Файл: Учебное пособие удк 65. 015 Ббк 60. 82 И 21.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Рисунок 1 – «Круг правил» самоменеджмента Л. Зайверта

М (мизинец): Мысли, знания, информация.

Б (безымянный): Близость к цели.

С (средний): Состояние.

У (указательный): Услуга, помощь, сотрудничество.

Б (большой): Бодрость.

Рисунок 2 – Метод «5 пальцев» Л. Зайверта

Модель качеств современного менеджера.

Самодисциплина.

Самоорганизация личного здоровья.

Эмоционально-волевой потенциал.

Самоконтроль своей жизнедеятельности.

Таблица 1 – Модель качеств современного менеджмента.

1.3 Практическое значение самоменеджмента.

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практические задания.

Алгоритм выполнения.

ТЕМА 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

2.1 Понятие «цель». Значение постановки целей.

Амбициозные цели:

В какие периоды жизни важно прояснять цели?

Шаг: установление временных границ.

Технология поиска жизненных целей Л. Зайверта: ступени.

Рисунок 3 – «Кривая» жизни по Л. Зайверту

целей.

Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.

Рисунок 4 – Личные желания профессиональные цели

Таблица 3 - Инвентаризация целей

Ситуационный анализ личных и профессиональных

Таблица 4 – Направляющие вопросы для ситуационного анализа по сферам деятельности 10

Таблица 5 – Баланс личных успехов и неудач

Таблица 6 – «Срез» способностей: сильные и слабые стороны

Таблица 7 – Анализ «цель – средства»

Технология поиска жизненных целей: способы постановки цели

Технология поиска жизненных целей: креативная стратегия Уолта Диснея.

Технология поиска жизненных целей: модель ОПОРа.

Технология поиска жизненных целей: модель "Декартовы координаты".

Рисунок 7 – Модель Декартовы координаты

Технология поиска жизненных целей: "сортировка мира"

Технология поиска жизненных целей: модель «хорошо сформулированный результат».

Технология поиска жизненных целей: "SCORE".

SMART

Таблица 8 – Соотношение типично сформулированной цели и цели по SMART

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практические задания.

ТЕМА 3. РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Рисунок 9 – Сравнение позиции эссенциалиста и неэссенциалиста [17]

Понятие «рабочее время» и его организация.

Значение ограничения законом рабочего времени:

Основные принципы и инструменты управления временем

Основные принципы управления временем:

Диаграмма Гантта.

Рисунок 10 – Диаграмма Гантта

Матрица Эйзенхауэра.

Рисунок 11 – Матрица Эйзенхауэра

Расстановка приоритетов по принципу Парето.

Алгоритм работы по принципу Парето:

Метод интеллект-карт.

Рисунок 12 – Пример интеллект-карты Т. Бьюзена

Принцип структурирования.

Рисунок 13 – Техника «съесть слона»

Техника «поедание лягушек».

Принцип фиксации.

Метод помидора.

Алгоритм работы по методу помидора:

Метод КанбÐ1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39

Рисунок 14 – Канбан-доска

ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Практические задания:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Тема 2. Правила эффективного взаимодействия в служебной деятельности.

Пример тестового задания:

Упражнения.

Таблица 9 – Карточка ежедневного учета времени А. Гастева

Рисунок 15 – Карточка времени (хронокарта) Гастева

Для этого надо:

Таблица 10 – Пример диаграммы Гантта

Составить проект дня по методу Альпы.

С чего начать планирование по методу «Альпы»?

Сколько времени нужно резервировать «про запас»?

Чем завершается планирование по методу «Альпы»?

Таблица 11 – Проект дня по методу Альпы

Рисунок 16 – Структура пирамиды Б. Франклина.

Для этого:

Таблица 12 – Основные «пожиратели времени» [8]

Таблица 13 – Расстановка «пожирателей времени»

Рисунок 17 – Пример диаграммы Парето для определения «пожирателей времени».

Тема 4. Управление ресурсом активности и работоспособности.

Упражнения.

Таблица 14 – Матрица Эйзенхаура

Таблица 15 - SMART цель

Упражнения.

Тема 6. Управление карьерой.

Рисунок 19 – Икигай

Таблица 16 – Чек-лист «Найти свой Икигай»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, БАЗ ДАННЫХ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

а некомпетентным. Необходимо уметь расставлять приоритеты.

Данному принципу соответствуют следующие инструменты:

    • матрица Эйзенхауэра,

    • принцип Парето.



Матрица Эйзенхауэра.


Один из инструментов расстановки приоритетов является матрица Эйзенхауэра, по имени 34-го президента США (1953-1961 гг.).

Матрица Эйзенхауэра это метод тайм-менеджмента по расстановке приоритетов: сделать важное и не тратить время на ненужное.

Матрицу Эйзенхауэра еще называют матрицей АВСD благодаря бестселлеру Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей» [12].

Матрица Эйзенхауэра предполагает оценку задач и их распределение задач по 4-ём квадрантам по критериям важности и срочности.



Рисунок 11 Матрица Эйзенхауэра



Прежде чем заполнять матрицу, в течение нескольких дней надо отследить: какие задачи вы выполняете и сколько времени они отнимают.

Понаблюдав за собой, положите перед собой список дел и к каждому задайте три вопроса:

  1. Была ли задача для меня срочной?

  2. Была ли она для меня важной?

  3. Я единственный, кто мог это сделать?

Ключевое значение: «для меня». Оценка и распределение задач должны быть основаны на результатах, которые нужны вам, а не вашим близким или коллегам.

Когда распределите задачи по блокам, посмотрите, в каком квадрате их больше всего. Последовательно разбирайтесь с каждым квадратом.

В будущем старайтесь оставлять в одном квадрате не больше 8 задач, причем личные и рабочие задачи считаются вместе. А перед тем как добавлять новое дело, завершите одно из списка.

При заполнении не надо перегружать 1-ый и 2-ой квадранты. Общее количество дел в 1-ом и 2-ом квадрантах должно быть не больше 60 %, иначе – вы рискуете получить выгорание, поскольку это самые сложные дела.

Задачи с жесткими дед-лайнами (1 квадрант: завершить проект, доработать отчет) – придется выполнить самому. Здесь важно не перегрузить себя, поскольку работа в квадранте 1 – режим аврала.

Если таких задач большинство возможно, у вас проблемы. Задачи в этом квадрате неизбежны, ведь ситуации и события, которыми нельзя управлять, будут происходить всегда. Но

если фокусироваться только на срочных и важных делах, можно «заработать» хронический стресс, эмоциональное выгорание и ощущение потери контроля над жизнью. Это приведет к «внутренней миграции» — делам из четвертого квадрата.

Старайтесь оставить здесь как можно меньше дел. Разработайте план по достижению актуальных целей. Поставьте дедлайны, составьте расписание. Проверьте в конце недели, что вы успели сделать, какие результаты получились и что будете делать на следующей неделе. Если срочные и важные задачи приходят извне, подумайте, как это предотвратить. Например, поговорите с начальством, коллегами или клиентом о перераспределении нагрузки или поменяйте рабочий план.

Задачи без крайних сроков (квадрант 2) можно поставить в план.

Занятия в тренажерном зале, нетворкинг-сессия, изучение языков, учеба на образовательных курсах – это задачи, связанные не с решением проблем, а с личным ростом. Эти дела помогают двигаться к долгосрочным целям с самыми ценными результатами. У них может не быть дедлайна или конечного срока, поэтому часто мы заменяем несрочные важные дела задачами из списка срочных. Если таких задач большинство вы расходуете свои ресурсы на то, что считаете

важным. Уровень стресса снижается, вы почувствуете себя еще лучше, когда увидите первые результаты
своих инвестиций. Такую ситуацию следует поддерживать и сохранять как можно дольше.

Рутинные дела (квадрант 3: посты в блог, рассылка для коллег) лучше делегировать.

Стивен Кови советует делегировать такие задачи: службам доставки, личным ассистентам, клининговой службе, подрядчикам. Важно при этом грамотно делегировать задачи, чтобы не растерять уважение сотрудников, избегая при этом проявлений авторитаризма. Если делегирование невозможно — снизить их влияние на расписание. Например, выключать уведомления мессенджеров, ясно обозначать другим, сколько вам нужно времени на задачу, и говорить «нет», если таких дел становится слишком много. Еще один способ — заниматься задачами третьего квадрата, когда в первом и втором уже ничего нет.

Бесполезные дела (квадрант 4: залипание в социальных сетях, скроллинг) или пожиратели времени (хронофаги) лучше удалить и забыть. Они только отнимают время невозвратный ресурс.

Если таких задач большинство – вы можете застрять в рутине. Из-за этого появится стресс и ощущение эскапизма, бегства от проблем. Необходимо фиксировать время, чтобы определить главных «убийц времени». Когда их найдете, подумайте, чем их заменить или ограничить.


Расстановка приоритетов по принципу Парето.


Принцип расстановки приоритетов назван в честь Вильфредо Парето – инженера, экономиста, социолога (Италия, 1848-1923). Название принципа ввел американский специалист в области качества Джозеф Джуран (1941 г.).


Принцип Парето принцип дисбаланса, согласно которому 20 % усилий приносят 80 % результата.

Алгоритм работы по принципу Парето:


  1. составить список дел за день,

  2. проанализировать и оценить: какие дела наиболее эффективны то есть и составляют эти 20 %,

  3. вычеркнуть бесполезные дела,

  4. запланировать следующий день с учетом 20/80.



Метод интеллект-карт.


Метод интеллект-карт ввел британский психолог Тони Бьюзен в середине 1960-х годов. Изучая человеческий мозг, он обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам

Интеллект-карта (майндмэппинг, карта мыслей) аналитический инструмент структурирования проблемы и визуализации идей в форме диаграммы связей (древовидной схемы).
Метод интеллект-карты позволяет разложить информацию «по полочкам», визуализировав основные идеи и взаимосвязь между ними. Это повышает эффективность восприятия и делает