Файл: Семаго Н. Я.,Семаго.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1213

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

С глубоким уважением посвящается нашим учителям - Владимиру Ивановичу Лубовскому и Виктору Васильевичу Лебединскому

Раздел 1.

Понятие «отклоняющееся развитие»

Базовые составляющие (предпосылки) психического развития ребенка

Произвольность психической активности

Законы развития движений

й уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу). Его подуровни:

Базовая аффективная регуляция

Общая стратегия деятельности психолога образования с проблемными детьми

Раздел 2. ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Группа недостаточного развития

Задержанное психическое развитие

Парциальная несформированность высших психических функций

Группа асинхронного развития

«повреждению механизмов эмоциональной регуляции» [35].

Искаженное развитие

Несомненно, каждый из типов дефицитарности требует отдельного исследования и, соот- ветственно, отдельной книги.

ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Психологический анамнез и его основные разделы

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие

История развития ребенка от 3-х лет до 5-5,5-летнего возраста

История развития ребенка от 5,5 до 7-ми лет

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7-ми до 10-11-ти лет)

Технология проведения психологического обследования и его основные разделы

Анализ результатов психологической диагностики

Оценка сформированности базовых составляющих (предпосылок) психического раз- вития ребенка

Технология составления заключения по результатам психологического обследования

Общая структура схемы заключения предполагает следующие разделы:

Технология составления общей части психологического заключения

Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции

Раздел 4.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (ПРОГРАММА ФПР)

Показания к использованию программы

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ПРОГРАММА ФПП)

Раздел1.Формирование собственно пространственных представлений

«БЛИЖЕ, ЧЕМ...», «ДАЛЬШЕ, ЧЕМ...».

«ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

Раздел 2. Формирование квазипространственных представлений

Рис. 4.2.

Рис. 4.3.

Рис. 4.5.

Рис. 4.6.

обследование дома;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

1А. При гипофункции уровня

1Б. При гиперфункции уровня

2А. При гипофункции уровня

2Б. При гиперфункции уровня

3А. При гипофункции уровня

3Б. При гиперфункции уровня

б) Имеет ряд личностных особенностей:

4А. При гипофункции уровня

4Б. При гиперфункции уровня

а) Ребенок испытывает чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми:

б) Имеет ряд своеобразных личностных черт:

Методическое обеспечение психолога для проведения обследования познавательной

Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей познавательной деятельности

Методика «Разрезные фигуры»

Методика «Кубики Кооса»

Методика «Метаморфозы»

Методика «Эмоциональные лица»

Карта наблюдений за поведением ребенка

Рисуночные проективные тесты

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Индивидуальный первичный прием

Работа со специалистами

Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы

Заключение по результатам психологического обследования

Лист коррекционных занятий

Заключение по итогам динамического обследования

Журнал регистрации видов работ

ры). Возрастное условно нормативное развитие пространственных представлений сочетается с задер- жанным в своей динамике развитием других базовых составляющих (произвольность психической ак- тивности и базальная система аффективной регуляции). Причем при анализе уровневой системы аффек- тивной регуляции можно сделать вывод о недостаточном (по сравнению с условным возрастным нор- мативом) регулирующим влиянием 4-го уровня (уровень аффективного контроля) на все остальные ни- жележащие уровни. При этом уровень аффективной экспансии (3-й уровень) может находиться как в гипо- так и в гиперфункции (см. Приложение 4). Это является специфичным для группы темпово- задержанного типа развития. В то же время общим и принципиально важным для обоих типов задер- жанного развития является то, что в обоих случаях формирование всех базовых предпосылок (состав- ляющих) последовательно проходит (не пропуская и не перескакивая) все уровни своего развития (структура базовых предпосылок или составляющих подробно описана в разделе 1.3).

В системе развивающей и коррекционной работы с этой категорией детей приоритетны про- граммы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции (по О. С. Никольской). Помимо чисто психотерапевтической помощи эффективна программа по формированию произвольной регуля- ции (в своем развивающем варианте), а также моторная коррекция, основанная на нейропсихологиче- ском подходе. В ряде случаев показана родительско-детская психотерапия (индивидуальная и/или групповая). В случае соматических заболеваний безусловно необходимо наблюдение у профильного врача.

При анализе прогноза детей с неравномерно задержанным типом развития очевидна его неодно- значность: в отношении формирования так называемого когнитивного звена ВПФ он вполне благопо- лучен, а с точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного развития в целом ве- лика вероятность формирования вариантов дисгармонического развития личности (девиации); при на- личии более или менее выраженных соматических проблем — варианта интрапунитивного дисгармо- нического развития ребенка
по психосоматическому типу (см. далее).

Среди диагнозов других специалистов: «ММД», «ЗПР соматогенного или конституционального генеза», «аффективная неустойчивость», «дети группы риска по нарушению формирования школьных навыков» - иногда присутствует и логопедический диагноз: «функциональная дислалия».
      1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   55

Парциальная несформированность высших психических функций


Другая подгруппа «недостаточного развития», получившая название «парциальная несформи-рованность высших психических функций», имеет ряд принципиальных отличий по сравнению с под- группой, описанной в предыдущем разделе.

С самого начала следует признать, что многие психологи и психиатры широко используют тер- мин «парциальность» для характеристики неравномерности развития тех или иных сторон психической деятельности. Наиболее обстоятельно эти вопросы изложены в работе Д.Н. Исаева [11].

В своей трактовке этого понятия мы вслед за многими исследователями подчеркиваем мозаич- ность, «парциальность» незрелости отдельных сторон психического развития ребенка. Наиболее прин- ципиальное, основное отличие детей данной подгруппы от детей с различными типами задержанного

развития заключается в том, что в данном случае ни в коей мере нельзя говорить лишь о задержке раз- вития. Многолетняя практика показывает, что развитие детей этой категории идет принципиальноиным путем, чем развитие детей с истинной задержкой психического развития. Расходясь еще в раннем возрасте, пути развития этих двух групп детей продолжают расходиться на протяжении всего дошколь- ного детства, а если не принимать серьезных специфических мер помощи, это расхождение продолжит- ся и в младшем школьном возрасте. Эти дети «не догоняют» своих сверстников ни к 9-11 годам, ни да- же позднее. В дальнейшем признаки несформированности когнитивного звена ВПФ «маскируются» особенностями эмоционально-личностного развития, которые и квалифицируются позже как иные ва- рианты дизонтогенеза (например, различные виды дисгармоний или, в наиболее тяжелых случаях как тотальное недоразвитие).

Направление развития этой группы детей характеризуется не только количественно отличными от истинной задержки показателями, что отмечается некоторыми исследователями, работающими ис-
ключительно в области феноменологической оценки, но и качественно иной структурой особенностей составляющих психической деятельности ребенка. Развитие этой категории детей проходит в большин- стве случаев, не сходясь и не пересекаясь с «генеральной линией развития».

Качественные отличия в первую очередь касаются сформированности базовых составляющих (предпосылок) психической деятельности. Иногда даже в ситуации массированного коррекционного воздействия с привлечением самых разнообразных специалистов, медикаментозной поддержки можно говорить, как правило, всего лишь о некоторой компенсации в развитии высших психических функций,

«приближении» развития ребенка к «социально-психологическому нормативу». Поэтому, с нашей точ- ки зрения, этот вариант отклоняющегося развития не может быть отнесен к «задержанному разви- тию», поскольку не отвечает основным критериям понятия «временная темповая задержка психическо- го развития».

Одним из основных важных диагностических выводов при таком подходе является необходи- мость с помощью опроса родителей (сбор психологического анамнеза), наблюдения за ребенком и со- ответствующих диагностических процедур определить, на каком возрастном этапе вероятнее всего про- изошел «сбой» программы развития. Это является одной из отправных точек, определяющих построе- ние адекватных коррекционных программ в соответствии с принципом замещающего развития (заме- щающего онтогенеза — по А.В. Семенович).

В свою очередь, подгруппа «парциальная несформированность ВПФ» может быть разделена на следующие типы:

    • с преимущественной несформированностью регуляторного компонента;

    • с преимущественной несформированностью вербального и вербально-логического компонен-

та;
с несформированностью смешанного типа.

Как с диагностических, так и с коррекционных позиций подобное «разведение» отражает специ-

фику проблем детей и определяет приоритетное направление того или иного вида психологической коррекционной работы и участия других специалистов в помощи ребенку.

ПарциальнаянесформированностьВПФпреимущественнорегуляторногокомпонентаха- рактеризуется в первую очередь импульсивностью в поведении, чаще двигательной и речевой растор- моженностью, чем вялостью. При этом физические параметры развития в целом соответствуют воз- расту. Помимо импульсивности в любом варианте деятельности, включая и игру, следует отметить, что порой поведение ребенка становится неуправляемым, не регулируемым взрослым. Преобладают выра- женные игровые интересы, хотя и в играх такие дети чаще всего конфликтны и недостаточно критичны. Отличительной чертой развития познавательной сферы является несформированность именно произвольности ВПФ: не столько элементарных (восприятие, память, внимание), сколько «высших» (программирование и контроль), то есть собственно регуляторных процессов. При достаточной внеш- ней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. В случаях же «вялости» психических проявлений отмечается общая потеря интереса и необходимость создания яркой игровой мотивации для достижения положительных результатов деятельности. Эти особенности должны учитываться не только в развивающей или коррек-

ционной работе, но и при проведении диагностического исследования.


Как и для некоторых других выделяемых типов отклоняющегося развития, наличие знаков ати- пичного развития (специфичности формирования как корково-подкорковых процессов, так и индивиду- ального профиля функциональной ассиметрии) является отягощающим фактором, часто определяющим не только прогноз дальнейшего развития ребенка, но и последовательность включения и специфику различных коррекционных мероприятий.

Общая структура (профиль) и пропорции несформированности отдельных базовых составляю- щих неравномерен, среди последних следует отметить в первую очередь несформированность произ- вольной регуляции психической активности, начиная с трудностей удержания двигательной программы (жестко заданной последовательности двигательных актов), а часто и с произвольной регуляции силы мышечного тонуса (см. раздел 1.3.1).

Формирование пространственных представлений страдает преимущественно на уровне вербаль- ных представлений, что влечет за собой в том числе и трудности понимания отдельных пространствен- ных, пространственно-временных и квазипространственных речевых конструкций.

Что касается уровневой аффективной организации как одной из базовых составляющих, при данном типе дизонтогенеза наблюдается, как правило, искажение пропорций базальной системы за счет 3-го уровня аффективной организации (чаще по типу гиперфункции уровня, реже наблюдается гипо- функция). Следует подчеркнуть, что эта диспропорция значительно менее выражена, чем в случае то- тального недоразвития.

Развивающая и коррекционная работа с этой категорией детей в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля. Причем, работа должна проводиться с привлечением вначале двигательных, а позднее (если позволяет время) или параллельно (в зависимости от возраста ребенка) когнитивных методов, основан- ных на нейропсихологическом подходе. «Программирующей» в некоторых случаях может оказаться и сама среда (в том случае, если она специально структурируется), которая и создает возможность для по- стоянного внешнего контроля.

Предполагается, что ребенку необходимо наблюдение невролога,