Файл: Физиология как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 3405

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Наиболее широко в ЦНС распространены медиаторы - амины:

Другие производные аминокислот - ГАМК, глицин, глютамин и др.

Название рецептора определено медиатором, с которым он взаимодействует:

Вегетативная нервная система работает по тем же законам, что и нервная система в целом. Морфологические и функциональные особенности вегетативной нервной системы:

Взаимодействие гормонов и парагормонов с клетками-мишенями

Сокращение мышц. При возбуждении кардиомиоцита, при значении ПМ -40 мв, открываются потенциалзависимые кальциевые каналы цитоплазматической мембраны.Это повышает уровень ионизированного кальция в цитоплазме клетки.Наличие Т-трубочек обеспечивает увеличение уровня кальция непосредственно в область концевых цистерн СПР.Это увеличение уровня ионов кальция в области концевых цистерн СПР называют триггерным, так как они (не- большие триггерные порции кальция) активируют рианоди-новые рецепторы, ассоциированные с кальциевыми каналами мембраны СПР кардиомиоцитов.Активация рианодиновых рецепторов повышает проницаемость кальциевых каналов концевых цистерн СПР. Это формирует выходящий кальциевый ток по градиенту концентрации, т.е. из СПР в цитозоль в область концевых цистерн СПР.При этом из СПР в цитозоль переходит в десятки раз больше кальция, чем приходит в кардиомиоцит из вне (в виде триггерных порций).Сокращение мышц возникает тогда, когда в районе нитей актина и миозина создается избыток ионов кальция. При этом ионы кальция начинают взаимодействовать с молекулами тропонина. Возникает тропонин- кальциевый комплекс. В результате молекула тропонина меняет свою конфигурацию, причем меняет таким образом, что тропонин сдвигает молекулу тропомиозина в желобке. Перемещение молекул тропомиозина делает доступными центры актина для головок миозина.Это создает условия для взаимодействия актина и миозина. При взаимодействии головок миозина с центрами актина на короткий момент формируются мостики.Это создает все условия для гребкового движения (мостики, наличие шарнирных участков в молекуле миозина, АТФ-азная активность головок миозина). Происходит смещение нити актина и миозина относительно друг друга. Одно гребковое движение дает смещение на 1% длины, 50 гребковых движений обеспечивают полное укорочениемышц.Процесс расслабления саркомеров достаточно сложен. Он обеспечивается удалением избытка кальция в концевые цистерны саркоплазматического ретикулума. Это активный процесс, требующий определенных затрат энергии. В мембранах цистерн саркоплазматического ретикулума имеются необходимые транспортные системы. Так представляется мышечное сокращение с позиций теории скольжения. Суть ее заключается в том, что при сокращении мышечного волокна не происходит истинного укорочения нитей актина и миозина, а происходит их скольжение относительно друг друга.Электромеханическое сопряжение. Мембрана мышечного волокна имеет вертикальные углубления, которые располагаются в районе нахождения сар-коплазматического ретикулума. Эти углубления получили название Т-системы (Т-трубочки). Возбуждение, которое возникает в мышце, осуществляется обычным путем, т.е. за счет входящего натриевого тока.Параллельно открываются кальциевые каналы. Наличие Т-систем обеспечивает увеличение концентрации кальция непосредственно около концевых цистерн СПР. Увеличение кальция в области концевых цистерн активирует рианодиновые рецепторы, что повышает проницаемость кальциевых каналов концевых цистерн СПР. Обычно концентрация кальция (Са++) в цитоплазме равна 10" г/л. При этом в районе сократительных белков (актина и миозина) концентрация кальция (Са++) становится равной ,106 г/л (т.е. возрастает в 100 раз). Это и запускает процесс сокращения.Т-системы, обеспечивающие быстрое появление кальция в области концевых цистерн саркоплазматического ретикулума, обеспечивают и электромеханическое сопряжение (т.е. связь между возбуждением и сокращением).Насосная (нагнетательная) функция сердца реализуется за счет сердечного цикла. Сердечный цикл складывается из двух процессов: сокращения (систолы) и расслабления (диастолы). Различают систолу и диастолу желудочков и предсердий. Давление в полостях сердца в различные фазы сердечного цикла (мм рт. ст.).

Регуляция слюноотделения

Сок поджелудочной железы

Тепловой обмен… Все живые организмы делятся на:Гомойотермные - теплокровные (человек и млекопитающие).Пойкилотермные - холоднокровныеОбразующаяся в организме энергия питательных веществ, превращается в тепло (тепловую энергию). Чем интенсивнее скорость обменных процессов в организме, тем больше теплообразование.Теплопродукция и теплоотдача. Баланс теплопродукции и теплоотдачи является главным условием поддержания постоянной температуры тела.Суммарная теплопродукция в организме состоит из:«первичной теплоты», выделяющейся в ходе реакций обмена веществ, постоянно протекающих во всех организмах и тканях«вторичной теплоты», образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение определенной работы. Уровень теплообразования в организме зависит от: -величины основного обмена, специфического динамического действия принимаемой пищи-мышечной активности-интенсивности метаболизмаНаибольшее количество тепла образуется в мышцах при их тоническом напряжении и сокращении -«сократительный термогенез». Является наиболее значимым механизмом дополнительного теплообразования у взрослого человека.У новорожденных, мелких млекопитающих имеется механизм теплообразования за счет возрастания общей метаболической активности и , прежде всего, высокой скорости окисления жирных кислот - «несократительный термогенез». Увеличивает уровень теплопродукции (

Теории памяти

Понятие высших психических функций (Выготский)

Система АВ0

Другие антигенны эритроцитов

Резус-фактор

Механизм внешнего дыхания

Биомеханика вдоха и выдоха

Физиология газообмена в легких

Гуморальная регуляция дыхания

Гуморальная, рефлекторная, нервная регуляция деятельности сердца

1.Общие свойства возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Особенности местного и распространяющегося

2. Современные представления о строении и функциях мембран. Активный и пассивный транспорт веществчерез

3. Электрические явления в возбудимых тканях. История и открытия. Мембранный потенциал и его происхождение.

Механизм формирования ПС связан с:

4. Современные представления о процессе возбуждения. Потенциал действия, его фазы.

5. Сравнительная характеристика местного и распространяющегося возбуждения. Изменение возбудимости клетки во

6. Механизмы раздражения клетки электрическим током. Критический уровень деполяризации мембраны клетки.

8. Механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам. Факторы, влияющие на скорость проведения

Механизмы проведения возбуждения по безмиелиновых нервным волокнам такой.

9. Нервно-мышечный синапс, его структура. Механизмы и закономерности нервно-мышечной передачи возбуждения.

Закономерности проведения возбуждения через нервно-мышечный синапс:

10. Физиологические свойства скелетных мышц. Виды и режимы сокращений. Одиночное мышечное сокращение и

В зависимости от частоты стимуляции выделяют следующие виды мышечного сокращения:

Тетанические сокращения отличается от одиночного следующими параметрами:

12. Функциональная характеристика гладких мышц.

13. Сила и работа мышц. Утомление и его особенности в целостном организме.

14. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Его свойства и функции.

Основные свойства нейронов:

15. Биологическая регуляция, ее виды и значение. Контур биологической регуляции. Роль обратной связи в регуляции

16. Саморегуляторные принципы поддержания постоянства внутренней среды организма ( гомеостаз, гомеокинез).

17-18. Возбуждение в ЦНС. Механизмы и закономерности передачи возбуждения в центральных

Особенности передачи возбуждения через центральные аксо-соматические химические синапсы.

19-21. Торможение в ЦНС (И.М. Сеченов). Его виды и роль./ Современные представления о механизмах центрального

Постсинаптическое гиперполяризацийне торможения.

Пресинаптическое деполяризации торможения.

Особенности передачи возбуждения в ЦНС:

23. Рефлекторный принципы регуляции (О.Декарт, Г.Прохаска). Его развитие в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова,

Рефлекторная дуга имеет следующие звенья:

24. Рефлекс как элементарный акт нервной регуляции. Строение рефлекторной дуги

25. Рецепторы, их классификация, структура и механизмы возбуждения. Рецепторный и генераторный потенциалы Физиология рецепторов

По расположению рецепторы подразделяют на:

По виду адекватного раздражителя, воспринимают рецепторы, их подразделяют на:

Физиологические механизмы кодирования информации в рецепторах.

26. Механизм кодирования информации в рецепторах. Адаптация рецепторов.

Анализ информации и кодирования в рецепторах связаны с их свойствами и осуществляются следующим образом:

27. Общие принципы координационной деятельности ЦНС.

28. Суммация возбуждения, торможение нейронами ЦНС. Виды суммации и их значение

В зависимости от локализации рецепторного звена и эффекторного органа рефлексы делят на висцеро-

34. Сегментарные и надсегментарные центры вегетативной нервной системы

35. Гуморальная регуляция, её отличие от нервной. Факторы гуморальной регуляции.

Факторы гуморальной регуляции:

36. Свойства гормонов. Механизмы действия гормонов на клетки организма По химической структуре гормоны делятся на:

Механизм действия на клетки жирорастворимых гормонов:

Механизм действия жирорастворимых гормонов определяет следующие их особенности:

При воздействии на клетки-мишени водорастворимых гормонов образуются внутриклеточные посредники:

Механизм действия гормонов с участием ионов Са 2+ и системы кальций-кальмодулин как внутриклеточных посредников.

Ионы Са 2+:

Активный кальмодулин:

40. Общие принципы регуляции функций организма. Взаимодействие нервной, эндокринной и иммунной систем

41. Роль спинного мозга в процессах регуляции опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организмы.

Нарушения функции мозжечка:

Классификация условных и безусловных рефлексов

- постоянство внутренней среды организма;

Современные представления о путях замыкания временных связей:

Эмоции выполнѐят две функции : сигнальную и регуляторную.

Эмоции делят на низшие и высшие.

Формула Г.И. Косицкого:

Структурное обеспечение эмоций. Эмоциогенные структуры мозга.

5.повышение норадреналина- агрессиѐ ,отрицательные стенические эмоции, 6.адреналина-трусливость, депрессиѐ.

Две сигнальные системы действительности

Типы высшей нервной деятельности

Общая характеристика восприятия

Состав крови

Нормы гематокрита

Безазотистые органические компоненты крови

Основные физико-химические константы крови:

Противосвертывающая система крови.

Виды гемоглобина

В норме гемоглобин содержится в виде нескольких соединений:

Механизм внешнего дыхания

Биомеханика вдоха и выдоха

Параметры вентиляции легких:

Легочные объемы:

Легочные емкости:

Методы исследования вентиляции легких:

Транспорт О2 и СО2 кровью:

Кислородная емкость крови, анализ кривой диссоциации:

Анализ кривой диссоциации НbО2:

^ Рефлекторная регуляция дыхания

Физиологические свойства сердечной мышцы. Современные представлениѐ о субстрате, природе и градиенте75.

составлѐящей 60 - 80 импульсов в минуту. Синусовый узел обладает наибольшим автоматизмом и его называют автоматическим центром первого порядка.

второго порядка. Центр второго порядка может вырабатывать 40 - 60 импульсов в минуту.

^ Внутрисердечные механизмы регуляции.

82. Роль сосудов в гемодинамике. Основные законы гемодинамики. Факторы, обеспечивающие движение крови по

83.Кровяное давление, его изменения по ходу сосудистой системы. Артериальное давление, его виды и методы

Капиллярный кровоток и его особенности. Микроциркуляция и ее роль в механизме обмена жидкости и

Тонус артериол и венул. Значение его изменений для гемодинамики. Сосудодвигательные нервы и их влияние на

Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы в зависимости от изменения положения тела в

Обмен веществ и энергии и методы его оценки. Виды энергических затрат. Специфически-динамическое действие

Механизмы клубочковой фильтрации. Фильтрационное давление и факторы его определяющего. Состав

Механизм поддержания почками постоянства внутренней среды организма : рН, осмотического давления,

97. Функциональная система питания и пищеварения, ее основные звенья. Сенсорное насыщение. Функции

Пищеварение в полости рта. Состав и физиологическая роль слюны. Слюноотделение, его регуляция

101. Физиологическая роль печени, участие желчи в пищеварении. Факторы стимулирующие секрецию желчи,

105. Гипофиз, его функциональные связи с гипоталамусом и участие в регуляции деятельности эндокринных органов.

106. Физиология щитовидной и околощитовидной желез

107. Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функции организма

Характеристика зрительной сенсорной системы. Рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при

Слуховая сенсорная система. Звукоулавливающие и звукопроводящие аппараты. Рецепторный отдел, механизмы

Структурно-функциональная организация вестибулярного аппарата его роль в восприятии и оценке положения

Физиологическая характеристика обонятельной сенсорной системы. Механизмы восприятия запахов

биологические ритмы и их роль в жизнедеятельности организма. Роль биоритмов в профилактике заболеваний и


смысла слова как раздражителѐ. Лябое слово имеет фонетическое /звуковое/ и семантическое/смысловое/ значение.

Фонетическое/ звуковое/ значение слова – раздражитель длѐ 1 сигнальной системы, семантическое/смысловое/

значение слова - раздражитель длѐ 11 сигнальной системы. Эта система сигнализации состоит в восприѐтии смысла

слов - слышимых, произносимых и видимых. Эта система присуща только человеку. Человек обозначает словами все то, что он воспринимает при помощи рецепторов. Слово как "сигнал сигналов" ѐвлѐетсѐ основой развитиѐ отвлеченного,

человеческого мышлениѐ. Мысль это невысказанное слово.

Втораѐ сигнальнаѐ система возникает у человека всегда на базе I сигнальной системы, проѐвлѐетсѐ в обучении человека говорить – в слово вкладываят смысл ( если многократно сочетать действиѐ натурального. раздражителѐ с

обозначением этого раздражителѐ звуковым символом -словом).

После овладениѐ определенным количеством слов (1000) – способен за счет других слов овладеть смыслом других слов, (т.е. с опред. запасом слов можно понѐть значениѐ слов, не воспринимаѐ их физический смысл через собственнуя

рецепция), (что такое атомы, электроны, вращение Земли) /абстрактное мышление/. У человека II сигнальнаѐ ситстема. всегда развита сильнее, чем I сигнальнаѐ система(70 % к 30 %).

Типы высшей нервной деятельности


Еще в античный период древности обращали внимание на индивидуальные различиѐ темперамента лядей. Гиппократ, исходѐ из учениѐ о "соках тела", делил лядей на: сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов.

И.П. Павлов в зависимости от силы, подвижности /скорость возникновениѐ и исчезновениѐ процесса возбуждениѐ и торможениѐ, быстрота смены одного процесса другим/ и уравновешенностинервных процессов делил лядей и

животных на четыре типа:

  1. Сильный, уравновешенный, подвижный /сангвиник/

  2. Сильный, неуравновешенный, подвижный /холерик/

  3. Сильный, уравновешенный, неподвижный /флегматик/

  4. Слабый /меланхолик/

В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы И.П. Павлов делил лядей на:

    1. Художественный тип - мыслит образами – преобладает чувственное /образное/ восприѐтие мира. 2.Мыслительный тип - характерно абстрактное мышление

3.Средний /смешанный/ тип – мыслительно-художественный, художественно-мыслительный тип.

Физиологические основы психической деѐтельности. Понѐтие о высших психических функциѐх, их адаптивнаѐ роль.

60.
Особенности восприѐтиѐ у человека. Функции речи. Функциональнаѐ асимметриѐ коры свѐзаннаѐ с развитием речи у

человека.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формируящиесѐ, социальные по своему происхождения, опосредствованные по психологическому строения и произвольные по способу своего осуществлениѐ. В. п. ф. — одно из основных понѐтий современной психологии, введенное в отечественнуя психологическуя науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическаѐ памѐть, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действиѐ, речь, письмо, счет, движениѐ, перцептивные процессы (процессы восприѐтиѐ)). Важнейшей характеристикой ВПФ ѐвлѐетсѐ их опосредствованность различными «психологическими орудиѐми» — знаковыми

системами, ѐвлѐящимисѐ продуктом длительного общественно-исторического развитиѐ человечества. Среди

«психологических орудий» ведущуя роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представлѐет собой наиболее универсальный способ их формированиѐ.

Структура ВПФ

Длѐ Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строитсѐ сознание. Знак играет важнуя роль в структуре ВПФ. Он становитсѐ средством опосредованиѐ между одним актом деѐтельности человека и другим (например, длѐ того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодированиѐ информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строениѐ высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ

представлѐет собой систему, имеящуя иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не ѐвлѐетсѐ статичным образованием, на протѐжении жизни человека она менѐетсѐ как теми частѐми, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ (специфика)

произвольность (человек сам управлѐет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ ѐвлѐятсѐ по способу осуществлениѐ. Благодарѐ опосредованности, человек способен осознавать свои функции и

осуществлѐть деѐтельность в определенном направлении, предвосхищаѐ возможный результат

, анализируѐ свой опыт, корректируѐ поведение и деѐтельность.осознанность ВПФ;

опосредованность (используятсѐ средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционированиѐ. Развитие способности к символической деѐтельности и овладение знаком ѐвлѐетсѐ основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы ѐвлениѐ (например, иероглиф как единство слова и образа) определѐят смысловуя перспективу постижениѐ сущности на уровне единства абстрагированиѐ и

конкретизации.социальность по происхождения. ВПФ определѐетсѐ их происхождением. Они могут развиватьсѐ только в процессе взаимодействиѐ лядей друг с другом.

Развитие ВПФ

Законы формирования. Выготским были выделены законы формированиѐ ВПФ:

  1. 1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиѐми и знаками) формам поведениѐ. Его можно назвать "законом опосредствованиѐ".

  2. 2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведениѐ (средства социальной формы поведениѐ в процессе развитиѐ становѐтсѐ средствами индивидуальной формы поведениѐ).

  3. 3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращиваниѐ". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взглѐд,

допустимо считать продолжением данного рѐда.

  1. 4. "Общий закон развитиѐ состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникаят поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознаниѐ и овладениѐ".

Пример. В качестве примера формированиѐ ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развитиѐ указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегосѐ хватательного движениѐ ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести

значение указательного жеста, если будет соответствуящим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становитсѐ опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взѐть это", которое быстро усваиваетсѐ ребенком; последний начинает использовать его как длѐ


целей коммуникации с близкими взрослыми, так и длѐ практических целей овладениѐ желаемым объектом, который он не может достать самостоѐтельно. Делаѐ это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "длѐ-других" может быть

сознательноиспользован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществлѐет контроль над своим собственным поведением; например (моѐ интерпретациѐ смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), длѐ выделениѐ

определенного фрагмента картины и концентрации вниманиѐ на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает

посредством указательного пальца (или предмета, его заменѐящего), есть особый акт, осуществлѐемый с целья не дать внимания расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "длѐ-себѐ" или, точнее говорѐ, длѐ ребенка, который использует его и в то же времѐ знает, что он его использует.

Общая характеристика восприятия


Восприятием (перцепцией) называетсѐ отражение в сознании человека предметов или ѐвлений в совокупности их

свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприѐтиѐ происходит упорѐдочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: свѐзи, образуемые в пределах одного анализатора, и

межанализаторные свѐзи. Первый случай наблядаетсѐ при воздействии на организм комплексного раздражителѐ одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодиѐ, представлѐящаѐ собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействуящих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные свѐзи образуятсѐ не только на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших

полушарий происходит процесс интегрированиѐ, сложный синтез.

Все речевые анализаторы закладыватьсѐ в обоих полушариѐх, но развиватьсѐ только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа. Эта зона состоит из 3-х отделов.

Речедвигательный центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин (поле 44) — это двигательный центр мышц ѐзыка. При поражении моторного центра речи развиваетсѐ моторнаѐафазиѐ — в этом случае человек понимает речь, но сам, увы, говорить не может.

Сенсорный центр Вернике — расположен в височной зоне в задних отделах верхней височной извилины (полѐ 22, 37, 42 левого полушариѐ) — свѐзан с восприѐтием устной речи. Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой. При поражении возникает сенсорнаѐ афазиѐ — человек не воспринимает устнуя