Эмоциональные лица»
Авторская методика исследования собственной эмоциональной регуляции и оценки эмоций дру- гих. Ориентирована на детей 3-12 лет.
Карта наблюдений за поведением ребенка
Дает возможность оценить сформированность уровневой системы аффективной регуляции как одной из базовых составляющих психического развития. Ориентирована на детей 1,5-12 лет.
Рисуночные проективные тесты
Предполагается возможность проведения психологом-практиком интерпретации различных ри- суночных тестов, включая «Пиктограммы», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное»,
«Рисунок своей семьи», «Кинетический рисунок семьи» и т.п. Как проективные тесты могут быть ис- пользованы только в условиях сформированной графической деятельности ребенка.
Цветовой тест отношений (ЦТО)
Модификация 8-цветового теста М. Люшера — цветовой тест отношений (ЦТО) для оценки эмоционального отношения к себе и значимым лицам. В комплекте с методикой СОМОР может быть использован для проведения социометрических исследований в дошкольных и школьных образователь- ных учреждениях, детских домах. Используется для детей, начиная с 4,5-5-летнего возраста.
Приложение 6А
Примерное распределение времени по видам и направлениям работы психолога образовательного учреждения (в минутах)
Виды работ психолога | Возраст детей (в годах) | ||||
3-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-10 |