Файл: Учебное пособие удк 65. 015 Ббк 60. 82 И 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 622

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Рисунок 1 – «Круг правил» самоменеджмента Л. Зайверта

М (мизинец): Мысли, знания, информация.

Б (безымянный): Близость к цели.

С (средний): Состояние.

У (указательный): Услуга, помощь, сотрудничество.

Б (большой): Бодрость.

Рисунок 2 – Метод «5 пальцев» Л. Зайверта

Модель качеств современного менеджера.

Самодисциплина.

Самоорганизация личного здоровья.

Эмоционально-волевой потенциал.

Самоконтроль своей жизнедеятельности.

Таблица 1 – Модель качеств современного менеджмента.

1.3 Практическое значение самоменеджмента.

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практические задания.

Алгоритм выполнения.

ТЕМА 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

2.1 Понятие «цель». Значение постановки целей.

Амбициозные цели:

В какие периоды жизни важно прояснять цели?

Шаг: установление временных границ.

Технология поиска жизненных целей Л. Зайверта: ступени.

Рисунок 3 – «Кривая» жизни по Л. Зайверту

целей.

Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

Рисунок 4 – Личные желания профессиональные цели

Таблица 3 - Инвентаризация целей

Ситуационный анализ личных и профессиональных

Таблица 4 – Направляющие вопросы для ситуационного анализа по сферам деятельности 10

Таблица 5 – Баланс личных успехов и неудач

Таблица 6 – «Срез» способностей: сильные и слабые стороны

Таблица 7 – Анализ «цель – средства»

Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели

Технология поиска жизненных целей: креативная стратегия Уолта Диснея.

Технология поиска жизненных целей: модель ОПОРа.

Технология поиска жизненных целей: модель "Декартовы координаты".

Рисунок 7 – Модель Декартовы координаты

Технология поиска жизненных целей: "сортировка мира"

Технология поиска жизненных целей: модель «хорошо сформулированный результат».

Технология поиска жизненных целей: "SCORE".

SMART

Таблица 8 – Соотношение типично сформулированной цели и цели по SMART

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практические задания.

ТЕМА 3. РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Рисунок 9 – Сравнение позиции эссенциалиста и неэссенциалиста [17]

Понятие «рабочее время» и его организация.

Значение ограничения законом рабочего времени:

Основные принципы и инструменты управления временем

Основные принципы управления временем:

Диаграмма Гантта.

Рисунок 10 – Диаграмма Гантта

Матрица Эйзенхауэра.

Рисунок 11 – Матрица Эйзенхауэра

Расстановка приоритетов по принципу Парето.

Алгоритм работы по принципу Парето:

Метод интеллект-карт.

Рисунок 12 – Пример интеллект-карты Т. Бьюзена

Принцип структурирования.

Рисунок 13 – Техника «съесть слона»

Техника «поедание лягушек».

Принцип фиксации.

Метод помидора.

Алгоритм работы по методу помидора:

Метод КанбÐ1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39

Рисунок 14 – Канбан-доска

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практические задания:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Тема 2. Правила эффективного взаимодействия в служебной деятельности.

Пример тестового задания:

Упражнения.

Таблица 9 – Карточка ежедневного учета времени А. Гастева

Рисунок 15 – Карточка времени (хронокарта) Гастева

Для этого надо:

Таблица 10 – Пример диаграммы Гантта

Составить проект дня по методу Альпы.

С чего начать планирование по методу «Альпы»?

Сколько времени нужно резервировать «про запас»?

Чем завершается планирование по методу «Альпы»?

Таблица 11 – Проект дня по методу Альпы

Рисунок 16 – Структура пирамиды Б. Франклина.

Для этого:

Таблица 12 – Основные «пожиратели времени» [8]

Таблица 13 – Расстановка «пожирателей времени»

Рисунок 17 – Пример диаграммы Парето для определения «пожирателей времени».

Тема 4. Управление ресурсом активности и работоспособности.

Упражнения.

Таблица 14 – Матрица Эйзенхаура

Таблица 15 - SMART цель

Упражнения.

Тема 6. Управление карьерой.

Рисунок 19 – Икигай

Таблица 16 – Чек-лист «Найти свой Икигай»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, БАЗ ДАННЫХ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:




Самоменеджмент


Учебное пособие

УДК 65.015

ББК 60.82

И 21
Иванова, О. Э. Самоменеджмент: учебное пособие/ О. Э. Иванова, П. Г. Рябчук. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. 121 с. ISBN 978-5-93162-677-2. Текст:

непосредственный.

В учебном пособии раскрыты актуальные вопросы теории и практики самоменеджмента: сущность и значение самоменеджмента, постановка эффективных целей, расстановка приоритетов и управление временем.

Предложены практические рекомендации по применению инструментов самоменеджмента. Особое внимание в учебном пособии уделено целеполаганию как важнейшей составляющей самоменеджмента.

Настоящее издание разработано для студентов, магистрантов, слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Учебное пособие актуально для тех, кто заинтересован в повышении личной эффективности.

Рецензенты: О. В. Зубкова докт. экон. н., профессор.

Д. Н. Корнеев, канд. пед. н., доц.
ISBN 978-5-93162-677-2.

© О. Э. Иванова, П. Г. Рябчук, 2022

© Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Тема 1. Место самоменеджмента в общей теории управления. 8

    1. Сущность, функции и составные части самоменеджмента 8

    2. Модель качеств современного менеджер 14

    3. Практическое значение самоменеджмента 31

Вопросы на закрепление материала по теме и практические

задания 32

Тема 2. Целеполагание в
самоменеджменте 35

2.1 Понятие «цель». Значение постановки целей 35

    1. Технология поиска жизненных целей 39

    2. Постановка эффективных целей 64

Вопросы на закрепление материала по теме и практические

задания 65

Тема 3. Расстановка приоритетов и управление временем 67

    1. Расстановка приоритетов и управление временем как

задачи самоменеджмента 67

    1. Понятие «рабочее время» и его организация 72

    2. Основные принципы и инструменты управления временем

…………………………………………………………………….……………………………….75

Вопросы на закрепление материала по теме и практические задания 91

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 92

Заключение 114

Рекомендуемый список литературы, баз данных и ресурсов

Интернет 116



ВВЕДЕНИЕ



Самоменеджмент – относительно новая учебная дисциплина о целостном управлении личностными ресурсами в целях повышения эффективности жизни современного делового человека, достижении личных и профессиональных целей.

Самоменеджмент область знаний и учебная дисциплина о профессиональном управлении на уровне отдельной личности как в обычной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Уникальность самоменеджмента в том, что одновременно в роли субъекта и объекта управления выступает личность (персона, человек).

В определении сущности «самоменеджмента», исходя из слагаемых данного понятия, следует учитывать два аспекта.

«Менеджмент» как общее (родовое) понятие выражает существенные признаки термина. Как поиск оптимального варианта выполнения любой деятельности, персональный менеджмент уходит корнями в начало XX века в школу научной организации труда (НОТ) (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Джильбрет, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. К. Гастев), главной проблемой которой выступало рациональное использование времени. Впоследствии идеи менеджмента стали применяться к человеку не только по отношению к управлению личным временем, но и к управлению карьерой, к личной самоорганизации и технике личной работы то есть в целом к грамотному управлению собой [24].

Вторым слагаемым «самоменеджмента» является подчиненное «самость», которое конкретизирует направленность применения
менеджмента по отношению к самому человеку как к объекту управления.

Таким образом, самоменеджмент направлен на эффективное управление (временем, карьерой, собственными возможностями, самоорганизацией и иными ресурсами) на уровне личности как высшей ценности, проявляющейся в коммуникации с другими, в процессе труда.

Сегодня самоменеджмент –востребованная область знаний и компетенций современного профессионала. Согласно классификации навыков, основанной на контент-модели O*NET – сети профессиональной информации, компетенции в сфере самоменеджмента являются составной частью навыков решения сложных проблем (комплексное решение проблем), навыков управления ресурсами (управление финансовыми ресурсами, тайм-менеджмент), навыков мыслительного процесса (разработка целей и стратегии, принятие решений и решение проблем, организация, планирование и определение приоритетов работы, планирование работы и действий, креативное мышление), навыков адаптивности / гибкости, самоконтроля, стрессоустойчивости [32].

Цель и задачи самоменеджмента как учебной дисциплины.

Целями изучения дисциплины являются формирование у студентов представлений о самоменеджменте как основе эффективного управления собой и другими, как условие личного и профессионального успеха; овладение студентами способами эффективного управления собой; формирование мотивации личного и профессионального успеха.

Задачи дисциплины:

  1. изучить содержание основных функций самоменеджмента; принципы организации собственной эффективности;

  2. изучить методы, принципы и приемы организации и управления своим временем;

  3. познакомить студентов с основными способами решения проблем дефицита времени;

  4. выработать практические навыки по управлению ресурсом активности и работоспособности;

  5. выработать практические навыки по проведению инвентаризации собственных возможностей, внутренних сильных, слабых сторон, внешних угроз, возможностей выработать практические навыки по конструированию собственного имиджа и позиционированию собственной успешности в профессиональной среде;

  6. выработать навыки функционального моделирования рабочего пространства;

  7. выработать навыки рационально организовывать коммуникативные события в сфере профессионально- личностных компетенций;

  8. выработать навыки аналитического мышления, способности грамотного и логичного оформления результатов собственного интеллектуального труда.


В процессе освоения курса «Самоменеджмент» студент должен приобрести компетенцию ПК-1: владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры.

В данном пособии представлен теоретический и практический материал по темам, методические рекомендации по организации самостоятельной работы, библиографический список, включающий перечень печатных и электронных ресурсов, которые использовались для разработки настоящего издания, а также перечень источников, баз данных и ресурсов Интернет/

ТЕМА 1. МЕСТО САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ОБЩЕЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ




    1. Сущность, функции и составные части самоменеджмента.


Питер Друкер в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» отмечает, что одной из центральных задач нового времени становится решение проблемы повышения эффективности управления на уровне отдельного человека, то есть самоменеджмент.

Сегодня, когда границы между личным и рабочим временем стали предельно размытыми, человеку, чтобы не выгореть раньше времени, важно быстро схватить суть ситуации и расставить приоритеты:

  • Как управлять собой, используя современные знания менеджмента?

  • Что для меня ценно, имеет значение?

  • Совместимы ли мои ценности с ценностями организации, в которой я работаю?

  • В чем мои сильные стороны, и как я могу их использовать?

  • Как я работаю и благодаря чему добиваюсь результатов?

  • Как я лучше воспринимаю информацию: читая / просматривая или слушая?

  • Как мне лучше работать: в одиночку или с другими людьми? И в каком качестве: подчиненным, руководителем или в команде на равных с другими?

  • Свойственно ли мне самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, или мне нужен советчик?