Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

2.4 Право и корпоративные нормы



Общие черты норм права и норм общественных организаций состоят в том, что они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах и представляют собой системы норм.

Различие между правовыми и корпоративными нормами проявляется в том, что нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, а нормы общественных организаций принимаются ими и ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются; нормы права имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. И это непременно признается в общественных организациях.

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулиро-вания им организации и деятельности общественных объединений. Это положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст.ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), Федеральном законе “Об общественных объеди-нениях” и других нормативных правовых актах, которые определяют сферы действия корпоратив-ных норм, их гарантируемость. В частности, Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм, либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам Устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.


3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ



Для того чтобы охарактеризовать имеющиеся в юридической науке учения о праве, прежде всего, нужно рассмотреть одну из ключевых для данного вопроса категорий – категорию правопонимания.

Правопониманием в юридической науке называется научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания
всегда выступает конкретный человек: гражданин, обладающий определенным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве может совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право как явление общественной жизни, результат развития человеческой мысли и жизнедеятельности, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах переносятся на право в целом.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Все существующие в юридической науке учения о праве в своей основе формируют определенный (новый) вид правопонимания, а потому нередко называются не учениями о праве, а видами правопонимания. Существует разнообразие видов правопонимания, что связано, прежде всего, с тем, что право – одна из самых многогранных, объемных и неоднозначных категорий общественной жизни, а потому единого ее определения, которое бы удовлетворяло всех (или хотя бы большинство), не существует.

Современный уровень развития общественных наук и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные виды правопонимания на основе определенных критериев.

Так, в зависимости от отношения к праву, его судьбе, от того, положительное оно имеет значение для общества или отрицательное, выступает ли оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, право рассматривается или как часть нравственности (Шопенгауэр), или как низшая ее ступень (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты, проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.



В зависимости от решения основного вопроса философии о соотношении сознания и бытия выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права.

В зависимости от источника правообразования, государство или природа человека, различаются естественно-правовая и позитивистская теории права.

В зависимости от основы (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории правопонимания.

Существует еще множество критериев для разграничения учений о праве (концепций правопонимания) на определенные виды. Однако, рассматривая то или иное учение, для того чтобы правильно понять его суть, достоинства и недостатки, нужно учитывать ряд существенных обстоятельств. Это, во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал “исследователь”; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего право субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог, космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям –
в других.

Изучение хотя бы некоторых из существующих теорий о праве позволяет сформировать собственный взгляд на понятие права, понять его смысл и предназначение, а на основе этого – вникнуть в суть имеющих место в общественной жизни правовых явлений и процессов.



4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ



В юридической науке наибольшую известность и распространенность получили такие виды правопонимания, как психологическая, социологическая, солидаристская, социальная концепции, теория естественного права, неотомизм, юридический позитивизм, нормативизм, марксистская теория права, узконормативное и широкое (философское) правопонимание.

В рамках психологической концепции, право рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводятся здесь не через деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

Все правовые переживания подразделяются здесь на переживания позитивного (установленного государством) права и переживания интуитивного (личного) права.

Интуитивное право является подлинным (реальным) регулятором поведения, а потому должно рассматриваться как действительное право. Так, например, одной из разновидностей переживания интуитивного права считается переживание детьми своих обязанностей в игре и т.д., которое соответственно формирует “детское право” и т.п.

Данная концепция понимания права различает официальное право и неофициальное право. Официальное – это право, установленное государством и обеспечиваемое им, неофициальное – право, лишенное государственного вмешательства, но все же действующее в качестве права.

Таким образом, в психологической теории, наряду с писаными законами (установленными государством), правом признаются психологические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека. Право рассматривается как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека, а не как общественное явление, связанное с государством. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права, а на первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Психологическая концепция правопонимания имеет целый ряд положительных моментов, так как в ней обращено внимание на психологические процессы, которые являются такой же реальностью, как процессы экономические, политические, социальные и т.д., что свидетельствует о том, что нельзя издавать законы без учета психологии, нельзя применять их без учета психологических особенностей людей. В рамках психологической теории права повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. Источник прав
человека проистекает здесь не из законодательства, а из психики самого человека.

Негативными моментами данной теории является то, что вне рассмотрения остаются факторы социально-экономические, политические и ряд других, от которых тоже зависит природа права, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Учение, по существу, растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая их связь с экономикой и государством. Представителями данной теории были: Петражицкий, Фрезэр, Фрейд, Росс, Рейснер и др.

Социологическая концепция правопонимания основывается на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их развития. Под правом здесь понимаются юридические действия, юридическая практика, применение законов, правопорядок и т.д. Право выступает как реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Главное для этого направления – изучение реального порядка,
т.е. не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений.

В рамках данной теории формулируется “живое” право, прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Судья здесь не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело. Судьи “наполняют” законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Неоспоримыми достоинствами теории является то, что:

– подобное понимание права ориентирует на реализацию права, на ту его область, в которой оно обретает практическое осуществление;

– преобладает приоритет общественных отношений как содержания над правовой нормой как формы.

В рамках этой теории возможно реальное осуществление ограничения государственного вмешательства в экономику, децентрализация управления.

В то же время отсутствуют четкие критерии разграничения на правомерное и неправомерное (так как сама по себе реализация права может быть как правомерной