Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2084

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

, так и неправомерной). Необоснованное расширение полномочий должностных лиц (судей и администраторов, в част-ности) в некоторых случаях увеличивает опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных их представителей.

Всолидаристском учении о праве заложена идея солидарности – сотрудничества различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни, в осуществлении власти. Согласно этому учению, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом и проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Таким образом, право выступает здесь как выразитель солидарности, инструмент, охраняющий общие интересы большинства населения.

Социальная концепция представляет правокак средство достижения социальной гармонии, она направлена на изыскание определенных правовых средств, помогающих устранить возможную социальную напряженность, обеспечить правопорядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда – акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями. Представителями социальной концепции были: Л. Дюги, Р. Иеринг, Е. Эрлих, Р. Пауэр.

Теория естественного права утверждает тезис о том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право также включает в себя естественное право – совокупность прав, которыми все люди обладают от природы и в силу своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Под флагом этой доктрины совершались буржуазные революции, приводившие на смену
отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй. Представителями этой теории верно отмечено, что законы могут быть не правовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п. В этой связи, представители теории естественного права зачастую отождествляли право с моралью, что с методологических позиций не всегда оправдано. Поскольку понимание права как абстрактных нравственных ценностей “уменьшает” его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто. И это понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое опять-таки может быть совершенно отличным (разным) у различных людей.

Теория естественного права в процессе своей эволюции претерпела ряд изменений, что вызвало к жизни теорию возрожденного естественного права. В рамках данного учения, в широком смысле право понималось, как и в теории естественного права, однако вводило понятие позитивного (производного) права, которое создается государством.

Нормы позитивного права (нормы, установленные государством) признаются здесь правом только в случае, если они не противоречат естественному праву, то есть общечеловеческим принципам справедливости, свободы, равенства и другим.

Теория возрожденного естественного права послужила основанием (базисом) для формирования ряда других учений о праве, а именно, неотомизма и “светской” концепции права. Представители: Т. Гоббс, Г. Гроций, Ш. Монтескье, А. Радищев.

Неотомизм – по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основы права в мировом порядке, согласуется с религиозными догмами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом. Неотомизм подчеркивает превосходство естественного права над правом, установленным государством. При этом право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.



Юридический позитивизм. Сторонники данного подхода основываются на анализе и оценке правовых норм с точки зрения их внешней формы, то есть с формальной точки зрения.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов. Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако не корректно полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права.

Историческая школа права рассматривает право как историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. Право здесь выступает в роли исторически сложившихся правил поведения, влекущих за собой юридические последствия. Законы производны от права обычного, которое произрастает из глубин “национального духа”, недр “народного сознания”. По утверждению представителей исторической школы права (Савиньи, Гуго, Пухта) “право – это, прежде всего, правовые обычаи”.

Историческая школа права отрицает категорию прав человека, так как во времена феодализма (в которые, собственно, и возникла данная теория) не могли найти отражение никакие “естественные” права человека. В то время впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе, подчеркивалась естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению; были также верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Во время своего возникновения данная теория выступила всего лишь как идеология уже отживающего феодализма, в которой необоснованно игнорировались естественные права человека и переоценивалась роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

Значительное место в системе современного правопонимания занимает нормативистская теория права. В рамках настоящего учения государство выступало всего лишь результатом действия норм права
, само же право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила верного, правильного (“должного”) поведения.

Общеобязательность правовых норм проистекала не из нравственности, идей справедливости (как в теории естественного права), а из государственного авторитета.

Нормы права, с позиции нормативистского учения, находятся в определенной иерархической пирамиде, вершиной которой является основная, главная норма (или же формальные установления государства). Основанием вышеуказанной пирамиды являются индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

В данной теории подчеркивается такое существенное свойство права, как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. Нормативность органически связана с формальной определенностью права (с изложением норм права в тексте нормативно-правового документа), что позволяет человеку знакомиться с правом при помощи текста закона или иного нормативно-правового акта. Государство наделяется достаточно широкими возможностями влиять на общественное развитие, так как именно оно устанавливает и обеспечивает реализацию основной нормы. В то время понимая под правом юридические нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. В рамках данного учения фактически происходит отождествление государства и права, так как под государством некоторые представители этого учения (в частности, Г. Кельзен) понимали организацию воплощения правопорядка, а под
правом – порядок должного поведения. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен.

Марксистская теория правопонимания рассматривала право как возведенную в закон волю господствующего класса.

Право, равно как и государство, трактуется здесь как надстроечное образование по отноше-нию к экономической структуре общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно (право) оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве его классовая сущность.

Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации, а также выделение четких критериев правомерного и противоправного. Однако здесь преувеличена роль
классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рамками классового общества и жестко связана с материальными факторами. Представители марксистской теории права: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Самым распространенным на сегодняшний день является понимание права в широком (философском) и узком (узконормативном) смыслах.

В рамках узконормативного правопонимания право рассматривается как система формально определенных, общеобязательных норм, установленных и (или) санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

В понятие права здесь включаются лишь главные, основные его характеристики, с помощью которых право реализуется в реальной, повседневной жизни.

Последователи данного подхода ни в коей мере не отрицают, что право – весьма сложное явление, имеющее разнообразные связи с политикой, экономикой, культурой, иными явлениями общественной жизни. Однако, по их мнению, действительную ценность имеет то понимание права и те его аспекты, которые возможно реально использовать в регулировании общественных отношений.

Сторонники “широкого” понимания права исходят из того, что право не тождественно законодательству, какой-то определенной совокупности норм, регулирующих общественные отношения.

Широкое (философское) видение права тоже имеет определенную значимость, однако она больше направлена на постижение сущности, предназначения и смысла права, заложенных в нем начал и принципов.

По мнению В.С. Нерсесянца (Право и закон. – М., 1983 г., с. 342, 343), “право по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода”.

В понятие права помимо совокупности правовых норм включаются такие элементы, как правоотношения, правосознание, субъективное право, некоторый ряд правовых явлений.

Основными элементами права здесь признаются правовые идеи, нормы и общественные отношения.

Норма выступает в этой триаде в качестве листа бумаги для отображения идеи (пожелания).

Источником же и целью права являются общественные отношения, в которых и получают или не получают воплощение идеи, пожелания, изложенные на бумаге.

Сторонники данного подхода считают, что в основе права заложена идея справедливости как одна из наиболее гуманных и плодотворных идей в истории человечества.