Файл: Каше Г.А. Подготовка к школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.11.2024

Просмотров: 759

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие методические указания Формирование произношения

Обучение грамоте

Формирование грамматически правильной речи

Развитие словаря.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Организация работы в специальных группах

Обследование

План работы

Распорядок дня

Обучение на занятиях

Первый период обучения

Первая неделя обучения

V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.

VI. Знакомство с буквой у.

Второе занятие на звук у.

Тема занятия: звуки а и у.

I. Организация детей.

II. Повторение звуков и букв а и у.

III. Выделение начального гласного из слова.

Вторая неделя обучения

Занятие на звук и.

Занятие на звуки уаи

Занятие на звуки п и п’.

Занятие на звук э

Третья неделя обучения

Тема занятия: звук и буква т.

I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).

II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.

III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.

IV. Составление рассказа по демонстрации.

Второе занятие на звук т

Занятие на звуки к и к’

Четвертая неделя обучения

Занятие на звуки м, м’ и букву м

Тема занятия: звук л’.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука л’.

III. Сравнение звуков л и л’.

IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.

V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: гласные звуки.

I. Повторение звуков у, а, и, э.

II. Узнавание гласных в середине слова.

III. Чтение обратных слогов по таблице.

VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).

VII. Знакомство с буквой о.

VIII. Подведение итогов занятия.

Занятие на звуки х и х’

Тема занятия: дифференциация звуков к и х.

I. Повторение пройденного.

II. Сравнение звуков к и х.

III. Упражнение в различении и произнесении слогов со звуками к и х в твердом и мягком звучании (проводится как игра «Кто самый внимательный» или как соревнование команд).

IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.

V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.

VI. Физкультминутка.

VII. Упражнения с фишками, буквами разрезной азбуки, чтение, письмо, диктанты слогов (по усмотрению логопеда).

VIII. Подведение итогов занятия.

Шестая неделя обучения

Тема занятия: звук йот.

I. Повторение гласных а, о, у, выделение гласных из середины слова (проводится одно из описанных выше упражнений).

II. Произнесение по картинкам слов со звуком йот: май, майка, яма, кофейник, линейка, клей, лилия, юбка, маяк и др.

III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.

IV. Физкультминутка.

V. Анализ и синтез прямого слога.

VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.

Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.

VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.

Тема занятия: звук ы.

I. Постановка цели занятия.

II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.

III. Выделение звука ы из состава слова.

IV. В форме игры в «загадки» проводится упражнение, направленное одновременно на различение окончаний существительных единственного и множественного числа и выделение гласного из конца слова.

V. Произнесение предложений.

IV. Произнесение слов со звуками ы и и.

V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.

VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.

VII. Подведение итогов занятия.

Седьмая неделя обучения

Тема занятия: мягкие звуки.

I. Организационный момент.

II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.

III. Обозначение мягких согласных синим цветом.

IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.

V. Выкладывание из синих и красных фишек прямых слогов и их преобразование. Тема занятия: звук и буква и (повторно).

Звуки с и с’

Тема занятия: звук с.

VIII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук и буква с.

I. Постановка цели занятия.

II. Произнесение звука с.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

VIII. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)

Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.

Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Обучение грамоте

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

Тема занятия: звук с.

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

II. Деление слов на слоги.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Тема занятия: звуки с и с’.

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

V. Анализ слов типа зубы.

VI. Согласование прилагательных с существительными.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ Звук с

Звук c'

Звук з и з’

Звуки с, с’ и з, з’

Буквы с, с’ и з, з’

Звуки с и с’

Звуки с, с’ и з, з’

Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков п и б.

I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.

II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.

III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.

IV. Анализ двусложных и односложных слов.

V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

VI. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: звук т’.

V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.

VI Заучивание рассказа.

Звуки д, д’, г, г’

Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия.

III. Сравнение звука т’ со звуком д’.

IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.

VI. Анализ и синтез слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков т’, б, б’, д, д’, г, г’

Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)

Тема занятия: звук ш.

VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.

VII. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш

II. Проведение игры по типу «Телефон».

III. Подбор слов по данной схеме.

IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.

IV. Произнесение слоговых сочетаний.

V. Распространение предложений с помощью вопросов.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при дифференциации звуков с – ш

Пушок и Машка

Тема занятия: звук л.

V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Буква л

Звуки л и л’

Звуки л, л’, ш, ж

Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж

Тема занятия: дифференциация ж и з.

VII. Подведение итогов занятия.

Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.

I.Постановка цели.

II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».

III. Упражнение в правильном произношении и употреблении прилагательных железный (-ая), пластмассовый (-ая), снежный (-ая), бумажный (-ая), стеклянный (-ая).

IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.

V. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж

Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’

Тема занятия: звуки р и р’.

V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.

V. Согласование прилагательных с существительными.

VI. Подведение итогов занятия.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков р и р’

Занятия по обучению грамоте

Звук и буква н

Буква я

I. Сравнение мягких звуков с твердыми.

II. Буква я после согласных.

III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.

IV. Устные упражнения.

V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.

VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.

VII. Упражнения в преобразовании слов.

VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).

Звук и буква з

Звук и буква х

Звук и буква б

I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.

II. С целью закрепления навыка анализа и чтения прямых слогов и слов типа сгс и сгсг детям может быть предложено выполнить следующие упражнения.

III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.

Звук и буква в

Звук и буква д

Звук и буква э

Звук и буква г

Звук и буква ш

Буква е

Звук и буква л

Звук и буква ж

Буква ë

Звук и буква р

Звук и буква й

Примерный план занятий, по произношению и грамоте во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль)

Третий период обучения

Формирование произношения и развитие речи.

Грамота.

Развитие речи.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Тема занятия: звук ч.

I. Чтение (по усмотрению логопеда).

II. Повторение артикуляции звука ч.

III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.

V. Заучивание рассказа «Очки».

VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.

Звук ц. Дифференциация ц – с

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков ц, ч, щ

Звуки ч, щ

Звуки ч, щ, с’, с, т’, ш

Занятия по обучению грамоте Буква ь

Звук и буква ч

Буква ю

Звук и буква ц

Звук и буква ф

Звук и буква щ

Ь разделительный

Ъ разделительный

Послебукварный период обучения

Занятия по развитию речи

Развитие словаря.

Тема занятия: образование слов с помощью приставок.

I. Произнесение звука йот в условиях стечения.

II. Подбор глаголов с основой ехать.

III. Добавление в предложение пропущенного глагола.

IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.

V. Составление предложений с данным словом при помощи картинок (на наборном полотне выставлены восемь – десять картинок).

VI. Закрепление знаний.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

V. Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением в связной речи:

VI. Итог занятия.

Развитие грамматического строя речи.

Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.

Примерный план занятий, по произношению и грамоте в третьем периоде обучения (март, апрель, май, июнь)

Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи

Три раза в неделю фронтальные занятия; подгрупповые и индивидуальные ежедневно.

Как и в первом периоде обучения, основная работа по исправлению или уточнению произношения отдельных звуков и их дифференциации осуществляется на подгрупповых или индивидуальных занятиях. Подготавливая детей к участию во фронтальных занятиях, логопед в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков или уточнения имеющихся отрабатывает с ними произношение отдельных слогов, слов различного слогового состава, предложений. При этом он уделяет большое внимание технике произношения и одновременно развивает у детей фонематическое восприятие, внимание, слуховую память. По возможности детям предлагаются лексические и грамматические упражнения. В течение второго периода обучения логопед затрачивает все меньше времени на постановку звуков – к концу этого периода она должна быть закончена (за исключением тех детей, у которых имеются грубые нарушения строения или моторики артикуляционного аппарата).

На фронтальных занятиях систематизируются и закрепляются все полученные детьми навыки на усложненном речевом материале. В связи с выделением специальных занятий на обучение грамоте и постепенным расширением фонда усвоенных детьми звуков, план занятий по произношению несколько изменяется по сравнению с первым периодом обучения. В начале занятия, как правило, отводится несколько минут на упражнения в чтении. Затем планируются упражнения, цель которых закрепление правильного произношения изучаемого звука, его характеристика: гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой (только по отношению к звукам, парным по глухости-звонкости); по мере надобности включаются те или иные слоговые упражнения.

Что касается упражнений в правильном произношении отдельных слов, то они сочетаются, как с развитием внимания, памяти, фонематического восприятия, анализа звукового состава слова (например, запомнить и правильно повторить ряд воспринятых на слух слов, выделить из ряда слов слово с определенным звуком, найти среди трех-четырех слов слово с данным звуком, произвести анализ какого-либо слова и т.д.), так и с развитием словаря и усвоением тех или иных грамматических форм слов (например, логопед произносит то или иное слово в начальной форме, детям предлагается произнести его в уменьшительной форме, в именительном или родительном падеже множественного числа; в других случаях детям предлагается составить слово из двух данных, образовать новые слова путем присоединения приставки или суффикса и т.д.).


Закрепление умения правильно и четко произносить предложения также постоянно сочетается с постановкой какой-либо второй задачи. В одних случаях это развитие слухового внимания и памяти (например, детям предлагается запомнить ряд предложений, затем точно их воспроизвести с помощью вопросов или отдельных слов); в других – умения ответить на вопрос простым распространенным или сложным предложением, самостоятельно составить предложение из данных слов, дополнить предложение недостающим словом, использовать в предложениях определенные слова или словосочетания и т.д.

В занятия постоянно включается заучивание текстов.


Обучение грамоте

Фронтальные занятия – два-три раза в неделю, подгрупповые – по мере надобности (СНОСКА: Описание занятий по грамоте дано ниже (см. с. 142).

Обучение грамоте проводится в строгом соответствии с произносительными возможностями детей. Чаще всего вслед за первым занятием на тот или иной звук планируется занятие по обучению грамоте, на котором дети знакомятся с соответствующим графическим знаком (см. план на с. 169). Таким образом, в течение ряда занятий идет закрепление усваиваемых звуко-буквенных связей. Из упражнений временно исключаются буквы, обозначающие звуки, близкие по артикуляции или звучанию к изучаемым. Так, при закреплении правильного произношения звука з и усвоения буквы з из упражнений временно исключается буква с; при усвоении звука и буквы б исключается буква п и т.д. Это делается для того, чтобы не спровоцировать смешения при письме и чтении букв, обозначающих близкие звуки. По отношению к некоторым буквам не существует такого единства во времени с изучением звука. Так, звуки йот, х, э усваиваются детьми задолго до знакомства с буквами х, э, я, е, ë, ю. Из числа согласных – это буквы н, в. Звуки н и в рано включаются в различные устные упражнения. На эти звуки не планируется специальных занятий по произношению – звуковые упражнения в этих случаях проводятся на занятиях по грамоте.

Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’

В начале второго периода обучения (9 – 12-я недели обучения) завершается усвоение детьми звука с. Затем усваивается произношение звуков с’, з, з’. Напомним, что постановка этих звуков и закрепление их на материале слогов, слов, предложений, текстов проводится в первом периоде обучения во время индивидуальных занятий. Тогда же дети учатся различать эти звуки по глухости-звонкости (с – з, с’ – з’) и по твердости-мягкости (с – с’, з – з’).

Напомним также, что на каждом занятии несколько минут дети упражняются в чтении.

Приведем примерный план одного из проводимых во втором периоде занятий.

Тема занятия: звук с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с; деление слов на слоги; образование множественного числа существительных; составление предложений из слов.

Примерный ход занятия

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

Логопед предлагает детям назвать ряд картинок (выставлены на наборном полотне), в названия которых входит звук с. Сначала они должны сказать про один предмет, а потом про много предметов. Дети выполняют задание.


II. Деление слов на слоги.

1. На наборном полотне выставляются две картинки, соответствующие трехсложному и двусложному словам, например: самолет, косы.

По просьбе логопеда дети хором называют первую картинку.

Логопед говорит: «Теперь послушайте, как я скажу, это слово». Он произносит слово по слогам, сопровождая проговаривание хлопками.

Внимание детей обращается на то, что слово можно произнести по частям. Части слова называются слогами. В слове самолет три части, или три слога. Слово по слогам произносится отдельными детьми или хором с отхлопыванием количества слогов.

Также произносится и отхлопывается число слогов в слове косы. Внимание детей обращается на то, что в этом слове две части.

2. На наборном полотне выставляются две новые картинки, на которых изображены, например, самокат и лиса. На этот раз логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумал логопед, подсчитав количество сделанных им хлопков.

Логопед отхлопывает одно из слов, например: ли-са.

После того как дети скажут, какое слово было задумано, логопед обращается к ним с вопросом: «Как вы догадались, что было задумано слово лиса?» Дети отвечают: «Вы хлопнули два раза: в слове ли-са две части».

Картинки меняются. На этот раз, если у детей не встретилось каких-либо затруднений, выставляются три картинки, например с изображением сома, миски и посуды. Упражнение в отгадывании задуманного слова повторяется.

Делается о том, что слова делятся на части. В слове могут быть одна, две, три части.

3. Игра в мяч с одновременным договариванием последнего слога, например: ли-са, ве-сы, ко-сы и т.д.


III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Логопед задает вопрос: «Что вы сегодня узнали?» (Слова делятся на части. Части слова называются слогами.) Логопед предлагает детям придумать слова со звуком с, которые делятся на два слога.

Начатые на первом занятии во втором периоде обучения упражнения в делении слов на слоги продолжаются. Упражнения проводятся на групповых, вечерних и фронтальных занятиях. За это время дети должны усвоить, что слова делятся на части, которые называются слогами. В словах может быть разное количество слогов. На одном из занятий логопед показывает детям, что в словах бывает четыре, пять и больше слогов, одновременно поясняет, что большинство изучаемых детьми слов состоит из одного, двух или трех слогов. Обращается внимание и на то, что слоги (в отличие от слов) ничего не обозначают. В проводимые в это время фронтальные, групповые и вечерние занятия (т.е. занятия, которые проводятся воспитателями) включаются всевозможные упражнения в делении слов на слоги.

Перечислим примерную последовательность упражнений.

Вначале проводится ряд упражнений, во время которых дети практикуются в делении слов на слоги. Сюда относятся, кроме описанных в первом занятии (второй период), следующие упражнения.

Расстановка картинок на наборном полотне с их одновременным называнием и определением количества слогов.

Выбор картинок, в названия которых входит определенное количество слогов.

Упражнение в форме игры в «магазин». На столе расставляются различные предметы, названия которых могут быть произнесены детьми и по возможности содержат звуки с и с’; один из детей – «покупатель» - подходит к столу, «продавец» - логопед – предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоит из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова. Дети должны догадаться, какую игрушку хочет купить покупатель.

Проведение игры «Раз, два, три». Дети подбирают картинки, в названиях которых содержится определенное количество слогов (один, два, три).

Одно из упражнений проводится как соревнование. Дети строятся в две шеренги. Логопед ударяет в бубен один, два или три раза. Очередная пара соревнующихся должна быстро придумать слово (из числа правильно произносимых) с соответствующим числом слогов. В слово должен входить изучаемый звук.