ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2024
Просмотров: 738
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие методические указания Формирование произношения
Формирование грамматически правильной речи
Формирование грамматического строя речи.
Организация работы в специальных группах
V. Произношение слов со звуком у. Выделение звука у из начала слова.
II. Повторение звуков и букв а и у.
III. Выделение начального гласного из слова.
I. Повторение пройденного (4 – 5 минут).
II. Знакомство со звуком т. Слоги и слова со звуком т.
III. Знакомство с буквой т. Письмо буквы т.
IV. Составление рассказа по демонстрации.
Занятие на звуки м, м’ и букву м
II. Закрепление правильного произношения звука л’.
IV. Произнесение слов со звуком л’ и развитие слуховой памяти.
V. Упражнения в составлении, чтении, письме обратных слогов. (По усмотрению логопеда.)
VI. Подведение итогов занятия.
I. Повторение звуков у, а, и, э.
II. Узнавание гласных в середине слова.
III. Чтение обратных слогов по таблице.
VI. Выделение звука о из середины слова (на слух).
VIII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков к и х.
IV. Произношение слов со звуками к, к’ и х, х’.
V. Упражнение в закреплении правильного произнесения слов, в состав которых входит звук к или х.
VIII. Подведение итогов занятия.
III. Произнесение предложений. Изменение лица и числа глаголов.
V. Анализ и синтез прямого слога.
VI. Упражнения с фишками и буквами разрезной азбуки.
Тема занятия: дифференциация звуков л’ и йот.
VII. Упражнения с фишками и буквами. Чтение прямых слогов.
II. Закрепление правильного произношения звука ы в составе слогов и слов.
III. Выделение звука ы из состава слова.
IV. Произнесение слов со звуками ы и и.
V. Упражнения в выкладывании и чтении прямых слогов.
VI. Занятия можно закончить заучиванием небольшого текста.
VII. Подведение итогов занятия.
II. Звуки бывают твердые и мягкие; сравнение звуков.
III. Обозначение мягких согласных синим цветом.
IV. Устный анализ и синтез слогов, состоящих из мягких согласных и гласного и.
VIII. Подведение итогов занятия.
IV. Анализ и синтез слов типа сук.
VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.
VIII. Подведение итогов занятия.
Примерный план занятий, проводимых в первом периоде обучения (сентябрь – октябрь)
Второй период обучения Формирование произношения и развитие речи.
Подготовка к обучению грамоте, обучение грамоте.
Занятия во втором периоде обучения Формирование произношения и развитие речи
Занятия по формированию произношения и развитию речи Звуки с, с’, з, з’
I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.
III. Составление предложений без предлогов из данных слов.
IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.
I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.
II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.
III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.
Тема занятия: дифференциация звуков с и з.
III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.
IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.
VI. Согласование прилагательных с существительными.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
VI. Подведение итогов занятия.
V. Затем проводятся упражнения в согласовании числительных с существительными.
Тема занятия: дифференциация звуков т’и д’.
III. Сравнение звука т’ со звуком д’.
IV. Предлоги к и от. Повторение предлогов в и из. Проводится одно из описанных выше упражнений.
VII. Подведение итогов занятия.
Звук ш и дифференциация звуков с – ш (18 – 19-я недели обучения)
VI. Заучивание текста, составленного детьми из опорных слов.
VII. Подведение итогов занятия.
Картинный и текстовый материал, который может быть использован при закреплении звука ш
II. Проведение игры по типу «Телефон».
III. Подбор слов по данной схеме.
IV. Проводится одно из описанных ниже упражнений в согласовании прилагательных с существительными.
IV. Произнесение слоговых сочетаний.
V. Распространение предложений с помощью вопросов.
V. Проводится упражнение в правильном употреблении предлогов с(со) и из (см. Выше).
V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.
VI. Подведение итогов занятия.
Звук ж. Дифференциация ж – з; ж – ш; с – ш – з – ж
Тема занятия: дифференциация ж и з.
VII. Подведение итогов занятия.
Тема занятия: дифференциация звонких и глухих звуков.
II. Произнесение слогов и слов со звуками с, ш, з, ж. Закрепление понятий «слог», «слово».
IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
Звуки р и р’. Дифференциация р – р’ – л – л’
V. Заучивание наизусть стихотворения, которое логопед читал в начале занятия.
V. Согласование прилагательных с существительными.
VI. Подведение итогов занятия.
I. Сравнение мягких звуков с твердыми.
III. Затем (по усмотрению логопеда) могут быть предложены следующие упражнения.
V. Чтение всех знакомых слов, в частности: Аня, Маня, Таня, Паня.
VI. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
VII. Упражнения в преобразовании слов.
VIII. Письмо буквы я и прямых слогов с буквой я (гласные подчеркиваются красным цветом).
I. Обозначение звуков б и б’ буквой б.
III. Усвоение звуко-слогового состава слов типа сгсгс и чтение предложений.
Формирование произношения и развитие речи.
Занятия по формированию произношения и развитию речи
I. Чтение (по усмотрению логопеда).
II. Повторение артикуляции звука ч.
III. Произнесение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
IV. Упражнение в правильном употреблении слов с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
V. Заучивание рассказа «Очки».
VI. Подведение итогов занятия и оценка ответов детей.
Занятия по обучению грамоте Буква ь
Послебукварный период обучения
Тема занятия: образование слов с помощью приставок.
I. Произнесение звука йот в условиях стечения.
II. Подбор глаголов с основой ехать.
III. Добавление в предложение пропущенного глагола.
IV. Подбор глаголов, обозначающих движение.
Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.
Развитие грамматического строя речи.
Повторение предлогов из, за, под, из-за, из-под, между, перед, около.
Звуки с, с’ и з, з’
Для подбора существительных к прилагательным мужского и женского рода логопеду рекомендуется подобрать картинки с изображением предметов синего и зеленого цвета.
Синий: автобус, пылесос, василек, станок, пояс, поезд.
Синяя: беседка, коляска, скамейка, ваза, незабудка.
Зеленый: лист, куст, самолет, зонт, змей.
Зеленая: капуста, сосна, миска, звезда, занавеска.
Буквы с, с’ и з, з’
Зоя пускает змей.
Вася везет сани.
Под кустом змея.
На небе сияют звезды.
В лесу земляника.
Звуки с и с’
Потешки, загадки, стихи
Са-са-са – летает оса,
Су-су-су – поймали осу,
Сы-сы-сы – у осы усы.
У лисы усы.
У осы усики.
Воды не бойся.
До пояса мойся.
Усатый кот,
Ленивый кот.
Он спит весь день,
Вставать ему лень,
Вот и думает кот:
- Ко мне миска подойдет.
Загадка
Кто на себе дом носит? (Улитка.)
Сосна
В саду стоит высокая сосна. Сосна сухая. Вася и Саня спилили сухую сосну.
Собака
Сима и Валя сидели в саду на скамейке. Они увидели собаку и испугались.
Лиса и гусята
Гуси и гусята спали на поляне. А тут лиса. Гуси не видят лисы. Лиса хватает одного гусенка и убегает в лес. Несет лиса гусенка своим лисятам.
Сад
Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и сосны. В липовой аллее стоят скамейки. У скамеек васильки и маки. Люся и Соня гуляют в саду. Они сами поливают васильки и маки.
Кот Васька
Сеня и Сема поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.
Звуки с, с’ и з, з’
Потешки, скороговорки
Осень
Наступает осень. С кленов падают на землю сухие листья. Аллеи сада усыпаны сухими листьями. Дети гуляют в саду. Они поднимают с земли сухие листья. Из листьев будет букет. Дети поставят букет в вазу.
Зима
Зима. В саду много снега. Зоя и Саня идут в сад. У Зои санки. Зоя возит Саню. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.
В лесу
Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили в кусте змею. Дети испугались змеи.
В зоомагазине
Зина и Лиза в зоомагазине. Они видят в клетке обезьянку. Зоя покупает обезьянку.
Коза
У Зои есть коза. Козу зовут Забавка. Летом Зоя пасет козу в лесу, а зимой коза ест сено и сухие листья.
Весна
Наступает весна. Снег тает. Булькает вода в канавках. С домов свесились сосульки. Звенит капель.
Звуки б, б’, т’, д, д’, г, г’
Во втором периоде обучения (13 – 17-я недели обучения) закрепляется произношение звуков б, б’, т’, д, д’, г, г’. Заканчивается дифференциация взрывных звуков, отличающихся глухостью-звонкостью. Особенно тщательно надо подготовить к этим занятиям тех детей, которые вовсе не произносили взрывных звонких звуков, произносили их с недостаточным окончанием или взаимозамещали звонкие и глухие звуки. Применительно к этим детям постановка звуков (или их уточнение) б, б’, т’, а затем д, д’, г, г’ происходит уже в начале обучения.
Закреплению правильного произношения и особенно дифференциации звуков по звонкости-глухости много времени уделяется на подгрупповых занятиях с таким расчетом, чтобы к описываемому времени все дети овладели правильным произношением, различением и употреблением в речи всех пар взрывных звонких и глухих звуков как в твердом, так и в мягком звучании. Проводимые во втором периоде обучения фронтальные занятия по произношению являются итоговыми, они проводятся на усложненном речевом материале.
За этот же период времени детьми усваиваются буквы б, в, д, э, г. Работа по овладению звуками и буквами строится, как и до сих пор, таким образом, чтобы одновременно с упражнениями в произношении того или иного звука детьми усваивался соответствующий графический знак. (Исключение составляют буквы в и э.) Так, например, если в понедельник проводится первое фронтальное занятие на звуки б и б’, то во вторник дети знакомятся с буквой б (буква п из упражнений временно исключается). Устанавливается и закрепляется связь между звуками б и б’ и буквой б. В среду – второе занятие по произношению на звуки б и б’ (напомним, что 4 – 5 минут отводится на чтение) и подгрупповое занятие по грамоте с детьми, испытывающими те или иные затруднения. В четверг – второе занятие по грамоте. В пятницу – подгрупповые занятия по усмотрению логопеда. Таким образом, всю неделю в той или иной форме дети усваивают, что звуки б и б’ обозначаются знаком б.
Приведем примерный план фронтального занятия, во время которого дети упражняются в дифференциации звуков п и б.
Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
Цель занятия: сравнение звуков б и п; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов; составление предложений с предлогами.
Примерный ход занятия
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
Логопед обращается к детям с вопросами: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера?» (Звук б.) «Почему звук б называется звонким?» (Мы произносим его с голосом, звонко, громко.)
Обращаясь к отдельным детям, логопед проверяет правильность произношения звука б. Затем детям предлагается произнести звук п – теперь их внимание обращается на то, что звук получается тихий – глухой. Хором и по одному дети произносят звуки б и п.
Логопед предлагает детям попеременно произносить звуки п и б, слегка прикрыв ладонями уши. Звуки б и п сравниваются: один из них звонкий, другой – глухой.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
Игра «Наоборот» с мячом. Логопед бросает мяч и произносит слог ба, возвращая мяч, ребенок произносит слог па и т.д.
Игра «Телефон». Дети становятся в ряд и поочередно произносят слоги. Так, например, первый ребенок произносит па, второй – ба, третий – опять па и т.п. Могут быть и более сложные комбинации.
Повторение вслед за логопедом различных слоговых сочетаний, например: па – ба; бо – по; пу – пу – бу и т.п. При этом желательно, чтобы каждое новое сочетание повторялось логопедом только один раз.
Все эти упражнения требуют от детей максимального напряжения внимания.
III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.
Из ряда картинок детям предлагается выбрать такие, в названиях которых есть звук б. Примерные картинки: банка, поле, паук, бант, липа, кнопки, бублики, бананы, пальто, бак, бубен, капуста и т.п. После того как дети выберут и назовут картинки, в названиях которых есть звук б, называются оставшиеся картинки. Дети устанавливают, что в названиях всех этих картинок есть глухой звук п.
Проводится игра по типу «Телефон». Построившись в ряд, дети поочередно придумывают слова (из числа правильно произносимых) то со звуком б, то со звуком п.
Дети по вызову логопеда подходят к его столу и вынимают из конверта (или берут из пачки, лежащей на столе) какую-либо картинку, называют ее, определяют, какой из звуков (глухой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится.
Дети запоминают воспринятые на слух ряды из трех-четырех слов и правильно их воспроизводят, четко произнося каждое слово и каждый звук, например: пулемет, буквы, снопы; поезд, зяблик, запонка, бузина.
Игра «Раз, два, три». Отбираются картинки, в названия которых входит звук п, затем картинки, в названия которых входит звук б.
Игра в мяч. Бросая мяч одному из детей, логопед произносит слово со звуком б; возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком п. Бросая мяч одному из детей, логопед произносит слово со звуком п, возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком б. (При проведении упражнения слова подбираются как с твердыми, так и с мягкими звуками.)
Перечислим слова, которые были подобраны детьми на одном из занятий. Кроме тех слов, которые подбирались с помощью картинок, они называли такие слова: письмо, беседка, зубы, пионы, незабудка, губы, изба, бульдог и др. Много слов было подобрано детьми, которые уже правильно произносили звуки л, р, ш, ж (жаба, паровоз, пароход, рубашка и др.).
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
1. Составляются схемы слов пух, бусы, батон. В каждом слове выделяется изучаемый звук (т.е. п или б), указывается, звонкий он или глухой. При составлении схем дети указывают количество слогов в слове, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук, называют ударный гласный.
2. Игра «Живые звуки».
Для анализа можно на этом занятии взять слова паук, липа, бок, бык.
В одних случаях односложные слова составляются из данных звуков, например, детям предлагается составить слово из звуков ы, к, б. В других случаях логопед называет звуки в нужной последовательности (например, б, о, к), а дети «прочитывают» слово.